Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 22:27, доклад
В данной работе хочется рассмотреть феномен института информационного лоббизма, который сейчас является настолько малоизученным в современной научной традиции, что упоминание данного термина, как в научных, так и в публицистических трудах, встречается не так часто.
смыслу этой статьи гражданин вправе использовать все свои конституционные права
и свободы, установленные статьями Конституции РФ, которые могут в той или иной
степени иметь отношение к лоббистской деятельности. Гражданин вправе использо-
вать все виды и способы защиты своих прав путем обращения в органы власти, обжа-
лования решений должностных лиц, обращения в суд, к общественности, вступления
в общественное объединение, политическую партию, использования средств массо-
вой
информации.
Таким образом, отталкиваясь от общего понятия лоббизма, мы переходим к ис-
следованию
института информационного
лоббизм» упоминается в отечественной научной литературе считанное количество раз,
а четкий анализ проводится единственным отечественным исследователем – профес-
сором политологии А.И. Соловьевым. В связи со слабой изученностью информацион-
ного лоббизма данный термин остается скорее публицистическим, нежели научным,
о чем свидетельствует отсутствие четкого научного определения и периодически воз-
никающие дискуссии об информационном лоббизме как составляющей части инсти-
тута лоббизма. Между тем информационный лоббизм есть самостоятельный институт,
представляющий собой специфический результат генезиса политического рынка и эво-
люции общества, когда его часть, контролирующая крупные общественные ресурсы,
получает возможность играть особую социально-политическую роль. На основании
исследования теоретических и практических аспектов данного понятия мы определя-
ем информационный лоббизм как спланированные информационные усилия, форми-
рующие и поддерживающие определенную коммуникацию, направленные в конечном
итоге на принятие того или иного ключевого решения.
Информационный лоббизм является продуктом, использующим потенциал так
называемой «четвертой» (СМИ) и «пятой» (лоббисты) власти для влияния на все вет-
ви власти и иные ЦПР. Здесь наблюдается опосредованный характер общения центра
интересов и ЦПР в результате высокой степени автономности информационных про-
дуктов после их попадания в массовые информационно-коммуникативные системы
(МИКС), т. е. центрам интересов и ЦПР в информационном лоббизме необходимо вы-
страивать и поддерживать такую систему коммуникаций, которая с большей степенью
вероятности могла бы гарантировать, что сообщение, доносимое информационным
лоббистом (мэсседж), дойдет до ЦПР и будет адекватно усвоено. При этом информаци-
онный лоббист должен не только выстраивать, но и контролировать коммуникативное
функционирование системы взаимодействия «группа интересов – лоббист – инстру-
мент – ЦПР».
Выстраивая
типологизацию института
очередь определяем его внешний и внутренний типы. «Внешний» информационный
лоббизм предполагает, что лоббист изначально не имеет контакта с ЦПР и появляет-
ся на одном с ним коммуникативном поле только в результате своего проникновения
в область вопросов, требующих решения со стороны информационного лоббиста. Во
«внутреннем» информационном лоббизме лоббист является частью системы принятия
решения либо близок к ней и, соответственно, устанавливает контакты уже внутри
системы; а кроме того, в зависимости от способов распространения его продукта, он
формирует естественную и искусственную разновидности коммуникаций информа-
ционного лоббирования. Исторически формирование «искусственной коммуникации»
можно
отнести к эпохе бурного
ного отрезка человеческой истории формы информационного лоббизма сводились,
как правило, к межличностному контакту с ЦПР. Люди, в большинстве своем, имели
возможность взаимодействовать друг с другом и обмениваться информационными
продуктами только в условиях одновременного нахождения в одном и том же месте.
Однако
с развитием средств
лее отходили от формы межличностного общения в условиях физической локализации.
Следовательно, средства коммуникации порождали новые формы передачи информа-
ционных продуктов и информационного взаимодействия. С развитием институтов
массовой информационной коммуникации (возникновение книгопечатания, а впос-
ледствии электронных форм передачи информации) зарождается «искусственная»
коммуникация информационного лоббизма, когда обмен информационными продук-
тами между лоббистом и ЦПР все больше базируется на опосредованных интерактив-
ных формах.
Кроме того, необходимо выделить такие два типа информационного лоббизма, как
легальные средства воздействия на ЦПР и внеправовые средства воздействия.
Слабая изученность феномена информационного лоббизма в современной отече-
ственной науке не позволяет рассматривать аспекты данного явления на основании
уже проведенных исследований. Однако важным и актуальным для современной науки
является определение и формулировка коммуникационных актов – основного инстру-
мента функционирования всего института информационного лоббирования, колос-
сальная база которых имеется в смежных дисциплинах – социологии, психологии, фи-
лософии, журналистике.
Отталкиваясь от исследований смежных направлений (Г. Лассуэла, Р. Брэддока,
К. Шеннона, У. Уивера, Н. Винера), мы выстраиваем некую идеальную модель коммуни-
кационных
актов информационного
трации функционирования института информационного лоббирования в условиях от-
крытой коммуникации человеческих отношений (см. рисунок). Данная теоретическая
модель
позволяет нам отойти от примитивного
понимания лоббистских
информационного лоббизма:
формирование потребностей;
выбор ЦПР и преобразование потребностей;
налаживание информационной коммуникации;
окончание активной информационной коммуникации.
Помимо коммуникативных актов мы выделяем основные направления информа-
ционного лоббирования:
управление кампаниями обращений к центрам принятия решений с целью добить-
ся воздействия на них;
проведение массовых акций, работа с местными общественными организациями
и лидерами общественного мнения (использование технологии grass-roots lobbying);
работа со средствами массовой информации.
Нельзя не сказать и о такой агрессивной форме применения указанных выше на-
правлений, как информационная война. Появление данной формы информационного
лоббизма связано с тем, что зачастую единичные информационные сообщения не мо-
гут создать устойчивой коммуникации и многие цели требуют постоянного и в оп-
ределенной мере интенсивного информационного сопровождения, которое ведет
к множественному тиражированию цели через СМИ и общественное сознание. Вос-
требованность
«информационных войн» как
интересов связана с необходимостью создания устойчивой информационной комму-
никации
для среднесрочной и
Причем если раньше «информационная война» воспринимались как исключительно
политический инструмент, а научная и публицистическая литература применяла дан-
ный термин в основном к внешнеполитическим противостояниям, то на сегодняшний
день «информационные войны» становятся важным экономическим инструментом.
При этом в западных странах «информационные войны» эффективны при нанесении
ударов по нематериальной составляющей активов участников бизнес-процессов, ко-
торая является их основной ценностью. Российские компании не обладают аналогич-
ными нематериальными активами, однако их основные нематериальные активы скон-
центрированы в сфере политических коммуникаций с органами власти, которая также
уязвима
для информационного
«информационные войны», воздействующие на нематериальные активы, являются эф-
фективным инструментом не только на политической, но и на экономической арене.
Однако они заслуженно имеют репутацию «грязного» инструмента лоббирования,
чему способствуют современные условия отсутствия четких законодательных и мо-
ральных ограничений.
Мы вновь возвращаемся к утверждению о назревшей необходимости юридической
легитимации информационного лоббизма. Требуется законодательно прописать основ-
ные аспекты лоббистской деятельности и ее информационной составляющей, которые
могут влиять на характер ее реализации, а также разработать систему четкого контро-
ля со стороны правоохранительных органов и институтов гражданского общества, для
чего, в свою очередь, необходимо усиливать сферу глубокого научного исследования
данной проблематики.