Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:28, реферат
Термин "информационное общество" занял прочное место в лексиконе зарубежных политических деятелей разного уровня. Именно с ним связывают будущее своих стран многие руководители. Наиболее отчетливо это проявилось в деятельности администрации Президента США (национальная информационная инфраструктура), Совета Европы (информационное общество), Канады, Великобритании (информационная магистраль). Не отстают в разработке соответствующих программ и концепций развития информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ) другие государства Европейского сообщества, азиатские страны.
Введение 3
Информационные технологии 7
Информационное общество для всех — информационное общество для каждого человека в отдельности
9
Роль государства в формировании информационного общества 11
Концепция формирования информационного общества в России 14
Концепция развития информационного общества Европейского Сообщества 20
Социальные аспекты интеграции Российского научно-технического потенциала в Европейское научное сообщество 22
Развитие социальных технологий информационного общества в России: проблемы и перспективы
23
Информационные источники 25
Источник: Monitoring.ru
Здесь видим ту же ситуацию, что и в распределении аудитории Интернета по стране. Пользователи в Москве и Петербурге лучше технически оснащены, чем в регионах. При этом в Восточной Сибири и на Дальней Востоке, например, хуже, чем в среднем по стране, оснащённость телефонами среди пользователей, но зато по наличию домашнего выхода в Интернет эти регионы вплотную приближаются к столицам.
Лидерами в использовании
Исследовательская компания "KOМКОН-Вектор", директором которой является Пётр Залесский, предоставило нам информацию о динамике развития российского Интернета за последний год. По результатам исследований Web-Вектор, за год с весны 1999 по лето 2000 в городах с населением свыше 1.000.000 человек количество пользователей Интернета увеличилось в 1,5 раза, в городах, насчитывающих от 500.000 до 1.000.000 жителей -- в 1,3 раза. Наибольшего показателя доля новых пользователей достигла в областных и районных центрах с населением от 250.000 до 500.000 человек -- аудитория увеличилась вдвое. По динамике развития, согласно сведениям "КОМКОН-Вектор", вперёд выходят Уральский и Западно-Сибирский регионы, особенно крупные промышленные центры -- Екатеринбург, Челябинск, Тюмень. Примечательно, что, исходя из оценок Monitoring.ru, именно Урал являлся в середине лета нынешнего года наиболее отсталым (в плане развития Сети) регионом в России. Как утверждает Залесский, активно развивается Интернет в Поволжье -- Казани, Самаре и Саратове. В каждом из этих городов количество пользователей превысило стотысячный рубеж (это примерно 5-6% от общего населения старше 10 лет).
В принципе, на основе беглого анализа вышеизложенных статистических данных можно было бы попытаться нарисовать портрет обобщённого "провинциального" пользователя, выделить наиболее "перспективный" тип, заявив, скажем, что в Нижнем Тагиле (население четыреста тысяч, Уральский регион, промышленный центр, относительно небедный город, есть вузы) следует ожидать всплеска интернет-активности, именно туда стоит направить инвестиции, именно в расчёте на этот и похожие города стоит разрабатывать свою бизнес-стратегию лидерам российского Интернета, по крайней мере, тем из них, кому мало Москвы и Санкт-Петербурга. Однако, как утверждают многие эксперты, вряд ли кто станет рисковать деньгами лишь на основе этих выкладок. Рынок слишком молод, "находится в возрасте от трёх до пяти", и все тенденции ещё десять раз изменятся.
Так, Том Эдсхед (Tom Adshead), аналитик компании "Тройка Диалог" говорит, что пока не имеет смысла бежать впереди лошади: "в провинции на Интернет просто нет спроса, компьютеры для тамошних жителей слишком дороги, ёмкость телефонной сети низка, номеров не хватает и для простой связи, не говоря уже о выделенных линиях". Во всей нестоличной России, полагает Эдсхед, наиболее перспективен домашний пользователь, так как в офисах мало компьютеров, а руководство провинциальных фирм не понимает, зачем им нужен Интернет. Что касается наиболее перспективных в отношении Сети регионов, то здесь иностранный аналитик склонен оперировать скорее критерием необходимости, нежели прибыльности: "Север России богаче Центра и Юга, но там очень большие расстояния, людям тяжело связываться со своими родственниками. Интернет там, в первую очередь, даст ещё один способ моментальной связи".
Вице-президент по инвестиционным и стратегическим вопросам компании Port.ru Юрий Аммосов, в свою очередь, считает, что можно назвать ряд наиболее перспективных регионов: "это Северо-Запад, Урал, Дальний Восток и Западная Сибирь до Красноярска". Главный критерий уровня развития местной Сети -- "экономическое положение региона, уровень образования местного населения, степень развития коммерции и услуг". Аммосов даже рискнул набросать портрет наиболее типичного провинциального пользователя: "это не выдуманный персонаж, а реально существующая девушка, получившая пару дней назад бесплатный электронный адрес на почтовом сервисе Mail.ru. О себе она сообщила примерно следующее: живёт в Новгороде, пятнадцать лет, хочет стать врачом. Любит танцевать, компьютер (один) отец недавно купил для неё и брата. Никакого бизнеса здесь явно нет. А между тем девушка эта и есть наш целевой провинциальный пользователь".
Казалось бы, Россия -- страна, живущая
за счёт газовой и нефтяной труб,
природные месторождения
Ждать взлёта корпоративного Интернета не стоит даже в нефтяных и газовых центрах, полагает Юрий Аммосов: " в провинции у крупных общероссийских корпораций -- нефтяных, металлургических, РАО ЕЭС, Газпрома -- мало офисных работников, много меньше, чем в крупных городах, где у них штабы. Поэтому компании вряд ли будут развивать там сетевую инфраструктуру Сети -- Интернет скорее придёт сам как чисто коммерческое предложение, откликаясь на растущий спрос жителей и местных фирм".
Концепция развития информационного общества Европейского Сообщества
Европейское сообщество с 1994 года поставило задачу построения информационного общества в число наиболее приоритетных. Достигнут значительный успех в реализации Плана действий (Europe and the global information society. Recommendations to the European Council, May 1994), который определил стратегию движения Европы к информационному обществу:
Ø- успешно начата либерализация телекоммуникационного сектора;
Ø- предприняты усилия для обеспечения социальной ориентации информационного общества, поддержки региональных инициатив для достижения согласованного развития;
Ø- сформулирован план действий в области образования;
Ø- оказана поддержка европейской индустрии производства содержания, которая, как ожидается, создаст дополнительно около 1 млн рабочих мест в течение следующих 10 лет;
Ø- успешно воплощены программы научных разработок;
Ø- Европейская Комиссия стала важным инструментом выработки общих правил, которые необходимы для перехода к глобальному информационному обществу.
С учетом уже достигнутого перед
европейскими странами ставятся новые
задачи:
1. Улучшить условия для бизнеса с помощью
эффективной и согласованной либерализации
телекоммуникаций, создать необходимые
условия для внедрения электронной торговли.
2. Необходим переход к обучении в течение
всей жизни. В этом направлении работает
инициатива "Обучение в информационном
обществе".
3. Значительные последствия информационного
общества для конкретного человека побудили
дискуссию, направленную на то, чтобы поместить
людей в центр происходящих преобразований.
По результатам обсуждения выпущена Зеленая
книга "Жизнь и работа в информационном
обществе: сначала люди" (Green Paper. Living
and Working in the Information Society: People First. European Comission,
Belgium, 1996). Речь в ней идет о создании новых
рабочих мест, охране прав и свобод граждан,
прежде всего неприкосновенности личной
жизни.
4. Сегодня ясна важность глобального
сотрудничества, установления правил
создания информационного общества. Они
затрагивают права на интеллектуальную
собственность, защиту данных и тайну
личной жизни, распространение вредного
и незаконного содержания, проблемы обложения
налогами, информационную безопасность,
использование частот, стандартов. Для
установления общих правил в этих областях
необходимы многосторонние соглашения
в рамках Всемирной торговой Организации.
(Europe at the Forefront of the Global Information Society: Rolling
Action Plan". Communication from the European Comission to the
Council, the Europeean Parliament, the Economic and Social Committee,
and the Committee of the Regions, 1996.)
Европейская комиссия в феврале 1995
г. учредила Форум для обсуждения
общих проблем становления
Цель работы Форума проследить процесс
становления информационного
Подчеркивается, что если Европа не сможет быстро и эффективно адаптироваться, ее ждет не только потеря конкурентоспособности перед лицом США и азиатских экономик, но и рост социального отчуждения внутри европейских стран. В комплексном виде проблемы развития информационного общества представлены в Первом ежегодном докладе Форума "Сети для людей и сообществ". (Networks for People and their Communities. Making the Most of the Information Society in the European Union. First Annual Report to rhe European Commission from the Information Society Forum. June 1996.).
Цели другой инициативы - ускорить
вход школ в информационное общество
с помощью предоставления им новых
средств общения, поошрить широкое
распространение мультимедиа в
педагогической практике, формировании
критической массы пользователе
Для достижения этих целей предлагается
поошрять взаимосвязь региональных
и национальных сетей школ на уровне
Сообщества, стимулировать развитие
и распространение
Задача - не допустить ситуации, когда дети только привилегированных слоев общества могут рассчитывать на мультимедийное образование.
Большинство европейских стран
приняли соответствующие
Социальные
аспекты интеграции Российского
научно-технологического потенциала в
Европейское сообщество
Научно-технологическая
В качестве инструмента реализации научно-технологической
политики ЕС выступают рамочные программы
Европейской Комиссии (ЕК), в которых отражаются
перспективные направления и тенденции
развития Европейского Союза, включая
широкий спектр фундаментальных и прикладных
исследований, образовательные программы,
программы по подготовке кадров, по созданию
единой информационно-коммуникационной
инфраструктуры, культурной среды и т.д.
В настоящее время программа IST-Технологии
Информационного Общества (ТИО) по своему
охвату областей применения информационных
технологий и важности для развития в
Европе информационного общества является
наиболее значимой среди подпрограмм
Пятой рамочной программы ЕК (1998–2000 гг.).
Поэтому международное научно-технологическое
сотрудничество в рамках программы ТИО
в свою очередь открывает широкие возможности
для интеграции России в глобальное информационное
сообщество.
На современном этапе, когда и Россия,
и Европа предпринимают значительные
шаги для активизации научно-технологического
сотрудничества, нельзя не учитывать тот
факт, что речь идет о взаимодействии двух
различных систем развития науки, технологических
разработок, образования, общественных
взглядов и культуры, что ведет к возникновению
определенных проблем и трудностей в процессе
установления долгосрочного научно-технологического
сотрудничества в рамках программ ЕК.
Развитие социальных технологий
информационного общества в России:
проблемы и перспективы
Технологии информационного
Интернет начал развиваться в России в
1993-94 гг. как компьютерная сеть образования,
науки и культуры. Это было ответом на
проблему, возникшую в начале 1990-х гг. в
связи с развалом системы обеспечения
российской науки и образования оперативной
научно-технической информацией. С 1994
года начала создаваться сеть российских
университетов RUNNet, а с 1995 года реализуется
Государственная программа построения
Национальной сети компьютерных телекоммуникаций
для науки и высшей школы (сеть RBNet). В это
же время начали развиваться и региональные
научно-образовательные компьютерные
сети. Региональная объединенная компьютерная
сеть образования, науки и культуры Санкт-Петербурга
(РОКСОН) создается с 1995 г. при поддержке
Российского фонда фундаментальных исследований
и Министерства науки Российской Федерации.
Развитие научно-образовательных телекоммуникационных
компьютерных сетей в России стимулировало
рост интереса в российском обществе к
возможностям глобальных телекоммуникаций
и тем самым инициировало развитие коммерческих
провайдеров Интернета.
В настоящее время развитие интернет-технологий
активно обсуждается в прессе, ресурсы
Интернета фигурируют в рекламных объявлениях,
выходят специальные телевизионные программы,
посвященные сетевым информационным технологиям.
Это существенно расширяет поле влияния
Интернета и в этой связи становится актуальным
вопрос - в какой мере российское общество
знакомо с Интернетом. Для получения ответа
на этот вопрос обратимся к данным социологических
исследований. Результаты опросов, осуществленных
Фондом "Общественное мнение" (ФОМ)
в мае 1999 г. и апреле 2000 г. [1] позволяют получить
сравнительные данные о распространении
информации об Интернете в России. По результатам
этих исследований видно, что доля тех,
кто в той или иной степени знаком с тем,
что такое Интернет, за год ощутимо увеличилась
(с 53% до 67%). Тем не менее, по данным опроса
ФОМ, каждый третий опрошенный пока ничего
не знает о всемирной компьютерной сети.
Говоря о распространении Интернета, необходимо
проанализировать как оцениваются населением
возможности использования интернет-технологий
в жизни современного российского общества.
Следует обратить внимание на особенности
позиции населения Москвы - города в котором
в настоящее время наблюдается максимальная
концентрация граждан использующих интернет-технологии.
Все москвичи знают что такое Интернет
(в отличие от всероссийской выборки, никто
из них не затруднился с ответом на вопрос
"Знаете ли вы, что такое Интернет?),
однако 7% жителей Москвы отрицательно
относятся к Интернету [2], что является
довольно существенным показателем по
сравнению с 2% негативной оценки жителями
России. Таким образом, данные ФОМ иллюстрируют
тот факт, что в Москве, как одной из точек
концентрации российского Интернета,
уже начинают проявляться некоторые негативные
последствия его воздействия на население
и общество.
Вопросы социологического изучения социально-демографической
структуры пользователей Интернета, распределения
аудитории по городам и регионам России
начали активно обсуждаться на семинарах,
конференциях и в периодической печати
в 1998/99-х гг. Постепенно сформировались
несколько исследовательских групп, реализующих
свои программы изучения российской аудитории
Интернета [3]. Первые опросы населения
были проведены исследовательскими компаниями
и маркетинговыми агентствами, заинтересованными
в получении прогностической информации
о динамике роста (изменении структуры
и т.п.) российской интернет-аудитории.
Исследователи выделяют разные категории
пользователей информационными ресурсами
и технологиями Интернета - от регулярно
работающих в нем, до тех, кто получает
информацию из Интернета через друзей
и сослуживцев. В частности, агентством
Monitoring.ru начиная с исследования в ноябре
1999 г. аудитория Интернета была разделена
на 5 видов: от "максимальной аудитории"
(все посетители Интернета, включая и тех,
кто имел хотя бы единичный опыт посещения
Интернета) до "ядра" (те, кто регулярно
посещает Интернет и проводит там не менее
трех часов в неделю) и введено измерение
коммуникативного окружения аудитории
(двух видов - ближнего и дальнего) [4]. Оценки
коммуникативного окружения аудитории,
по мнению исследователей агентства Monitoring
. ru, дают возможность представить масштабы
влияния аудитории российского Интернета
на прочее население страны через дружеские
и семейные связи.
Результаты исследований Фонда "Общественное
мнение", наряду с данными о структуре
пользователей, представляют информацию
о потенциале расширения аудитории Интернета
в России. На вопрос "Если Вы не пользуетесь
Интернетом, то хотели бы Вы или нет, чтобы
у Вас была такая возможность?" 3% респондентов
ответили, что у них такая возможность
имеется, а 33%, что хотели бы пользоваться
Интернетом. Из этого следует, что потенциальная
аудитория Интернета в России составляет
около 30 млн. человек, причем необходимо
отметить сопоставимость данных ФОМ с
информацией, полученной агентством Monitoring.ru
в феврале 2000 г. [5] (8 млн. имеют желание
и 29 млн. чел. положительно относятся к
подключению к Интернету).