Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:28, реферат
Термин "информационное общество" занял прочное место в лексиконе зарубежных политических деятелей разного уровня. Именно с ним связывают будущее своих стран многие руководители. Наиболее отчетливо это проявилось в деятельности администрации Президента США (национальная информационная инфраструктура), Совета Европы (информационное общество), Канады, Великобритании (информационная магистраль). Не отстают в разработке соответствующих программ и концепций развития информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ) другие государства Европейского сообщества, азиатские страны.
Введение 3
Информационные технологии 7
Информационное общество для всех — информационное общество для каждого человека в отдельности
9
Роль государства в формировании информационного общества 11
Концепция формирования информационного общества в России 14
Концепция развития информационного общества Европейского Сообщества 20
Социальные аспекты интеграции Российского научно-технического потенциала в Европейское научное сообщество 22
Развитие социальных технологий информационного общества в России: проблемы и перспективы
23
Информационные источники 25
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр | ||
1 |
Введение |
3 |
2 |
Информационные технологии |
7 |
3 |
Информационное общество
для всех — информационное общество
для каждого человека в отдельности |
9 |
4 |
Роль государства в формировании информационного общества |
11 |
5 |
Концепция формирования информационного общества в России |
14 |
6 |
Концепция развития информационного общества Европейского Сообщества |
20 |
7 |
Социальные аспекты
интеграции Российского научно- |
22 |
8 |
Развитие социальных
технологий информационного общества в России:
проблемы и перспективы |
23 |
9 |
Информационные источники |
25 |
Введение
Термин "информационное общество"
занял прочное место в
Происходящие крупномасштабные преобразования, связанные с внедрением ИТТ практически во все сферы жизни, должны контролироваться и направляться в интересах всего общества. Сделать это может государство в союзе со всеми заинтересованными сторонами, прежде всего частным сектором. Россия в этом процессе значительно отстала, но это дает возможность на примере других стран понять роль государственного воздействия для целенаправленного формирования основ информационного общества.
Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг тем, что информация, знания, информационные услуги, и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная) растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии. Для того, чтобы оценить этот процесс количественно, необходимо иметь соответствующие статистические данные. Однако здесь имеются серьезные трудности, поскольку статистическая система инерционна, вводит новые показатели измерений с неизбежным запаздыванием.
В силу этих причин экономическое
воздействие информационного
Есть опыт некоторых стран по более эффективному статистическому измерению информационной индустрии. Например, в Канаде предложена новая классификация в рубрике "Информационные технологии и телекоммуникации" (ИТТ), которая объединяет телекоммуникации, массовое вещание и компьютерные услуги. Вклад ИТТ отраслей в экономику Канады в 1993 г. оценен в 4,7% ВНП. Если добавить производство компьютерного и телекоммуникационного оборудования, то цифра вырастает до 6%. Однако общий вклад "информационной экономики" выше, поскольку измерения охватывают только добавленную стоимость и не включают информационные услуги, оказанные компаниями, не относящимися к ИТТ.
Оценки мирового информационного сектора Международным союзом связи дают основания предположить, что он растет быстрее, чем экономика в целом. Кроме того, он не подвержен воздействию экономических спадов. В него включают производство телекоммуникационных и компьютерных услуг и оборудования, программного обеспечения, радио и телевизионного вещания и оборудования, аудиовизуальных развлечений.
Информационный сектор - динамичная и быстро растущая индустрия, являющаяся источником новых рабочих мест. Воздействие ИТТ на занятость варьируется в зависимости от технологии, структуры рынка, специфики индустрии. С одной стороны, технологический прогресс часто приводит к сокращению рабочих мест, поскольку оборудование становится все более "интеллектуальным" и требует меньше занятых. Например, в области традиционной телефонии занятость снижалась на 6% ежегодно с 1982 г., еще больше - в Америке (23%). Приватизация телекоммуникационных операторов также оборачивается сокращением рабочих мест с целью снижения издержек производства, свою роль играет и острая конкуренция между операторами.
С другой стороны, новые технологии
создают рабочие места. Например,
в США в кабельной
Существует предположение, что низкая цена коммуникаций благоприятно воздействует на другие сферы бизнеса, поскольку расширяет связи, снимает пространственные ограничения на ведения дел и снижает потребность в персонале. Это предположение трудно проверить, поскольку нет свидетельств в пользу прямой связи между стоимостью коммуникаций и занятостью. В то же время развитие новых информационных услуг, таких как закупки товаров с помощью интерактивного ТВ или компьютерных сетей могут приводить к сокращению занятости в традиционных отраслях. Мы переживаем исторический период очень быстрых технологических изменений, который порождает два главных вопроса. Первый связан с проблемой занятости: смогут ли люди адаптироваться к этим изменениям, порождают ли информационные и телекоммуникационные технологии новые рабочие места или разрушают уже сложившиеся? Второй вопрос относится к демократии и равенству: увеличит ли сложность и высокая стоимость современных технологий разрыв между индустриальными и менее развитыми странами, молодым и пожилым поколениями, теми, кто умеет с ними обращаться, и кто их не знает?
Распространение ИТТ характеризуется всепроникающим характером и скоростью внедрения во все сектора - в промышленность, сферу услуг, государственное управление, образование и т.п. Оказывают они воздействие и на обыденную жизнь людей. В связи с таким масштабным воздействием можно было бы ожидать высоких темпов экономического роста. Однако на самом деле воздействие ИТТ зависит от их социальной приемлемости, от тех структурных и институциональных изменений, которые должны быть сделаны для полной реализации потенциала ИТТ: реорганизации бизнеса, переосмысления взаимоотношений государства и частного сектора, нового вида организации работы, новых механизмов регулирования. Однако эти и другие институциональные преобразования значительно отстают от темпов технологического прогресса.
Наиболее существенной угрозой
переходного периода к
Однако эти потенциальные возможности и преимущества ИТТ не станут реальностью сами по себе. Потенциальная возможность граждан непосредственно воздействовать на правительства ставит вопрос о трансформации существующих демократических структур. Возникает возможность осуществления "референдной демократии" с помощью ИТТ. В то же время имеет место растущее вмешательство государства в область шифрования, что может угрожать неприкосновенности личной жизни граждан. Право людей на шифрование своих посланий не должно ущемляться государственным контролем за ключами шифрования.
Цена за удобство, скорость передачи и получения информации, разнообразные информационные услуги - потеря анонимности. Все шаги по информационной магистрали можно проследить и внести в постоянно растущие базы данных. Коммерческий сектор также проявляет большую заинтересованность в мониторинге онлайновой активности, поскольку это дает возможность создать детальные портреты потребительского поведения. Компиляция коммерческими или финансовыми организациями сведений о том, как и когда люди покупают, представляет серьезную потенциальную угрозу.
В связи с особой чувствительностью к сбору персональной информации в документах Европейского Сообщества (Building the European Information Society for Us All. First Reflections of the High Level Group of Experts. Interim Report, January 1996) предлагаются следующие рекомендации:
Информационные технологии
Граждане должны иметь доступ к технологии и программному обеспечению для защиты своей личной жизни, посланий и коммуникаций. Средством достижения этих целей являются цифровая подпись и шифрование. Методы шифрования будут совершенствоваться только в том случае, если их развитие будет частным делом. Преимущество государственных органов в этой области обеспечит государству ключи к каждой базе данных. Необходимо установить регулирующие нормы, которые определяют порядок использования средств шифрования. Право властей на просмотр и мониторинг информации должно быть строго ограничено рамками закона, модифицированного в соответствии с новыми требованиями. Право на использование средств шифрования должно быть защищено учреждением независимых общественных центров доверия, которые регулируются независимо от коммерческих структур и не являются частью государственного аппарата. Центры доверия должны быть ответственны за проверку программного обеспечения, управление ключами, содержание списков ключей и их сертификацию.
Однако необходимо иметь в виду, что постоянное технологическое совершенствование систем шифрования, включающее возможность "спрятать" одно послание в другом, приведет к созданию практически совершенных систем шифрования в ближайшем будущем. В этом случае государственные агентства, отвечающее за общественную безопасность, должны найти иные способы обнаружения коммуникаций между преступниками.
Технологические изменения могут углубить имеющиеся географические и социальные различия. С другой стороны, жизнь людей может быть улучшена с помощью более удобного доступа к информации и услугам связи.
Интенсивное внедрение ИТТ в государственные органы дает возможность:
Внедрение в органы госуправления ИТТ - сложный процесс, обусловленный рядом факторов: вертикальной структурой администрации, которую необходимо заменять на горизонтальную, недостаточным пониманием со стороны служащих (требуются интенсивные программы обучения), нехваткой баз данных, сделанных в расчет на публичный доступ, неясность с правовым статусом доступа к общественной информации.
Следующие принципы должны применяться относительно доступа к общественной информации:
Как правило, причина неудач в реализации проектов внедрения ИТТ как на уровне предприятий, так и государства - в неумении сочетать технологические инновации с организационными.
Информационное общество
для всех — информационное общество
для каждого человека в отдельности
Для формирования и развития информационного
общества в России нельзя ждать, когда
будет преодолен социально-
На какой методологической базе построены
такие предложения? Теоретически обоснованный
выбор цели развития социально-экономической
системы является фундаментальной задачей
в преодолении кризисов, в адекватном
выборе форм и методов государственного
регулирования, в реформировании экономической,
социокультурной, политической, научно-технической
и технологической сфер общества. С позиции
системного подхода это должна быть конечная
цель, то есть такая цель, которая не может
стать средством достижения цели более
высокого порядка и которая в то же время
является началом (обратной связью) качественно
нового витка развития как социально-экономической
системы в целом, так и каждой ее подсистемы.
Если социально-экономическую систему
и все ее подсистемы рассматривать с позиции
единой конечной цели, то в этом случае
сопоставление прошлой, наличной и прогнозируемой
ситуации с этой целью позволяет получить
представление о состоянии развития, о
содержании прямых и обратных связей и
о их влиянии на развитие системы как целое.
Более того, если социально-экономическая
система может быть рассмотрена с позиции
реализации конечной цели, то она (цель)
имеет общепланетарный, глобальный характер.
Отсюда вытекает, что если сопоставить
существующую практику социально-экономического
развития как в России, так и любой другой
стране мирового сообщества с теоретически
обозначенной конечной целью, то можно
выявить лишние или недостающие звенья
в механизме ее (цели) реализации и определить
наиболее короткий и эффективный путь
достижения. С позиции такого теоретического
подхода под конечной целью развития социально-экономической
системы должен быть только конкретный
Человек во всем многообразии материальных
и духовных потребностей, создание условий
равного доступа к благам при их бесконечном
разнообразии и их удовлетворение.
Что будет, если целью развития общественной
системы, а равно и целью построения информационного
общества будет не конкретный Человек?
Самый важный вывод проведенных теоретических
изысканий заключается в том, что если
целью развития социально-экономической
системы будет не Человек, то неизбежен,
по крайней мере тупиковый вариант — это
в лучшем случае, а скорее всего глобальный
кризис с катастрофическими последствиями.
Если же целью развития общественной системы
будет Человек, то ей (цели) адекватна собственность
общественная и в то же время индивидуальная
(частная), неадекватна — корпоративная
и государственная; избранной цели адекватны
свободные договорные отношения, переходящие
в семейные, неадекватны — принудительные;
избранной цели адекватны свободные демократические
отношения и неадекватны тоталитарные.
Избранной цели адекватен такой технологический
уклад, который позволяет устанавливать
взаимосвязь между людьми в реальном масштабе
времени — "on-line", по принципу "здесь
и сейчас". Такую взаимосвязь могут
обеспечить Интернет-технологии. Таким
образом, только в данной форме человеческих
отношений адекватны друг другу собственность
общественная и в то же время индивидуальная,
свободные договорные отношения, демократический
выбор и технологический уклад, обеспечивающий
взаимосвязь между людьми по поводу производства,
распределения, обмена и потребления в
реальном масштабе времени.