Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:13, контрольная работа
Мы себе уже не можем представить жизнь без компьютера, без мобильного телефона, без интернета. Все, что мы видим вокруг себя, все больше и больше создано с применением информационных технологий.
Мы все меньше и меньше начинаем встречаться в реальной жизни. Наше общение сводится к общению на форумах, к переписке по электронной почте, обмену мгновенными сообщениями. Знания объединяются, культивируются и подносятся на блюдечке.
Введение…………………………………………………………………………...2
Наука как система знаний и вид духовного производства……………………..3
Развитие науки и социальный прогресс…………………………………………6
Императив человекомерности в современном научном познании……………9
Заключение……………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………………13
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Наука как система
знаний и вид духовного производства……
Развитие науки и социальный прогресс…………………………………………6
Императив человекомерности
в современном научном
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Мы себе
уже не можем представить жизнь
без компьютера, без мобильного телефона,
без интернета. Все, что мы видим
вокруг себя, все больше и больше
создано с применением информационных
технологий.
Мы все меньше и меньше начинаем встречаться
в реальной жизни. Наше общение сводится
к общению на форумах, к переписке по электронной
почте, обмену мгновенными сообщениями.
Знания объединяются, культивируются
и подносятся на блюдечке. Многим остается
только их проглотить.
Мы уже начинаем забывать, что такое культура
и искусство. Зачем нам посещать музей,
когда уже в сети интернет есть интерактивные
экспозиции. Зачем нам посещать концерты
и театральные представления? Все это
мы можем увидеть на экранах своих мониторов.
Человеческое общество уже отвыкает держать
шариковую ручку в руках, и многочисленные
операции теперь выполняет не головной
мозг, а многочисленные машины…
Поэтому я бы хотела рассмотреть в своей работе такие вопросы, касающиеся науки и научно-технического прогресса как:
-Наука как система знаний и вид духовного производства;
-Развитие науки и социальный прогресс;
-Императив
человекомерности в
Наука как система знаний и вид духовного производства.
Наука
– это сфера познавательной деятельности
людей, система объективно-истинного знания
о природной и социальной действительности,
о самом человеке. Непосредственной целью
науки является постижение истины и открытие
объективных законов. Наука – это творческая
деятельность по получению нового знания
и результаты этой деятельности: совокупность
знаний, приведенная в целостную систему
на основе определенных принципов. Разрозненные,
хаотические сведения не являются научным
знанием.
Как высшая форма познания и специфический
тип духовного производства, наука возникла
в Новое время, в XVII – XVIII вв. Наука возникла
тогда, когда человечество встало перед
необходимостью перейти от познания внешней
стороны явлений к познанию их сущности,
выявлению закономерностей.
Современная наука – явление многогранное
по своим основным признакам, характеристикам
и функциям. Она выступает как:
Наука
как знание. Реализация познавательного
отношения человека к миру создаёт предпосылки
для перевода познаваемых объектов в идеально-знаковую
форму, в которой они распредмечиваются
и обретают статус знания. Возможны различные
типологии знания как продукта духовно-познавательной
деятельности. В зависимости от специфики
познаваемой реальности выделяют знание
как информацию об объективном мире природы
и общества; знание о внутреннем духовно-психическом
мире человека, в котором содержатся представления
о сущности и смысле самопознания; знание
о целях и идеально-теоретических программах
деятельности человека и др.. Вместе с
тем каждый их этих видов знания может
существовать в формах протонаучного,
вненаучного и научного знания. При этом
собственно знание – это такой вид информации
об изучаемых явлениях и процессах действительности,
который должен удовлетворить целому
ряду требований. Наука как социальный
институт может быть обозначена как совокупность
научных организаций и учреждений, интегрированных
определенными нормами научного этоса,
принципами и методами профессиональной
коммуникации, а также формами взаимосвязи
с конкретно-историческим типом общества.
Структурно-содержательный анализ науки
как социального института позволяет
существенно дополнить представление
о ней как сложной системе взаимосвязей
между ученым, научным сообществом и различными
подсистемами социума. Свобода научного
творчества и социальная ответственность
ученого соединяются в современной науке
как две неразрывно связанные между собой
ипостаси единого процесса научного открытия
и использования его результатов в социальной
и экономической жизни общества [2] .
Закономерности и тенденции развития науки. Более чем двухтысячелетняя история наука отчётливо обнаруживает ряд общих закономерностей и тенденций её развития. Ещё в 1844 Ф. Энгельс сформулировал положение об ускоренном росте науки «… Наука движется вперёд пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения…».
Развитию
науки свойствен кумулятивный
характер: на каждом историческом
этапе она суммирует в
Преемственность науки приводит к единой линии её поступательного развития и необратимому его характеру. Она обеспечивает также функционирование науки как особого вида «социальной памяти» человечества, теоретически кристаллизующей прошлый опыт познания действительности и овладения её законами.
Процесс
развития науки находит своё
выражение не только в возрастании
суммы накапливаемых положительных знаний.
Он затрагивает также всю структуру науки.
На каждом историческом этапе научное
познание использует определённую совокупность
познавательных форм — фундаментальных
категорий и понятий, методов, принципов
и схем объяснения, т. е. всего того, что
объединяют понятием стиля мышления. Современная
наука характеризует стремление к целостному
и многостороннему охвату изучаемых объектов.
Каждая конкретная структура научного
мышления после своего утверждения открывает
путь к экстенсивному развитию познания,
к его распространению на новые сферы
реальности. Однако накопление нового
материала, не поддающегося объяснению
на основе существующих схем, заставляет
искать новые, интенсивные пути развития
науки, что приводит время от времени к
научным революциям, т. е. радикальной
смене основных компонентов содержательной
структуры науки. Для современной науки
становится всё более характерным переход
от предметной к проблемной ориентации,
когда новые области знания возникают
в связи с выдвижением определённой крупной
теоретической или практической проблемы.
Так возникло значительное количество
стыковых (пограничных) наук. Типа биофизики
и т.п. Важные интегрирующие функции по
отношению к отдельным отраслям наук выполняют
философия, которая обобщает научную картину
мира, а также отдельные научные дисциплины
типа математики, логики, кибернетики,
вооружающие науку системой единых методов
[4].
Развитие науки и социальный прогресс.
В настоящее время наука предстает, прежде всего, как социокультурный феномен. Это значит, что она зависит от многообразных сил, токов и влияний, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь. Тем самым фиксируется двоякого рода зависимость: как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Она рассматривается в качестве социокультурного феномена потому что, границы сегодняшнего понимания науки, расширяются до границ "культуры". И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и "подлинного" фундамента культуры. Это так называемая сциентистская позиция. Сциентизм проявляется как мировоззренческая установка на то, что научное знание есть наивысшая культурная ценность, с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного освоения бытия.
Как социокультурный феномен, наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Познавательная деятельность вплетена в бытие культуры. Отсюда становится понятной собственно культурно-технологическая функция науки, связанная с обработкой и возделыванием человеческого материала - субъекта познавательной деятельности, включение его в познавательный процесс.
Можно
сказать что знания выступает
и как значимая сила, элемент производительных
сил общества, потому что наука выступает
как фактор социальной регуляции общественных
процессов. Она воздействует на потребности
общества, становится необходимым условием
рационального управления. Любая инновация
требует аргументированного научного
обоснования. Научно-исследовательская
деятельность признается необходимой
и устойчивой социокультурной традицией,
без которой нормальное существование
и развитие общества невозможно. Наука
составляет одно из приоритетных направлений
деятельности любого цивилизованного
государства.
В наше время изменился и сам характер
научной деятельности по сравнению с исследованиями
классической эпохи. На место науки небольших
сообществ ученых пришла современная
наука с ее почти производственным применением
сложных и дорогостоящих приборных комплексов
(типа крупных телескопов, современных
систем разделения химических элементов,
ускорителей элементарных частиц), с резким
увеличением количества людей, занятых
в научной деятельности и обслуживающих
ее; с крупными объединениями специалистов
разного профиля, с целенаправленным государственным
финансированием научных программ и т.п.
США: 1900- 3 млн. долларов, 1940 – 120 млн.долларов,
1960- 7,6 млрд долларов[1, 18-19].
В современной цивилизации наука играет особую роль. Технологический
прогресс ХХ века, приведший в развитых странах Запада и Востока к новому
качеству жизни, основан на применении научных достижений. Наука
революционизирует не только сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы.
Неудивительно, что проблемы будущего современной цивилизации не могут
обсуждаться
вне анализа современных
перспектив. Хотя в современном обществе существуют и антисциентистские
движения, в целом наука воспринимается как одна из высших ценностей
цивилизации и культуры.
Когда
техногенная цивилизация
пространственное существование - временным. Резервы роста черпаются уже не за счет расширения культурных зон, а за счет перестройки самих оснований прежних способов жизнедеятельности и формирования принципиально новых возможностей. Важнейшей основой ее жизнедеятельности становится
прежде
всего развитие техники, технологии,
причем не только путем стихийно протекающих
инноваций в сфере самого производства,
но и за счет генерации все новых научных
знаний и их внедрения в технико-технологические
процессы. Так возникает тип развития,
основанный на ускоряющемся изменении
природной среды, предметного мира, в котором
живет человек. Изменение этого мира приводит
к активным трансформациям социальных
связей людей. В техногенной цивилизации
научно-технический прогресс постоянно
меняет типы общения, формы коммуникации
людей, типы личности и образ жизни [6].
Императив человекомерности в современном научном познании.
Наука и техника в глазах общественности вызывает сегодня множество различных часто противоречивых ассоциаций. С одной стороны, наука и техника обеспечивают нам комфорт и делают жизнь более безопасной и надежной, но с другой - всегда появляются некоторые такие новые непредвиденные и никем не желаемые последствия как загрязнение окружающей среды, изменение климата, а также социальные отклонения и конфликты. В этой ситуации и становятся необходимыми специальные исследования последствий внедрения техники в нашу повседевную общественную жизнь.
Наука и техника обычно ассоциируются с понятием прогресса. Такое представление начинает господствовать в западноевропейской культуре со времени промышленной революции и тесно связано с идеалами европейского просвещения: стремление к освобождению от тисков природы и накладываемых ею ограничений с помощью господства над природой,
Отсюда возникают многие часто утопические ожидания лучшей жизни. Например, технические устройства и машины должны освободить человека от тяжелого физического труда в сельском хозяйстве и на мануфактурах, помочь достичь неограниченного роста личного и общественного благосостояния с помощью новых медицинских препаратов и оборудования, снять ограничения, налагаемые природой, расширить возможности в сфере отдыха и образования и т.д и т.п.
Информация о работе Императив человекомерности в современном научном познании