Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:40, реферат
Жизнь философа - написанные им книги, самые волнующие события в ней мысли. У Канта нет иной биографии, кроме истории его учения. Почти весь свой век он прожил в одном городе Кенигсберге, он никогда не покидал пределов Восточной Пруссии. Он не искал славы, не добивался власти, не знал деловых волнений.
I.Введение
II.Философия Иммануила Канта
1) Факты из биографии, предшествовавшие развитию философских взглядов Канта.
2) Наиболее значительные работы Канта по философии созданы в период чтения лекций в университете.
III.Заключение
VI.Список литературы
Одна из наиболее сложных задач воспитания состоит в том,чтобы соединить подчинение законному принуждению со способностью пользоваться своей свободой.
В марте 1781 года Кант написал книгу "Критика чистого разума". В свое время Бекон выступил с критикой схоластического разума и житейского рассудка, с требованием отбросить мертвые догмы и укоренившиеся предрассудки, проверять в опыте все положения, претендующие на истинность. Кант видел себя продолжателем этого начинания.
"...Законный конец и предел бесконечного блуждания. Бэкон искрение верил, что своим трудом он создаст систему наук и решит ее основные теоретико-познавательные проблемы. Он умер, не завершив начатого дела. А истекшие полтора века показали, насколько дерзкой была попытка положить предел "блужданиям разума". Предполагаемый конец обернулся началом.
Думал ли Кант, что на
его долю выпало решение
задачи, поставленной Бэконом? Через
двадцать лет он напишет статью
"Конец всего сущего", где
лишь иронически улыбнется над
Труд Канта положил начало замечательной традиции в европейском духовном развитии. Суть ее состоит в том, что каждый дальнейший шаг вперед рассматривается как переосмысление накопленного богатства,которые бережно хранятся, но не превращается в фетиш.
Всякое знание, по Канту, начинается
с опыта, но не ограничивается
им часть наших знаний порождается
самой познавательной
(Априоризм Канта отличается
от идеалистического учения
о врожденных врожденных идеях.
Далее Кант устанавливает
различие между аналитическими
и синтетическими суждениями.
Первые носят поясняющий характер,
а вторые расширяют наши
Все опытные, эмпирические суждения синтетичны. Это очевидно.Но вот вопрос: как возможны априорные ( доопытные ) синтетические суждения ? Это главный вопрос "Критики чистого разума". В том, что они существуют Кант не сомневался, иначе научные знания не были бы обязательными для всех, по его глубокому убеждению, все математические суждения априорны и синтетичны. Проблема состоит в том, чтобы объяснить их происхождение. Это относится и к естествознанию. Естественные науки существуют и развиваются, дают новое, обязательное для всех знание.
Что касается философии (или,
как Кант ее называл,
В результате главный вопрос
"Критики"- как возможно чистое,
внеопытное знание-распадается
Опытные данные, поступающие
извне, не дают нам адекватного
знания об окружающем нас
мире. Априорные формы
обеспечивают всеобщность
Границы опыта постоянно
Познание не знает придела. Верить в науку нужно, но переоценивать ее возможностей не следует.
Что есть истина? Для философа
это неизбежный вопрос. Кант не
уходит от него, хотя и медлит
с ответом. Умение ставить
Взгляд Канта на пространство
и время был в известной
степени реакцией на
Важная роль в философских построениях Канта уготована времени.
Теперь о синтезе знания. Логические формы, которые служат основой синтеза. По Канту, категории априорны. В соответствии с 4 различными видами суждений возникает у Канта следующая таблица категорий:
1) Категории количества - Единство. Множество. Всеполнота.
2) Категории качества - Реальность. Отрицание. Ограничение.
3) Категория отношения - Субстанция. Причина. Общение.
4) Категория модальности - Возможность. Бытие. Необходимость.
Бросается в глаза
трехчленное деление каждой группы
категорий. Здесь уже явно проглядывается
будущая гегелевская триада
- тезис, антитезис, синтез. Впоследствии
(в "Критике способности суждения")
Кант следующим образом прокомментирует
свою мысль: "Некоторые считали
рискованным то, что мои деления в чистой
философии почти всегда бывают трехчленными.
Но это зависит от природы вещей
... Деление необходимо должно быть
трихотомией сообразно тому, что вообще
требуется для синтетического единства,
а именно:
2) обусловленное.
3) понятие, которое
возникает из соединения
Категории - это предельно общие понятия, как бы скелет познания. Только потому, что они существуют, возможно, по Канту, "чистое" естествознание. Каждая категория дает произвольные понятия меньшей общности. Категория причинности, например, дополняется понятиями силы, действия, страдания; категория общения - понятиями присутствия, противодействия и т.д. Кант говорит, что прижелании он мог бы "представить во всей полноте родословное дерево чистого рассудка", но он не делает этого, чтобы не отвлекаться; его задача изложить неполноту системы, а полноту ее принципов.
Эти принципы противоречивы. "Основная черта философии Канта есть примирение материализма с идеализмом, компромисс между тем и другим, сочетание в одной системе разнородных, противоположных философских направлений ... Признавая единственным источником наших знаний - опыт, ощущения, Кант направляет свою философию по линии сенсуализма, а через него, при известных условиях, материализма. Признавая априорность пространства, времени, причинности и т.д., Кант направляет свою философию к идеям активности сознания.
Диалектика, по Канту, - логика видимости. Дело в том, что разум обладает способностью создавать иллюзии, принимать кажущееся за действительное. Задача критики - внести ясность. Поэтому, кантовская диалектика начинается с уточнения понятия "видимость". Это не галлюцинация. Видимость - это иллюзия, которой "никак нельзя избежать". Нам кажется, что солнце движется по небосводу, это видят все, но подлинным явлением природы, определяющим смену дня и ночи, служит вращение Земли вокруг своей оси; явление и видимость - различные понятия. Помимо эмпирической, может быть логическая видимость, которая возникает из нарушения логических правил. В обоих этих случаях легко устранить ошибку. Труднее дело обстоит с трансцендентальной, философской видимости, когда высказываются суждения о вещах, лежащих за пределами возможного опыта. Например, суждения "мир должен иметь начало во времени".
Трудности разума связаны с тем, что он имеет дело не с научными понятиями (сфера рассудка), а с идеями. Идеи - это такое понятие для которого в созерцании не может быть дан адекватный предмет. Разум непосредственно направлен не на опыт, а на рассудок, подготавливая ему поле для деятельности. Разум вырабатывает основоположения, общие принципы, которые рассудок и способность суждений применяют к частным случаям. Разум выполняет направляющую функцию в познании, он направляет рассудок к определенной це-
ли, ставит задачи перед ним. Разум очищает и систематизирует знание.
Поэтому неверно считать, что
Кант дискриминирует разум.
Много внимания Кант уделял
термину "вера". По Канту
существуют три вида веры.
Прагматической он называет
Веру в общие положения Кант называет доктриальной. Он готов держать пари на все свое имущество, что хотя бы на одной из видимых нами планет есть обитатели. Это пример доктриальной веры. Сюда же Кант относит и учение о боге, и его бытии. Доктриальная вера содержит в себе все же нечто не твердое: нередко затруднения, встречающиеся при размышлениях, отделяют нас от нее, хотя мы постоянно к ней возвращаемся.
Совершенно иной характер
Итак, выдвинув тезис знание выше
веры, Кант снабжает его антитезисом-
"Критика чистого ума"
Заключение.
XVIII век в истории мысли
не случайно называют эпохой Просвещения
научное знание, ранее бывшее достоянием
узкого круга ученых.Теперь оно начало
распространяться вширь, выходя за пределы
университетов и лабораторий в светские
салоны Парижа и Лондона, становясь предметом
обсуждения среди литераторов, популярно
излагающих последние достижения науки
и философии. Уверенность в мощи человеческого
разума, в его безграничных возможностям
, в прогрессе науки, создающем условия
для экономического и социального благоденствия,
вот пафос эпохи Просвещения.