Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:40, реферат
Жизнь философа - написанные им книги, самые волнующие события в ней мысли. У Канта нет иной биографии, кроме истории его учения. Почти весь свой век он прожил в одном городе Кенигсберге, он никогда не покидал пределов Восточной Пруссии. Он не искал славы, не добивался власти, не знал деловых волнений.
I.Введение
II.Философия Иммануила Канта
1) Факты из биографии, предшествовавшие развитию философских взглядов Канта.
2) Наиболее значительные работы Канта по философии созданы в период чтения лекций в университете.
III.Заключение
VI.Список литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Вятский
государственный гуманитарный университет
Факультет
экономики
Реферат
по дисциплине
«философия»: «Иммануил
Кант»
Выполнила студентка 1 курса, группы Мр-11
Киров
2009
План:
I.Введение
II.Философия Иммануила Канта
1) Факты из биографии, предшествовавшие развитию философских взглядов Канта.
2) Наиболее значительные работы Канта по философии созданы в период чтения лекций в университете.
III.Заключение
VI.Список литературы
Введение
Самый главный предмет в мире -
это человек, ибо он для себя -
своя последняя цель. Право чело-
века должно
считаться священным.
И. Кант.
Жизнь
философа - написанные им книги, самые
волнующие события в ней мысли.
У Канта нет иной биографии, кроме
истории его учения. Почти весь
свой век он прожил в одном городе
Кенигсберге, он никогда не покидал пределов
Восточной Пруссии. Он не искал славы,
не добивался власти, не знал деловых волнений.
Читать Канта трудно. Понимать еще труднее, но понятая мысль радует и возвышает. У Канта серьезность изложения всегда связана с трудностью проблемы, с тем, что зачастую ему первому пришлось к этой проблеме прикоснуться.
Факты из биографии, предшествовавшие развитию философских взглядов Канта.
22 апреля 1724 года родился Иммануил Кант.
Мальчик рос на окраине
города среди мелкого
По совету пастора Франца Альберта Шульца, навещавшего в числе своих прихожан и семью Канта, восьмилетнего Иммануила отдали в "коллегию Фридриха", государственную академию, директором которой был назначен сам Шульц. Здесь будущий философ провел восемь лет. Он учился на латинском факультете. Главными предметами была латынь (до 20 часов в неделю) и богословие. Отсюда Кант вынес любовь к римской поэзии и антипатию к внешним проявлениям религиозного культа. Родители хотели видеть в своем сыне пастора, но мальчик, увлеченный талантливыми уроками преподавателя Гейденрейха, мечтал посвятить себя древней словесности.
Осенью 1740 года шестнадцатилетний
Кант поступает в университет.
Гимназическое увлечение
Новым своим интересом он был обязан человеку, который больше, чем Франц Шульц и Гейденрейх, повлиял на его духовное развитие. Это был профессор Мартин Кнутцен. Если бы не его ранняя смерть, немецкая философия, может быть, имела бы в числе корифеев и это имя. Сейчас однако Мартин Кнутцен известен только как учитель Канта. От него Кант впервые услышал имя Ньютона. Не без влияния Кнутцена, не без помощи его книг на четвертом году университетского обучения Кант принялся за самостоятельное сочинение по физике.
Работа продвигалась медленно. Сказывалось не только отсутствие навыков и недостаток знаний, но и нужда, в которой пребывал Кант.
Писал Кант свою первую работу "Мысли об истинной оценке живых сил" три года; четыре года печатал. Экземпляр книги автор посылает Галлеру, швейцарскому ученому и поэту, другой - в Петербург математику Леонарду Эйлеру. Это первые известные почтовые отправления Канта, но ответы на них так и не поступили.
И все же юношеская работа Канта интересна не только как эпизод в его жизни. Она вошла и в жизнь науки. Внимание современной космологии, например, могут привлечь рассуждения Канта о связи трехмерности пространства с законом всемирного тяготения.
В университете Кант провел без малого семь лет. В 1747 году, не защитив магистерской диссертации, он покидает родной город. Он становится домашним учителем и учит в деревне детей.
В конце лета 1754 года Кант публикует еще одну статью - "Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения". Процесс старения земли не вызывает у Канта сомнений. Все сущее возникает, совершенствуется, затем идет на встречу гибели. Земля, конечно, не составляет исключения. Трактат вышел анонимно весной 1755 года с посвящением королю Фридриху II.
Книге не повезло: ее издатель обанкротился, склад его опечатали, и тираж не поспел к весенней ярмарке. Но видеть в этом причину того, что имя Канта не получило европейской известности все же не следует. Книга в конце концов разошлась, анонимность автора была раскрыта, а в одном из гамбургских периодических изданий появилась одобрительная рецензия.
В XVII веке естествоиспытатели (в
том числе Ньютон и Галилей)
были убеждены в божественном
происхождении небесных светил.
Кант, хотя и отмежевался от
древних материалистов, но фактически
(вслед за Декартом) распространил
принципы естественнонаучного материализма
на космогонию. "Дайте мне материю,
и я построю из нее мир, т.е. дайте мне материю,
и я покажу вам, как из нее должен возникнуть
мир". В этой фразе основной смысл
книги. Кант действительно показал,
как под воздействием чисто механических
причин из первоначального хаоса материальных
частиц могла образоваться наша солнечная
система.
Наиболее значительные работы Канта по философии созданы в период чтения лекций в университете.
Незадолго до того, как ему
исполнился 31 год, 7 апреля 1755 года, Кант
подает на философский
В первую свою университетскую зиму он читал логику,метафизику, естествознание и математику. Затем к ним прибавилась физическая география, этика и механика.
Особой гордостью Канта был
курс физической географии.
Естественнонаучные материи по
прежнему доминируют в
В преддверие зимнего семестра 1762 года Кант, как и раньше, выпустил брошюру - приглашение к лекциям. В предыдущих трактовались естественнонаучные проблемы. На этот раз был взят философский сюжет. Брошюра называлась "Ложное мудрствование в четырех фигурах силлогизма" и содержала первую, еще робкую, но многообещающую попытку критики формальной логики, служившей опорой вольфианству.
К логике Кант предъявляет требование проследить образование понятий. Последние возникают из суждений. Кант говорил, что суждения возможны благодаря способности превращать чувственные представления в предмет мысли. Ответ его знаменателен: он свидетельствует о первом, пока еще очень смутном стремлении Канта создать теорию познания. До этого он преклонялся перед дедукцией, был убежден, что возможности выведения одних понятий из других безграничны, теперь он задумывается над тем, как в философию ввести опытные знания.
Внимание Канта привлекает
Иное дело - реальная противоположность,
которая состоит в
Кант также говорит о боге. Ни на собственном, ни на чужом опыте мы не можем убедится в его существовании. Нам остается положится на разум: только система рассуждений приводит к выводу, что есть на свете некое высшее, абсолютное и необходимое существо. (Свои соображения по данному вопросу Кант изложил в трактате "Единственно возможное основание для доказательства бытия бога". Работа вышла в конце 1762 года, принесла автору первую литературную известность, но богословов насторожила. Кант утверждал, что мораль и религия - разные вещи. Мораль скорее всеобщий человеческий, нежели божественный, суд. Конечно, страшен бог без морали, но такое бывает. Может и мораль обходится без религии. Есть нравственные народы, не познавшие бога. Общество должно терпимо относится к атеистам, если они ведут себя нравственно.
По мнению Канта, наука в
современном ему обществе
Еще недавно Кант призывал
метафизику опираться
Педагогические воззрения
Человека можно либо дрессировать,
либо просвещать.Главная цель
воспитания - научить думать.
Сознательно человек должен
пройти четыре ступени