Иммануил Кант

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:37, контрольная работа

Описание работы

Своеобразие немецкой идеологии на рубеже XVIII – XIX вв. определялось спецификой развития капиталистических отношений в Германии. После религиозных и социальных движений XVI – XVII вв. в стране упрочились крепостнические порядки. Укрепление власти феодалов повлекло за собой усиление политической раздробленности и как следствие, снижение темпов развития промышленности.

Содержание

1. Краткая биография И. канта.
2. Немецкая классическая философия.
3. Творчество в докритический период.
3.1 Бессмертные идеи "Критики чистого разума"
3.2 Предисловие к первому изданию "Критики чистого разума"
3.3 Революция в способе мышления (предисловие ко второму изданию "Критики чистого разума")
4. Руссо и Кант: Проблема цивилизации человека.
5. Возможна ли и как возможна свобода?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Нет смысла доказывать, что сегодня мы стоим перед теми же острыми вопросами. Эти противоречия есть, не только у "них" в странах капитализма, а у нас якобы отсутствует; они свойственны свей цивилизации - они общецивилизованные. Впервые мы признали это, говоря о глобальных проблемах. Некоторые из них человечество пока еще не знает. Как решить, как с ним справиться. Скажем как ускоренно развить производство - и не уничтожать природу; как развить науку и технику - и избегать их вредных последствий; как в единой системе решать задачи управления обществом - и в то же время не подавлять инициативу индивидов? Эти вопросы - цивилизованные трудности и противоречия одним словом, развития цивилизации, её простейшей, актуальнейшей из проблем современности. У ее истоков спор Канта с Руссо. И в этом споре я лично - на стороне Канта.

Кант заимствовал у Руссо проблематику цивилизации и человека цивилизации, но он исследовал ее более глубоко и реалистично. Что такое "человек цивилизованный"? В работе "Предполагаемом начале человеческой истории" Кант пришел к выводу, что именно цивилизация дала в руки человеку средства стать человеком. Без цивилизации он не выбрался бы ни из животного состояния, ни из состояния варварства. Человек, по Канту, становиться человеком благодаря тому, побеждает в себе животное начало, устанавливает правила человеческой жизни и человеческого поведения.

Цивилизация - таково резюме кантовского рассуждения - ценна прежде всего тем, что она научила человека обращаться со своими желаниями, потребностями, устремлениями, научила сдерживать одни свои желания, а другим давать простор; цивилизация учит находить новые средства для удовлетворения неустранненых и благородных человеческих желаний. Самое главное для Канта- то, благодаря чему человек и становиться человеком. Человеческий эксперимент был направлен на то, чтобы человек выработал свое, уникальное, которое по мнению Канта, заключается в двух слагаемых: человек делает самого себя человеком тем, что уважает в себе человека и уважает человека в другом. Вот где центр, вот на что и над чем нужно работать. Вот вокруг этого и нужно строить человеческие отношения, человеческое общение. Кроме этого нужно обратить внимание на то, что есть в человеческой цивилизации и некоторый другой закон - закон укрепления и развития человечности. Эта идея - одна из самых интересных и актуальных у Канта. Это будет развито у Канта поистине в великих работах, таких как "Критика чистого разума".

5. ВОЗМОЖНА ЛИ И КАК ВОЗМОЖНА СВОБОДА?

Отстоять возможность свободы - вот цель Канта, которая остаётся и важнейшей целью современной цивилизации. Имея в виду разъяснения Канта, возьмём в качестве примера то, что нас так сегодня волнует: различие между двумя поступками, один из которых выражает подчинение тоталитарной системе, другой - сопротивление ей.

В нашей стране такая действительность, как подчинение тоталитарной, командно-административной системе, режиму почти безграничной личной власти вождя и его окружения, обосновывалась, оправдывалась и властвующими верхами, и подчиняющимися низами многими аргументами. Из них выделили следующие: говорилось и говорится сегодня, что объективный ход дел, порядок жизни, обусловливаемые законами и тенденциями общественного развития последних лет, не оставляли никакой альтернативы, кроме тоталитарного, антиправового, репрессивного господства и покорности ему. Но ведь была и другая действительность - неподчинение, сопротивление тоталитаризму, а так же существовали, развивались идеи, мысли, обосновывавшие свободу, права и достоинство личности. Нас, как и Канта, интересует вопрос: откуда проистекает возможность поступков и мыслей второго рода?

По Канту, она проистекает как раз из принадлежности человека не только к "естественному", чувственному миру природы, её явлений, но и к умопостигаемому миру идей, которые для Канта подразумевают также принципы, идеалы, нормы, следование внеприродной причинности долженствования.

Человек познаёт себя не только как "одно из явлений чувственно воспринимаего мира" и потому не только в системе естественно обусловленной причинности и необходимости. Он познает себя и как чисто "умопостигаемый" предмет.

Словом "хотение" Кант обозначает только механизм, обусловленный природой и её причинностью. Из "хотения" никогда не вырастает долженствование. А вот долженствование, "провозглашаемое разумом", способно противостоять хотению, ибо ему "противопоставляет меру и цель, более того, запрет и авторитет". Это и есть необычная кантовская диалектика в том пункте, где критика теоретического разума уже переливается в проблематику разума практического.

Кант так рисует корни, истоки и признаки человеческой свободы; свобода - прежде своего возможность выбора. В чем же Кант видит возможность выбора, возможность свободы? Разобраться в этом актуально сегодня.

Во-первых, в самом общем, поистине метафизическом смысле человек стоит перед таким выбором: или подчиниться "естественной" необходимости, для начала "познав" ее, или перевести своё действие в иную систему координат - ориентироваться на "умопостигаемое", "должное", не на животное, а на человеческое. Последнее - исток свободы.

Во-вторых, свобода проявляется в умении и стремлении человека не совершать поступков, которые как будто бы неизбежны в силу "законов природы" или исторических обстоятельств. И наша история доказала. Есть разница между поведением палачей, их пособников, верных им идеологов и действиями тех людей, которые по крайней мере не запятнали себя подобными действиями.

В-третьих, свобода состоит в человеческой способности "моделировать" свое и чужое поведение, судить о них по принципу свободных альтернативных возможностей не только применительно к настоящему и будущему, но и к совершившемуся прошлому.

В-четвёртых, свобода заключается в способности человека, не нарушая последовательности эмпирического временного ряда мира явлений, как бы выходить за его пределы. И свобода истолковывается Кантом не только "негативно как независимость от эмпирических условий", но и позитивно - как "способность самопроизвольно начинать ряд событий".  Кант не случайно связывает свободу с "умопостигаемым миром идей": прорыв к свободе тесно связан с пробуждением мыслей, чувств, настроений, делающих для каких-то людей и групп нетерпимой "силу обществ". Эти люди, эти новые силы, действительно способны "начинать новый ряд явлений", т. е. Ввязываться в перестройку "старого ряда явлений", который продолжает своё существование и свою борьбу, ибо воплощается в интересах и целях других людей, других групп.

В-пятых, речь здесь идет о различии между адаптирующимся, хорошо приспосабливающимся к любому режиму человеком и человеком, способным к социальной критике и самокритике, тяготеющим к перестройке мира и способным её осуществлять.

Видно, что в кантовском толковании свобода объединяется со способностью человека к любому, в том числе духовно-нравственному, новаторству. На сегодняшний день, по моему мнению, это актуально в отношении практическом о солидно в теоретическом отношении в обосновании свободы.

На мой взгляд Кант сосредотачивает внимание на понимании мироздания, человека цивилизации и его места в мире, т. е. человека свободного и нравственного. Актуальным, нравственно-достойным является в кантовском учении и то, что великий мыслитель, убедительно демонстрируя несминаемость самого спора о подчинении внутренней и внешней необходимости и о свободы, неизбежность появления идейных противоположностей и их напряжённого существования в качестве противоречия, при своем этом не придерживается принципа "оба правы". Он четко защищает сторону свободы, более того, наиболее аргументированную защиту свободы как главного в человеке делает едва ли не основной целью. Человеку, устремлённому к свободе, если и надо познать жёстко необходимую естественную причинность, то для того, чтобы не дать ей собою владеть.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начало и конец кантовской "Критики чистого разума" - это принцип свободы, автономия нашей воли. Важно, кроме того, что у Канта строится на утверждении нравственной вменяемости человека. Это значит: какими бы обстоятельствами, приведшими к тому или другому поступку, человек себя ни оправдал, свободен поступить так или иначе. Мы ниоткуда свободу не возьмём, если не решимся быть свободными. А поскольку у Канта моральный закон ссылается на свободу, а свобода - на моральный закон, поскольку они инициируют друг другу, то быть нравственным - значит быть свободным. Без свободных нравственных решений и поступков, наших собственных и других людей, в мире не утвердятся и не сохранятся свобода, и нравственность. Как человеческие, разумные существа, мы вменяемы в отношении свободы и нравственности. Поэтому каждому из нас и всем нам вместе может быть предъявлен строгий нравственный иск. Да и сами мы не можем не вершить такой суд над собой. Я привержена этим выводом Канта.

"Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне. И то и другое мне нет надобности искать и только предполагать как нечто окутанное мраком или лежащее за пределами моего кругозора; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования. Первое начинается с того места, которое я занимаю во внешнем чувственно воспринимаемом мире, и в необозримую даль расширяет связь, в которой я нахожусь, с мирами над мирами и системами систем, в безграничном времени их периодического движения, их начала и продолжительности. Второй начинается с моего невидимого я, с моей личности, и представляет меня в мире, который поистине бесконечен...".

 

 

Философия Нового времени утвердила права разума на познание и развитие науки, отстояла права человека на свободу слова, свободу вероисповедания, на равенство людей перед законом против произвола властей, утвердила многие гуманистические ценности. Всё это не утратило своего значения и для нашего времени.  Во второй половине Х1Х века становятся популярными течения, которые сделают поворот от идей Просвещения и рацио­нализма к иррационализму и различным формам идеализма. Воз­никшей философии диалектического материализма будут противостоять философия волюнтаризма Шопенгауэра, которая послужит истоком философии жизни Ницше, экзистенциальная философия Кьёркегора, неокантианство, позитивистская философия и другие течения. Философские системы Нового времени будут и сегодня отличаться своей верой в торжество разума и в воз­можность познания мира, в общественный прогресс и более со­вершенное общество.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

Кант И. Трактаты и письма /Вступит. ст. А.В. Гулыги / - М.: Наука, 1980. 709 с. / Памятники философ. мысли/.

Философия: учебник для высших учебных заведений, Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

Кант И. Трактаты и письма /Вступит. ст. А.В.Гулыги/ - М.: Наука, 1980.  
      /Памятники философ. мысли/.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — М.: Гардарика, 1998.

Философия, основные идеи и принципы / Под ред. А.И. Ракитова, М.:
      Политиздат, 1990.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей, М.: Политическая      литература, 1991.

Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963–1966. Т. 2. С. 117.

Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 6. С. 326.

Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 6. С. 302.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Регистрационный №_______

Факультет___________________________Курс__________________

Студент_____________________________Шифр_________________

              Фамилия, Имя, отчество

Дисциплина____________________________№ к/р_______________

Рецензент__________________________________________________

              Фамилия, Имя, отчество

Дата получения к/р______________Дата возвращения к/р_____________

 

Оценка_______________________Подпись преподавателя_____________

              Зачет, незачет

 

              Рецензия на контрольную работу

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Иммануил Кант