Иммануил Кант

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:37, контрольная работа

Описание работы

Своеобразие немецкой идеологии на рубеже XVIII – XIX вв. определялось спецификой развития капиталистических отношений в Германии. После религиозных и социальных движений XVI – XVII вв. в стране упрочились крепостнические порядки. Укрепление власти феодалов повлекло за собой усиление политической раздробленности и как следствие, снижение темпов развития промышленности.

Содержание

1. Краткая биография И. канта.
2. Немецкая классическая философия.
3. Творчество в докритический период.
3.1 Бессмертные идеи "Критики чистого разума"
3.2 Предисловие к первому изданию "Критики чистого разума"
3.3 Революция в способе мышления (предисловие ко второму изданию "Критики чистого разума")
4. Руссо и Кант: Проблема цивилизации человека.
5. Возможна ли и как возможна свобода?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

 Важной частью учения Канта стало разделение на «вещь в себе» и явление. «Вещь в себе» существует объективно и не зависит от нашего познания. В процессе познания человек увеличивает свои знания, но он познаёт мир только как мир явлений – «вещь в себе» остаётся непознаваемой, как бы глубоко мы не продвинулись в познании. Человек всегда обречён иметь дело только с миром явлений. Здесь Кант встаёт на позиции агностицизма – учения о непознаваемости мира.

 Ограничив теоретический разум, Кант показывает выход, заключающийся в практическом разуме, – так он называет нравственное поведение, которое должно строиться целиком на разуме и нравственном законе, заключённом в нас самих. Разум – настоящий источник морали. Безусловный императив Канта – закон нравственного поведения требует: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения сама могла стать всеобщим законом». Кант поясняет, что не надо искать собственной выгоды, а стремиться к высшему для мира благу, не относись к другому как к средству, а только – как к цели. В учении Канта о морали заключено большое гуманистическое содержание, как и в других частях его философии. Акту­ален трактат о «Вечном мире», мысль, что обществом должны править законы, а не люди.

 Философия Канта сыграла большую роль в XIX веке, дав сильный толчок развитию диалектики и немецкой классической философии. В его системе категорий диалектики содержалось ядро, из которого Гегель развернёт свой диалектический метод. Философию Канта критиковали с двух сторон: «справа» - за уступки материализму в его учении о «вещи в себе», как существующей независимо от нас; и «слева» - за идеализм, априоризм и агностицизм, в признании «вещи в себе» непознаваемой. Но философия Канта и сегодня вызывает большой интерес и внимание. Кант ос­тается крупнейшим философом в истории  философии.

Немецкая классическая философия является непреходящим достижением философской мысли, к которому примыкают и многие другие философские достижения человечества немецкой классики. Она потому имеет общечеловеческое значение, что пыталась ответить на вопросы, которые человечество задавало себе с самого начала развития философии, на те вопросы, которые оно задаёт себе и сегодня.

Философия немецкой классики и в наши дни продолжает свою жизнь как относительно единое образование. Но немецкая классическая философия - созвездие, которое состоит из ярчайших звёзд. На всю последующую жизнь человечества они зажглись на небосклоне немецкой, европейской, мировой культуры. И одна из самых ярких этих звёзд - Иммануил Кант. Жизнь и поистине бессмертные идеи Канта станут предметом наших дальнейших размышлений.

 

 

 

3. ТВОРЧЕСТВО В ДОКРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД.

Самая первая работа Канта - трактат "Мысли об истинной оценке живых сил" (1746 год помечен годом окончания университета). Эта работа, которая содержит в себе то, что можно назвать искренним и страстным определением жизненной ориентации молодого ученого, обоснованием и защитой ценностей творческого новаторского труда.

Кант как начинающий философ пытается ответить на такие вопросы; как может ли он посягнуть на критику великих ученых, великих философов? Имеет ли он право судить о том, что сделано Декартом и Лейбницем, не заключена ли тут немыслимая дерзость - встать вровень с ними?

В связи с этим в личностном облике Канта проявляются такие качества: как смелость и дерзость новатора, его доверие к своему творческому порыву, самоуважение и достоинство.

В 1755 году Кант пишет и защищает три диссертации. Одна из них посвящена проблеме огня (июнь 1755 год). Подобно Гераклиту, у которого огонь был первоначалом диалектики, Кант подходит к проблеме огня, пытается исследовать в естественнонаучном и одновременно в философском ключе. Эта работа своего рода была пособием для студентов. В сентябре 1755 году он пишет вторую диссертацию "О принципах метафизического познания" - "габилитационную", как её называли.

Она подтверждала право на звание приват-доцента философии. Здесь Кант выходит на тему философской метафизики. Защитив вторую диссертацию, Кант приобрел право читать лекции в университете.

В 1755 году написана третья диссертация "О философской монадологии". Только в 1780 году он стал профессором Кёнисберского университета. Кант все больше находит себя в философии, которая связана как естественнонаучными сюжетами, так и с проблемами человека.

Большую роль для становления самого Канта и для всей мировой философии сыграла его работа под названием "Всеобщая естественная история и теория неба". Исследование Канта заключает в себе интерес и для современного человека, для современного мышления. Прежде всего это относится к борьбе нового типа мышления против религиозной и философской догматики, к борьбе ученого, философа, который имел возможность использовать ростки нового критического мышления человечества.

Канту с самых его первых шагов в философии было важно и интересно построить картину подвижного и одушевлённого, динамичного мира. Омертвение мира, которое получается при построении механистической его картины, Канта не может удовлетворить. Главный результат, достигнутый кантом в данной работе, состоит как раз в том, что мир действительно предстает как динамический, подвижный, исполненный живых сил и тенденций. Его невозможно постигнуть и тем более представить себя в генезисе, если ограничится чисто механическими силами. Таким образом. Кант встает на путь исследования мира согласно принципам диалектики. Кант ещё увереннее пойдет по пути одушевления мира, придания ему диалектического динамизма, внутренней спонтанности, развития по законам внутренних противоречий. Это и будет начало диалектической концепции развития - очень важного достижения немецкой классической философии. В 70-80 годы Кант ищет новые пути в философии, - фундаментальные основания философии. В "докритическом" развитии Канта (до 1781 года) наиболее интересны теоретические точки роста, из которых потом родились "Критика чистого разума" и "Критика практического разума".

Два главных произведения Канта образуют мостик к "Критике чистого разума". Одно из них называется "Наблюдения над чувственном прекрасного и возвышенного", второе - "О форме и принципах чувственно воспринимаего и умопостигаемого мира".

3.1. Бессмертные идеи "Критики чистого разума"

"Критика чистого разума" Кант опубликовал в двух изданиях. "Критика чистого разума" принадлежит к числу великих произведений философии, - содержание и смысл которой всегда остаются неисчерпаемыми. Почти каждая эпоха "читает" "Критику чистого разума" по-своему, видит в ней свою актуальность.

"Критика чистого разума" - крупное событие не только в истории философии, но и в истории человеческой цивилизации и культуры. Он исследует проблемы, которые принадлежат к самой сердцевине творчества, новаторства в культуре, в философии, в науке. Кант высказывает суждения, которые имеют отношения к некоторым вечным измерениям человеческого духа и человеческой культуры. Можно открыть, найти в философии Канта что-то интересное, созвучное условиям, ситуации в жизни нашей страны, в которой мы сегодня находимся. Кант в своей работе, в своих размышлениях главными предметами определяет человеческие чувствительность, рассудок и разум.

 

3.2.Предисловие к первому изданию "Критики чистого разума".

В предисловии к первому изданию своего произведения Кант объясняет его смысл, раскрывает самый главный интерес, который побудил его написать "Критику чистого разума".

Кант поставит вопрос о чистом разуме в двух формах: о чистом теоретическом разуме и о чистом практическом разуме. Для Канта это две способности разума. Одна состоит в способности мыслить и познавать какие-то предметы, - это и есть теоретический разум. А практический разум - это способность некоторые предметы производить, создавать. Критика чистого разума для Канта не что иное, как критика теоретического чистого разума. Её главные сюжеты - человеческое познание и человеческое мышление.

Кант строя учение о чистом разуме, следует духу основательности и доказательности, который он черпает из математики и естествознании, а они, согласно Канту, самые прочные достижения человеческого разума за всю его историю. Ведь и наша эпоха - время большой основательности, достигнутой естественными, математическими науками. Сегодня не завершена выполнение задач критики чистого разума, его способностей, его возможностей - эти задачи не поставлены так широко и глубоко, как в кантовской критики. Кант констатирует, что есть области, которые сопротивляются духу свободной критики. В его время это были религия и законодательства. Замечание Канта не устарело. Религия всегда заключает в себе дух догматизма, сопротивляясь духу свободной критики, а законодательство "на основе своего величия хотят поставить себя вне критики".

Кант видит задачу философии как раз в том, чтобы осуществить критику чистого разума. он разъясняет: "Я разумею под этим не критику книг и систем, а критику способностей разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремится независимо от всякого опыта, стало быть, решения о возможности или невозможности метафизики вообще и определение источников, а также объёма и границ метафизики на основании принципов". Кант призывает отыскать корни всей проблематики, всего исследования чистого разума, этого общечеловеческого дара, чтобы выяснить, что чистый разум может и чего не может, каковы его основания, как рождаются его принципы, формируются понятия. Если удастся выполнить такую задачу, то, согласно Канту, результаты станут постоянным достоянием человечества. Его намерение - в "Критике чистого разума" лишь некоторое введение, пропедевтику к выполнению широкой, поистине грандиозной задачи.

3.3. "Революция в способе мышления" (предисловие ко второму изданию  "Критики чистого разума")

Мысли, высказанные Кантом в предисловии к первому изданию "Критики чистого разума", проясняются и оттачиваются в предисловии ко второму изданию.

В предисловии ко второму изданию "Критики чистого разума" Кант с самого начала стремиться выразить своё отношение к коренной проблеме: мир и познание, мир и человек, не оставлял при этом никаких сомнений в том, почему его так интересует данная проблематика. Им движет не чисто академический, теоретический интерес, как бы он ни был важен для Канта - исследователя. Кант покажет что здесь заключен единственный способ теоретически обнаружить истоки человеческой свободы, понять человека как свободное существо. Путь доказательства - тщательное обнаружение того, что человек есть по природе своей творческое существо, способное производить новые знания, делать то, чего не делает природа, или по крайней мере вносить некоторые существенные дополнения к миру природы. Нельзя понять человека ни как свободное существо, если просто связать его в качестве пассивного и зависимого предмета с природой, её вещами и процессами.

Свобода - некий скачок из царства естественной необходимости. Между научной революцией и прогрессом человеческой активности в направлении всей большей свободы есть несомненная связь.

 

4. РУССО И КАНТ: ПРОБЛЕМА ЦИВИЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА.

Благодаря чтению Руссо Кант переживает какой-то нравственный переворот. О том, какое воздействие на Канта оказал Руссо, прямо говорит на страницах рукописи сам автор: "... Я по своей склонности исследователь. Я испытываю огромную жажду познания, неутолимое беспокойное стремление двигаться вперед или удовлетворение от каждого достигнутого успеха. Было время, когда я думал, что все это может сделать честь человеку, и я презирал чернь, ничего не знающую. Руссо исправил меня. Указанное ослепляющее превосходство исчезает; я учусь уважать людей и чувствовал бы себя гораздо менее полезным, чем обыкновенный рабочий, если бы не думал. Что данное рассуждение может придать ценность всем остальным, устанавливая право человечества".

Кант не только идет вслед за Руссо, поддерживает его идеи, но и начинает с ними полемизировать. В чем же спор? Кант в общем не приемлет руссоисткую идею возврата к "естественному состоянию" человека, и в человеческой жизни, тем более для мыслящего и еще сохранившего нравственность человека стать отшельником, бежать от цивилизации, чтобы удержать и развить нравственное начало. Он считает что: "Метод Руссо - синтетический, и исходит он из естественного человека; мой метод - аналитический, и исхожу я из человека цивилизованного"

Тему цивилизации и цивилизованного человека он будет затем поднимать в своих работах - например, в сочинение "О предполагаемом начале человеческой истории", в котором он ведет глубокую полемику с Руссо по центральному вопросу: что такое человеческая цивилизация и возможно ли от него просто отказаться?

Кант согласен: многие болезни и противоречия цивилизации обрисованы Руссо правильно. Но к чему уже не дано "отступить" назад, просто перейти в некое естественное состояние. Для человека цивилизации "естественное", т. е. нецивилизованное состояние, несбыточная утопия. Хотя вернуться в такое состояние человечеству и не дано, само напоминание Руссо и руссоисты есть ревальвация некоторых важных ценностей, зовущих жить не во вражде, а в согласии с природой вне и внутри нас.

Мы сейчас, в ХХI веке; переживаем ревальвацию сходных ценностей. Ближе к природе - это ведь не праздный лозунг, а выражение предпочтений, склонностей, свойство неблагополучия в отношениях человека, человечества и природы. Об этом хорошо сказал Кант: "Если говорить о счастье дикаря, то это не для того, чтобы вернуться в леса, а лишь для того, чтобы знать, что пришлось потерять в одном отношении, приобретая в другом; чтобы наслаждаясь богатством общественной жизни, не слишком предаваться неестественным и приносящим несчастье склонностям, присущим такой жизни, и чтобы, оставаясь цивилизованным человеком, быть верным природе".

Природа - как самоценность - сегодня еще чаще попадает в поле зрения человечества, чем несколько столетий и даже десятилетий тому назад. Взгляды Руссо - романтическая реакция на противоречия цивилизации. Идеи Канта - реакция не романтическая, а трезвая, взвешенная, научно философская. Сколько бы люди ни стремились "назад к природе", они все равно найдут не такой, какой хотели бы видеть, а такой какой она уже стала под влиянием человеческого в нее вмешательства. Под влиянием цивилизации. Это же относиться и к самому человеку. Кант, поддерживает Руссо в его устремлении внимательно проанализировать противоречия цивилизации, выяснить что произошло с человеком цивилизации и его нравственностью.

Информация о работе Иммануил Кант