Иерархия живой материи

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:02, реферат

Описание работы

Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта – его состава или структуры. Развитие – всеобщий принцип объяснения природы, общества и познания, как исторически протекающих событий

Работа содержит 1 файл

классификация.docx

— 67.60 Кб (Скачать)

Мегамир — охватывает собой доступную для нас часть Вселенной. Его объектами являются галактики, звезды, планеты, туманности. Это объекты изучения не только современной астрономии, но и недавно возникших естественных наук — астрофизики, астробиологии, космологии и, как это ни странно, физики высоких энергий (так теперь называют физику элементарных частиц). Обратите внимание, как удивительнейшим образом смыкаются проблемы большого и малого, элементарных частиц и величественных галактик.

Тело человека является частью макромира. Сознанием же он в  состоянии охватить все три мира от ничтожной частицы до величественной галактики. В этом смысле можно уверенно сказать, что человек живет одновременно в трех мирах.

Особенности биологического уровня развития материи

Изучение биологического уровня развития материи прежде всего сталкивается с вопросом о сущности живого. Большая Советская энциклопедия определяет жизнь как высшую по сравнению с физической и химической форму существования материи, закономерно возникающую при определённых условиях в процессе её развития. Будучи правильным по существу, это определение не дает конструктивных подходов к выделению живого из неживого. Опираясь на это определение, невозможно, скажем, определить, представляет ли наша планета живое существо, как считал знаменитый фантаст Конан Дойль, или же это глыба косной материи, несущаяся в космосе.

Классическая  биология выделяет шесть  признаков, полный набор которого отличает живое от неживого.

  • Особенность химического состава. Живое обязательно должно включать в себя белки и нуклеиновые кислоты.
  • Обмен веществом и информацией с окружающей средой. Живые организмы — открытые системы.
  • Способность к воспроизведению, наличие признаков, передаваемых по наследству.
  • Устойчивость. Способность к развитию и эволюции.
  • Способность к саморегуляции и, как следствие, приспособляемость к внешней среде.
  • Раздражимость. Способность к взаимодействию со средой обитания.

Следует заметить, что  перечисленные признаки, невзирая на их популярность, являются спорными. Так, на протяжении многих лет обсуждается  возможность неуглеродных форм жизни. К. Э. Циолковский предполагал возможность жизни на основе кремния. Впрочем, образцы неуглеродной жизни до сих пор не были обнаружены.

Спорным является также  вопрос о природе вирусов. Находясь внутри клетки-носителя, вирус проявляет  все отличительные признаки живого. Однако вне этой клетки вирус не способен к размножению и, следовательно, не может считаться живым.

Характерным для живого является иерархическая структура. Основание ее составляют нуклеиновые  кислоты. Важнейшую роль среди них  играет дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК), которую считают носителем  наследственной информации. Молекулы ДНК входят в структуры, которые благодаря своей специфической окрашиваемости получили название “хромосомы”. Полный набор хромосом входит в ядро клетки и удивительным образом связан с признаками, наследуемыми ею.

Клетка представляет собой следующий иерархический  уровень живого. В простейшем случае весь организм может состоять из одной  живой клетки.

Большинство живых  организмов состоят из многих клеток. Однако между организмом и простым  конгломератом клеток имеются существенные различия. Клетки живого организма  обладают специализацией. Так, клетки ваших костей — остеоны, как по виду, так и по функциям существенно  отличаются от нервных клеток —  нейронов. Кроме специализации клетки живого организма взаимосвязаны, обеспечивая  ему возможность адаптации к  окружающей среде и способность  к саморегуляции и самовосстановлению.

Организмы одного вида составляют биологическую систему, именуемую популяцией. Отдельные  популяции в процессе своей жизнедеятельности  могут поддерживать друг друга. Набор  таких взаимно поддерживающих друг друга популяций образует биологические  сообщества. Большие биологические  сообщества совместно со средой их обитания образуют биогеоценозы. Совокупность всех живых существ, обитающих на Земле, образуют биосферу.

Человеческая популяция  в свою очередь подразделяется на социальные системы. При классификации  по территориальному признаку она подразделяется на государства. Если же проводить классификацию  по производственным отношениям, то в  популяции можно выделить различные  социальные классы. Это, например, класс  собственников средств производства — капиталистов и класс неимущих — пролетариат. Впрочем, социальная классификация этим не ограничивается.

Особенности социальной организации человеческих сообществ  побудили выдающегося отечественного ученого В. И. Вернадского выделить еще одну материальную систему, получившую название “ноосфера” — сфера разума.

Современная биология не ограничивается выделением структурных  единиц и классификацией. Значительным успехом биологической науки  явилось создание эволюционной теории, предложившей удовлетворительную трактовку  изменяемости видов. Механизм эволюции предлагает современная генетика, достигшая  на сегодняшний день значительных успехов. 
 
 
 
 
 

 
Введение

 

Проблема определения  сущности материи весьма сложна. Сложность  заключается в

высокой степени  абстрактности самого понятия материи, а также в многообразии

различных материальных объектов, форм материи, ее свойств  и

взаимообусловленностей. В связи с этим перед философией и другими науками

стоит множество  вопросов: Что такое материя? Как  развивались представления о

ней? Как соотнести  с понятием материи бесконечное  множество конкретных

предметов, вещей? Какими свойствами она обладает? Вечна  ли и бесконечна

материя? Что является причиной ее изменения? Какие виды материи  известны в

настоящее время? Как осуществляется взаимный переход  одних видов материи и

форм ее движения в другие? На основе, каких законов  это происходит? Наконец,

каким образом  возникло такое свойство материи, как  сознание?

Обращая свое внимание на окружающий нас мир, мы видим совокупность

разнообразных предметов, вещей. Эти предметы обладают самыми различными

свойствами. Одни из них имеют большие размеры, другие - меньшие, одни просты,

другие - более  сложны, одни постигаемы достаточно полно  непосредственно

чувственным образом, для проникновения в сущность других необходима

абстрагирующая  деятельность нашего разума. Отличаются эти предметы и по силе

своего воздействия  на наши органы чувств.

Однако при всей своей многочисленности и разнообразии самые различные

предметы окружающего  нас мира имеют один общий, если так  можно выразиться,

знаменатель, позволяющий  объединить их понятием материи. Это  общее есть

независимость всего  многообразия предметов от сознания людей. В то же время

это общее в  бытии различных материальных образований  является предпосылкой

единства мира. Однако заметить общее в самых  различных предметах, явлениях,

процессах - задача далеко не простая. Для этого нужна определенная система

сложившихся знаний и развитая способность к абстрагирующей деятельности

человеческого разума. Поскольку знания есть продукт приобретенный, причем

накапливаемый постепенно, в течение длительного времени, то многие суждения

людей о природе  и обществе первоначально носили весьма неотчетливый,

приближенный, а  порой и просто неверный характер. В полной мере это относится

и к определению  категории материи.

    

 
Становление и развитие общих  представлений о  материи

 

Самый беглый анализ представлений древних ученых о  материи показывает, что

все они по духу своему были материалистическими, но общим  их недостатком

было, во-первых, сведение понятия материи к какому-то конкретному  виду

вещества или  ряду веществ.

Во-вторых, признание  материи в качестве строительного  материала, некоей

первичной неизменной субстанции автоматически исключало  выход за пределы

имеющихся о ней  представлений. Тем самым каким-либо конкретным видом вещества

с присущими ему  свойствами ограничивалось дальнейшее познание, проникновение

в сущность материи. Все же большой заслугой древних  материалистов было

изгнание представлений  о боге-творце и признание взаимосвязи  материи и

движения, а также  вечности их существования.

Заметный след в развитии учения о материи оставили мыслители Древней Греции

Левкипп и особенно Демокрит - родоначальники атомистического учения об

окружающем мире. Они впервые высказали мысль о том, что все предметы состоят

из мельчайших неделимых частиц - атомов. Первичная  субстанция - атомы

движутся в пустоте, и их различные сочетания суть те или иные материальные

образования. Уничтожение  вещей, по Демокриту, означает лишь их разложение на

атомы. В самом  понятии атома содержится нечто  общее, присущее различным

телам.

Вместе с тем, хотя атомистическое учение и устанавливало  общую природу бытия

микропредметов, однако оно не раскрывало в полной мере понятия материи; в

силу своей субстанциональности  и ограниченности оно не могло  служить

критерием общности всего многообразия видов материи. В настоящее время мы

знаем, что атомы  различны по своей природе и структуре  и представляют лишь

частицы вещества. Таким образом, у Демокрита мы видим отождествление понятия

материи с одним  из конкретных ее проявлений, с веществом.

Весьма важную попытку дать определение материи  сделал французский материалист

XVIII века Гольбах,  который в работе "Система природы"  писал, что "по

отношению к нам  материя вообще есть все то, что  воздействует каким-нибудь

образом на наши чувства".

Здесь мы видим  стремление выделить то общее в различных  формах материи, а

именно: что они  вызывают у нас ощущения. В этом определении Гольбах уже

отвлекается от конкретных свойств предметов и дает представление о материи

как абстракции. Вместе с тем определение Гольбаха было ограниченным. Оно не

раскрывало до конца сущности всего того, что  воздействует на наши органы

чувств, оно не раскрывало специфики того, что не может воздействовать на наши

чувства. Эта незавершенность  предложенного Гольбахом определения  материи

создавала возможности, как для материалистической, так и идеалистической ее

трактовки.

К концу прошлого века естествознание, и в частности  физика, достигло

достаточно высокого уровня своего развития. Были открыты  общие и, казалось,

незыблемые принципы строения мира. Была открыта клетка, сформулирован закон

сохранения и  превращения энергии, установлен Дарвиным эволюционный путь

развития живой  природы, Менделеевым создана периодическая  система элементов.

Основой бытия  всех людей, предметов признавались атомы - мельчайшие, с точки

зрения того времени, неделимые частицы вещества. Понятие  материи

отождествлялось, таким образом, с понятием вещества, масса характеризовалась

как мера количества вещества или мера количества материи. Материя

рассматривалась вне связи с пространством  и временем. Благодаря работам

Информация о работе Иерархия живой материи