Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:02, реферат
Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта – его состава или структуры. Развитие – всеобщий принцип объяснения природы, общества и познания, как исторически протекающих событий
Общая схема
иерархического ступенчатого строения
материи, связанная с признанием
существования относительно самостоятельных
и устойчивых уровней, узловых точек
в ряду делений материи, сохраняет
свою силу и эвристические значения.
Согласно этой схеме дискретные объекты
определенного уровня материи, вступая
в специфические
Это положение едино для систем различной природы.
Любая сложная система, возникшая в процессе эволюции по методу проб и ошибок, должна иметь иерархическую организацию. Действительно, не имея возможности перебрать все мыслимые соединения из нескольких элементов, а найдя научную комбинацию, размножает ее и использует – как целое – в качестве элемента, который можно полностью связать с небольшим числом других таких же элементов. Так возникает иерархия. Это понятие играет огромную роль. Фактически всякая сложная система, как возникшая естественно, так и созданная человеком, может считаться организованной, только если она основана на некоей иерархии или переплетении нескольких иерархий. Мы не знаем организованных систем, устроенных иначе.
Концептуальные
формы выражения идеи структурных
уровней материи многообразны. Определенное
развитие идея уровней получила в
ходе анализа концептуального
Одна из актуальных проблем, которую ставит изучение иерархии структурных уровней природы, заключается в поисках границ этой иерархии как в мегамире, так и в микромире. Иерархичность уровней отражается в иерархичности классификационных понятий, характерных для описательных теорий различных наук. С наличием определенных уровней материи связано существование ряда самостоятельных научных дисциплин.
Уровни становятся
такими спиралями только при всестороннем
развитии преемственности, без которой
могут быть лишь хаотические смены
круговоротов изменений. Поэтому «развитие
развития» возможно только на основе
обогащения форм преемственности, которая
позволяет в той или иной мере
сохранять достигнутые
В ходе прогресса
число взаимосвязанных уровней
возрастает и объекты становятся все более
многоуровневыми. Объекты каждой последующей
ступени возникают и развиваются в результате
объединения и дифференциации определенных
множеств объектов предыдущей ступени.
Системы становятся все более многоуровневыми.
Сложность системы возрастает не только
потому, что возрастает число уровней.
Существенное значение приобретает развитие
новых взаимосвязей между уровнями и со
средой, общей для таких объектов и объединений.
В этих взаимосвязях все большее значение
получает информация.
До сих пор мы опирались в основном на признаки развития, изменения, движения, как это обычно делает физика. При этом выделялась функция предметов или явлений. Для того, чтобы не погрешить против истины, следует использовать также категорию, парную категории “функция”. Она носит название “структура”. При рассмотрении структуры важнейшей является концепция классификации.
Практически любой науке на начальных этапах ее развития приходится упорядочивать накопленные экспериментальные факты. Концепция классификации была разработана именно с этой целью. На протяжении многих лет эта концепция составляла основу биологии. Биология была наукой описательной, и основное свое внимание уделяла классификации живого. Классификация также широко использовалась в химии. Для примера можно привести периодическую систему элементов. В законченном виде концепция классификации была сформулирована математикой.
Классификации могут быть подвергнуты элементы какого-либо множества. Они называются объектами классификации. Классифицируют по классификационному признаку. С использованием этого признака объекты группируются в классы.
В зависимости от выбора классификационного признака объекты могут быть сгруппированы по-разному. Так, население нашей страны можно группировать по национальному признаку, а можно по имущественному. Тогда, например, в класс неимущих попадут люди различной национальности.
Классы имеют иерархическую структуру. Разбив множество на классы, можно любой из них разделить на подклассы, используя другой классификационный признак. Подклассы в свою очередь снова могут быть разделены на подклассы. Такое деление может производиться неограниченно. В результате получим дерево классов. Оно схематически изображено на рис. 6. Так, сформированный по национальному признаку класс русских может по имущественному признаку быть подразделен на подклассы бедных, богатых и людей умеренного достатка. Подкласс богатых в свою очередь можно подразделить по половому признаку на подклассы мужчин и женщин и т. д.
Существенным в классификации является то, что класс должен включать в себя все объекты, обладающие данным признаком классификации. Это свойство класса получило название “инкапсуляция”. Говорят, что класс инкапсулирует в себе все элементы, обладающие данным признаком. Сформировав класс “русские”, мы должны быть уверены, что никто из русских не был отнесен, например, к классу “немцы” и наоборот.
Кроме того, каждый класс должен быть связан со всеми своими подклассами так, что каждый подкласс обладает свойствами породившего его класса. Эта связь называется наследованием свойств родительского класса. В нашем предыдущем примере объекты подкласса “женщины”, подкласса “богатые”, класса “русские” наследуют все признаки породивших их классов. Иначе говоря, они являются богатыми русскими женщинами.
Объекты любого класса
или подкласса равноправны
Неожиданное применение идея классификации получила в области информационных технологий. Как известно, современные информационные технологии разрабатывают масштабные проекты. Так, трудозатраты на создание Windows 95 (проект “Чикаго”) составили около 500 человеко-лет. Программные пакеты создаются большими коллективами программистов. При этом встает вопрос совместимости программного кода, написанного различными программистами в рамках одного проекта. С этой целью используют методы классификации. Их программной реализацией стали так называемые объектно-ориентированные языки программирования.
Объектом изучения
большинства естественных наук являются
материальные системы. Материальной системой
называют относительно обособленную часть
материального мира, имеющую свои
внутренние законы существования и
развития. Примерами материальной системы
могут служить Солнечная
Количество материальных систем, изучаемых естествознанием, огромно. Простейшим признаком их классификации может служить размер этих систем.
Наименьшими известными сегодня являются так называемые элементарные частицы. Слово “элементарные” предполагает простоту этих частиц, их неразложимость на составляющие. В настоящее время положение об элементарности каких бы то ни было природных объектов активно оспаривается. Поэтому все чаще как в популярной, так и в научной литературе для обозначения мельчайших природных объектов можно встретить термин “фундаментальные частицы”. Чтобы не создавать путаницу, мы по-прежнему будем пользоваться ставшим обиходным термином “элементарные частицы”, подразумевая при этом их возможную неэлементарность.
Долгое время науке
была известна только одна элементарная
частица — электрон. На сегодняшний
день их открыты уже десятки. Такая
ситуация потребовала классификации
известных элементарных частиц. Трудности
с выбором подходящего
По массе элементарные частицы подразделяют на пять классов: фотоны, лептоны, мезоны, барионы и гипероны.
Фотоны — световые частицы, не имеют массы покоя и классифицируются по энергии. Низкоэнергетические — составляют радиоизлучение. Фотоны средних энергий считают световыми. И, наконец, фотоны высоких энергий получили название гамма-квантов.
К классу лептонов относятся легкие частицы. Их типичным представителем является электрон. Масса лептона имеет величину порядка 10-30 кг.
Примерно в 200 раз тяжелее лептонов представители класса мезонов. Среди них наиболее известны пи-мезоны, ответственные за внутриядерные взаимодействия.
В тысячи раз тяжелее
лептонов барионы — тяжелые частицы.
Типичными представителями
Последний из классов составляют гипероны. Это сверхтяжелые частицы, имеющие малые сроки жизни. Сегодня они представляют интерес в основном для специалистов в области физики высоких энергий.
Следующий за элементарными частицами структурный уровень занимают атомные ядра. Роль этих неощутимо маленьких материальных систем в жизни современного общества трудно преувеличить, поэтому атомным ядрам и связанным с ними проблемам мы посвятим особое рассмотрение.
Атомные ядра входят в качестве составных частей в элементы следующего структурного уровня организации материи. Он получил название атомного. Атомы представляют собой основные структурные элементы, рассматриваемые современной химией. Они известны под названием химических элементов.
Идея первоэлементов — атомов — в естествознании не нова. Ее широко обсуждали еще античные философы. Однако в прошлом атомами называли минимальные качественно неизменные составные части вещества. Сейчас мы называем такие части молекулами. Идея атомной структуры вещества настолько глубоко проникла в нашу жизнь, что кажется невероятным то, что всего двести — триста лет тому назад она с трудом пробивала себе дорогу в научном сообществе.
Множество атомов весьма обширно. Предпринимались многочисленные попытки их классификации. Одна из них, предпринятая Д. И. Менделеевым, оказалась особенно успешной. Он обнаружил, что химические свойства элементов находятся в периодической зависимости от их атомного веса. Без преувеличения можно сказать, что сделанное им открытие заложило фундамент современной химии.
Атомы объединяются в материальные системы следующего уровня, именуемые молекулами. Мир молекул весьма многообразен и не имеет четких границ. Сюда относятся как простейшие неорганические молекулы, так и органические макромолекулы.
Особенно ярко концепция
структурных закономерностей
Примечательно, что природный сахар, равно как и молекулы других природных органических соединений, содержит молекулы только одного из двух симметричных видов. Причина этого до сих пор не выяснена.
Элементарные частицы, атомы и молекулы составляют особую материальную систему. Она получила название “микромир” в отличие от макромира. Макромир — это мир предметов, среди которых мы живем.
Внутри макромира также можно выделить несколько материальных систем. В основном их изучает биология и социальные науки.
Отдельные планеты
в силу их относительной обособленности
также можно считать
Итак, среди материальных систем, рассматриваемых современным естествознанием, выделяются микро-, макро- и мегамиры.
Макромир — это мир, в котором мы живем. Это мир окружающих нас предметов. Он включает в себя все от микроорганизмов до складок земной коры.
Микромир — включает в себя фундаментальные (элементарные) частицы, атомы и молекулы. В проблемах микромира современная наука ищет ключи к тайнам макромира. Похоже, что на смену Лапласовскому детерминизму постепенно приходит квантовый детерминизм — уверенность в том, что все явления макромира могут быть объяснены исходя из правильного понимания законов микромира. Здесь нелишне заметить, что микро- и макромиры представляют собой хотя и взаимосвязанные, но все-таки относительно независимые макроскопические системы.