Идея сверхчеловека в романе Фридриха Ницше "Так говорил Заратустра"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 08:00, реферат

Описание работы

«Так говорил Заратустра» – это роман великого немецкого философа Фридриха Ницше на тему того, что человек, по его мнению, представляет собой в этом мире и на данном этапе. Венец природы? Животное на двух ногах? Нет, по мнению самого Ницше и героя его романа, человек – это лишь промежуточная стадия, переходная форма жизни от животного – к сверхчеловеку.
Человек – это заготовка. Грубый камень, из которого в итоге еще только должно получиться настоящее произведения искусства, совершенный памятник Духу.

Содержание

Введение
Глава 1. Жизнеописание Фридриха Ницше
Глава 2. "Так говорил Заратустра". Идея сверхчеловека
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

эссе так говорил Заратустра.docx

— 48.72 Кб (Скачать)

           Ницше считает, что  религия ложна, и дает ложные ценности людям, обманывая их: «Тот, кого называют они избавителем, заковал их в  оковы. В оковы ложных ценностей  и слов безумия! Ах, если  бы кто  избавил их от их избавителя!»10. А «избавитель» «знал только слезы и скорбь иудея, вместе с ненавистью добрых и праведных - этот иудей Иисус;  тогда напала на него тоска по смерти. Зачем не остался он в пустыне и в дали от добрых и праведных! Быть может, он научился бы жить и научился бы любить землю – и вместе с тем смеяться. Верьте мне, братья мои! Он умер слишком рано; он сам отрекся бы от своего учения, если бы достиг моего возраста!»11. Довольно веское утверждение того, что Иисус, просто недорос до нужного возраста. Ницше явно выражает свое отвращение к христьянской религии: «Не иначе умели они любить своего Бога, как распяв человека!»12. Его «тошнит» от церквей: «О, этот поддельный свет, этот спертый воздух! Здесь душа не смеет взлететь на высоту свою!»13. Вместо религии Ницше предлагает философию, свою философию. Философию – сверхчеловека. Он считает что даже Иисус со временем сам бы отказался от своих проповедей. Следовательно ставит себя на ровне с ним. А устами своего Заратустры он говорит о новой формации человека: «Я бы поверил только в такого Бога, который умел бы танцевать».14 То есть Ницше готов поверить в существование Бога, но только веселого, танцующего бога, а не того догматичного, все прощающего «христьянского» Бога. Это неприятие порождено длительным и глубоким философским анализом. Позже Ницше подробнейшим образом  изложит все свои мысли по поводу религии в «Антихристе». В «Как говорил Заратустра» Ницше только поверхностно говорит о религии, точнее он отрицает церковь, священников, христьянизм, не приводя при этом ни одного чёткого факта на основании которого он делает такие выводы. Здесь мы можем рассматривать Ф.Ницше как нигилиста. Судит он горячо, но неубедительно.

           О войне и воинах. Этой мысли Ф.Ницше уделил отдельный «разговор» Заратустры. И четко и конкретно обозначил все идеи и мысли по поводу войны и войнов. И лучше чем словами Ницше тут ничего не скажешь. Необходимо только пояснит, что Ф.Ницше имеет в виду под понятиями «война» и «воин». Под «войной»  автор понимает не только боевые действия, но также различные жизненные ситуации, и вообще жизнь в целом, под понятием «воин» автор понимает не столько солдат, и военных сколько каждого человека как личность, приписывая ему качества воина: храбрость, силу, выносливость и т.п.. Вообще это довольно абстрактные понятия, и довольно тяжело точно конкретизировать, что философ подразумевает под ними. Лучше всего прочитать мысли самого Ницше:

     «Я вижу множество солдат; как хотел бы я видеть много воинов! «Мундиром» называется то, что они носят; да не будет мундиром то, что скрывают они под ним!»15

     «Будьте такими, чей взор всегда  ищет врага – своего врага»16.

     «Своего врага ищите вы, свою войну ведите вы, войну за свои мысли!»17

     «Любите мир как средство к новым войнам»18.

     «Я призываю вас не к работе, а к борьбе. Я призываю вас не к миру, а к победе. Да будет ваш труд борьбой и мир ваш победой!»19

     «Можно  молчать и сидеть смирно, только когда есть стрелы и лук; иначе  болтают и бранятся»20.

     «Вы говорите, что благая цель освещает даже войну? Я же вам говорю, что  благо войны освещает любую цель»21.

     «Война  и мужество совершили больше великих  дел, чем любовь к ближнему. Не ваша жалость, а ваша храбрость спасала доселе несчастных»22.

     «Что  хорошо? Спрашиваете вы. Хорошо быть храбрым. Предоставьте маленьким девочкам говорить: «быть добрым – вот  что мило и в то же время трогательно»».23

     Из  этого набора цитат мы можем  хорошо представить себе, каким Ницше  хочет видеть человека - «воина». Он считает, что каждый человек должен быть «воином», и принимать «войну»  не как необходимую службу, а как  стиль жизни, каждый человек должен постоянно вести борьбу за свои мысли,  идеи, и непременно отстаивать их. И  Ницше желает победы каждому индивиду, который ведет свою борьбу, но далеко не каждый победит в борьбе, но это  не так важно, важен именно процесс.  Автор подводит нас к тому факту, что «война» должна всегда иметь место, так как без войны люди начинают терять ориентиры добра и зла, любви и сострадания, всегда для того, чтобы понять истину сострадания, необходимо, чтобы существовала и жестокость, так же и с добром, чтобы понять, что есть хорошо, а, что плохо, необходимо сравнить. Реальность жизни требует от человека храбрости, борьбы, напряжения, твердости, жесткости, а не добра и расслабленности. Философ говорит, что в борьбе совершается великих дел больше, чем в обыденном состоянии. Именно борьба, индивидов выделяет самых сильных, именно борьба убивает слабых и «гнилых». В противостоянии люди доходят до края своих возможностей, противостояние показывает все недостатки каждой личности. Борьба – основной инструмент отбора в природе. И самый яркий пример тому мировая история. Правители, такие как Иван Грозный и Петр I, были далеко не добрыми, наоборот их времена отмечены кровавой точкой на карте истории, количество войн в их время высоко. Однако Петр I – великий реформатор, и создатель русского флота, победоносец. Иван Грозный – одна из самых уважаемы и значительных личностей в истории Руси, расширил границы в три раза.  «Любовь народа, это смесь поровну любви и страха»24 - поэтому Ф.Ницше полностью прав говоря, что «благо войны освещает любую цель!»25. Как бы война не осуждалась, какой бы страшной не была, она все же необходима, как в глобальном, так и локальном плане. Это не призыв к новой мировой войне, это констатация факта необходимости воин, смерти и страха. Чтобы люди научились ценить любовь, жизнь и свободу. На весах должны лежать равные гири с двух сторон, чтобы весы были в равновесии. При отсуцтвии гирек, весы сами по себе теряют всякий смысл. Так и в жизни либо существует добро и зло, либо жизнь теряет смысл. Это факт. И Нище иногда в своих книгах говорит о чем-то подобном. Позже эти идеи и были взяты Гитлером. Якобы, выдвигая Ницше как идеолога фашизма. Идея «сверхчеловека»,  которой пронизаны все поздние книги Фридриха Ницше, идеально подходила для вдохновения огромных масс людей на войну. Идеи Ф.Ницше были просто удобны Гитлеру. Сам же философ открыто выступал при жизни с критикой зарождавшегося тогда фашизма. Его философия была трактовано неверно, поверхностно. Жаль, Ницше уже не было в живых к этому времени.

           О любви и браке. Одна из самых интересных тем, если рассматривать её в контексте с биографией Фридриха Ницше. Ницше некогда не был женат, у него не было детей, да и женщин в его жизни было мало. Женщин, которые сыграли какую-нибудь роль в жизни Фридриха можно перечислить: мать, сестра Элизабет, Лу Андреас-Саломе и Мальвида Мейзенбуг.  Мать она и есть мать. У Ницше и его сестры были теплые отношения почти всё жизнь, Элизабет распоряжалась архивом философа, он часто советовался с ней, и поддерживал постоянную связь. М. фон Мейзенбуг друг Ницше. А вот Лу Саломе нельзя отвести какую-нибудь ярко определенную роль, но бесспорно роль её важна, достаточно сказать, что она было одной из тех немногих женщин, которым Ф.Ницше предлагал стать его женой. После разрыва с ней Ницше и начнет писать книгу «Так говорил Заратустра». Вообще довольно тяжело представить себе, чтобы человек не искушенный в делах любовных, такой, каким был Ницше, мог здраво рассуждать о женщинах. Вот Ницше здраво рассуждал о них только на 50%. Насколько здраво рассуждает человек говоря: «Всё в женщине -  загадка, и все в женщине имеет одну разгадку: она называется беременностью»26, дальше больше: «Мужчина должен быть воспитан для войны, а женщина – для отдохновения воина; все остальное – глупость»27 или «поверхность-душа женщины, подвижная, бурливая пленка на мелкой воде. Но душа мужчины, глубока ее бурный поток шумит в подземных пещерах; женщина чует его силу, но не понимает ее»28. Здесь на лицо различие которое проводин Ницше между женщиной и мужчиной, намекая на мелочность женщин. Считать такие рассуждения здравыми, считаю самообманом. И такие нездоровые рассуждения о женщинах начинают встречаться все чаще в более поздних книгах. Однако есть и совершенно здравые мысли, так об отношении между мужчиной и женщиной Ницше пишет: «Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. Поэтому хочет он женщины как самой опасной игрушки»29,  «пусть мужчина боится женщины, когда она любит: ибо она приносит любую жертву и всякая другая вещь не имеет для нее цены»30.  Об отношении полов Ницше писал, будучи не сильно втянут в эту сферу человеческой жизни и это заметно.  Но что касается брака и любви как чувства, тут все хорошо и детально разобрано. Возможно, все выводы сделаны философом посредством наблюдения за людьми. Для продолжения рассуждений лучше, привезти слова самого Ницше, а затем прокомментировать их. И вот что он пишет о любви и браке: «Много коротких безумств – это называется у вас любовью. И ваш брак, как одна длинная глупость, кладет конец многим коротким безумствам»31

     «Ты молод и желаешь ребенка и  брака. Но я спрашиваю тебя: насколько  ли ты человек, чтобы иметь право  желать ребенка? Или в твоем  желании  говорят зверь и потребность? Или одиночество? Или разлад с  самим собою?»32

     «Я  хочу, чтобы твоя победа и твоя свобода  страстно желали ребенка. Живые памятники  должен ты строить своей победе и  своему освобождению»33

     «Брак – так называю я волю двух создать  одного, который больше создавших  его»34.

     «Да, я хотел бы, чтобы земля дрожала  в судорогах, когда святой сочетается с гусыней. Один вышел, как герой, искать истины, а в конце добыл  он себе маленькую наряжённую ложь. Своим браком называет он это. Другой был требователен в общении и  разборчив в выборе. Но одним разом  испортил он на все разы своё общество: своим браком называет он это. Третий искал служанки с добродетелями ангела. Но одним разом стал он служанкою женщины, и теперь ему самому надо бы стать ангелом. Осторожными находил я всех покупателей, и у всех у них были хитрые глаза. Но жену себе даже хитрейший из них умудряется купить в мешке»35

     «И  даже ваша лучшая любовь есть только восторженный символ и болезненный пыл»36. «Любовь-это факел, который должен светить вам в высших путях»37.

     «Плохих супругов находил я всегда самыми мстительными»38.

     «Любить и погибнуть!»39

     Судит Ницше о любви, не со стороны страсти, а с глобальной стороны, он считает, что любовь как маяк должна помогать в достижении целей, она должна всегда быть ориентиром, а не занимать мысли, и разум человека. Та любовь, которую  он видит это всего лишь иллюзия  любви, «болезненная» иллюзия. Любовь в его представлении должна быть фатальна и гиперболична, как и  все чувства, мысли и принципы в человеке, по мнению Ницше. Поэтому  он и говорит: «Начните же учится любить»40. В этих рассуждения Ницше продолжает философию, развитую ещё Шопенгауэром, который сказал: «любовь мешает жить!». Имея ввиду, что любовь отнимает время у человека. И Шопенгауэру жалко этого потерянного времени. По его мнению, любовь не стоит в таком ряде как музыка, живопись, философия, литература, просто чувство, которое вспыхивает самопроизвольно и не поддается контролю.

     Брак  же Ницше считает тюрьмой для  двоих, по крайне мере на данном этапе  развития человечества. Он приводит несколько  примеров того, как мужчины выбирали себе жен, и каждый пример заканчивается  плачевно. Под «настоящим» браком Ницше подразумевает брак равных, сильных людей, желающих оставить ещё более сильное потомство. Сынов, – которые будут памятниками своим отцам и матерям.  На данный момент Ницше таких браков не видит на земле. В одной из своих частных переписок Ницше будет рассуждать об опасности неравных браков. Когда один из супругов человек просвещенный и умный, а второй супруг менее просвещен и умён. Так вот в таких браках, по наблюдению Ницше, чаще всего не глупый становится умней, а умный сходит с ума от умственного кризиса и постепенно деградирует. Процесс этой деградации он наблюдал у нескольких супружеских пар. Наверно Ницше по собственным соображениям, так и не женился, толи равного себе не нашел(хотя предлагал женится нескольким женщинам, правда в ряде случаев это была просто мимолетная слабость, а случае с Лу Саломе заблуждение), толи слишком сильно боялся «оков» брака, но так или иначе потомства он не оставил.

     О трех превращениях. Этот разговор посвящен трем превращениям, которые должен пройти дух человека, по мнению Ф.Ницше, для того чтобы достигнуть совершенства  в этом мире, и совершить полный путь от конца до начала. Это условная шкала, на которой показан уровень развития человеческого духа по Ницше. Первое превращение, которое называет Ф.Ницше – верблюд. Дух становится верблюдом тогда, когда он спрашивает: «а что есть тяжесть?»41. Этого состояния достигает дух и спрашивает: «что есть трудное? »42. В общем автор подразумевает, что должно настать время когда человек задастся вопросами жизни, в глобальном, не обычном житейском плане. И попытается понять что, есть, что на самом деле. «Всё самое трудное берет на себя выносливый дух: подобно навьюченному верблюду, который спешит в пустыню,  спешит и он в свою пустыню. Но в самой уединенной пустыне совершается второе превращение: здесь львом становится дух, свободу хочет он себе добыть и господином быть в своей собственной пустыне»43.  Втрое превращение духа – лев. Лев это эволюция желания познания, в желание господства и силы. Лев, переходит из разряда «воина», который «должен» в разряд хозяина и повелителя, который «хочет». Здесь проявляется изменение в плане желаний и обязанностей. Теперь личность недолжна, признавать никакого господина над собой. Теперь каждое её желание она должна осуществлять, теперь нет обязанностей, остались только желания. «Братья мои, к чему нужен лев в человеческом духе? Чему не удовлетворяет вьючный зверь, воздержанный и почтительный? Создавать новые ценности этого ещё не может лев».44 Третьей и последней стадией, развития человеческого духа, которую выделяет Ницше является  - ребенок. «Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения»45. Последняя стадия превращения духа, невинное дитя. По той простой причине, что для ребенка ещё неписаны людские законы, именно дитя играет там, где хочет, не задумываясь ни о чём, в нём еще нет страха, и всего того, чем насыщенна людская жизнь, нет обыденности жизни. Поэтому ребёнок сам может писать новые законы,  называть картиной свою мазню и свято верить в то, что это шедевр. 

       
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Фридрих Ницше попытался пройти путь к  сверхчеловеку. Итогом было безумие. Степень  погружения в проблему превзошла  меру личной выносливости. "Кто нападает на свое время, нападает лишь на себя". Разрушение традиционных ценностей  обернулось саморазрушением. На долгие годы на память о Ницше и его  наследие легла печать "фашистской". Образ сверхчеловека исказился  до неузнаваемости и приобрел черты "белокурой бестии", не щадящей  ничего и никого, безжалостно разрушающей  мир и его ценности.

Информация о работе Идея сверхчеловека в романе Фридриха Ницше "Так говорил Заратустра"