Идея сверхчеловека в романе Фридриха Ницше "Так говорил Заратустра"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 08:00, реферат

Описание работы

«Так говорил Заратустра» – это роман великого немецкого философа Фридриха Ницше на тему того, что человек, по его мнению, представляет собой в этом мире и на данном этапе. Венец природы? Животное на двух ногах? Нет, по мнению самого Ницше и героя его романа, человек – это лишь промежуточная стадия, переходная форма жизни от животного – к сверхчеловеку.
Человек – это заготовка. Грубый камень, из которого в итоге еще только должно получиться настоящее произведения искусства, совершенный памятник Духу.

Содержание

Введение
Глава 1. Жизнеописание Фридриха Ницше
Глава 2. "Так говорил Заратустра". Идея сверхчеловека
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

эссе так говорил Заратустра.docx

— 48.72 Кб (Скачать)

     Содержание

Введение 3
Глава 1. Жизнеописание Фридриха Ницше 5
Глава 2. "Так говорил Заратустра". Идея сверхчеловека 8
Заключение 21
Литература 23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Что есть человек? На этот вопрос в течение  тысячелетий пытались давать свои ответы многие философы, ученые, мыслители. Но точного, определенного ответа, конечно  же, нет и до сих пор.

     «Так  говорил Заратустра» – это  роман великого немецкого философа Фридриха Ницше на тему того, что  человек, по его мнению, представляет собой в этом мире и на данном этапе. Венец природы? Животное на двух ногах? Нет, по мнению самого Ницше и  героя его романа, человек –  это лишь промежуточная стадия, переходная форма жизни от животного –  к сверхчеловеку.

     Человек – это заготовка. Грубый камень, из которого в итоге еще только должно получиться настоящее произведения искусства, совершенный памятник Духу.

     Нельзя  не отметить и стилистику всего произведения. В отличие от многих философских  трактатов, навевающих скуку на рядового читателя, не искушенного в сотнях специализированных терминов и множестве  «измов», «Заратустра» Ницше представляет собой поэтическое произведение, в котором главный герой высказывает свои мысли тезисно, сжато. Но доступно и очень, очень проникновенно.

       Невозможно относиться к этому  произведению равнодушно. С ним  можно соглашаться, с ним можно  спорить, его можно любить и  ненавидеть, но безразличия к  нему быть не может. Ведь  буквально каждая фраза из  уст предтечи сверхчеловека –  Заратустры – это тезис, который  может поменять все ваше мировоззрение.  Это слова, которые кажутся  угрожающими, способными похоронить  в вас привычное, мирское, человеческое.

     «Человек  есть нечто, что должно преодолеть»  – говорит Ницше устами своего пророка. Это то, что нужно пройти и от чего нужно отказаться. И  лишь тогда, отказавшись от человеческого, по мнению Ницше, можно приблизиться к заветному сверхчеловеку.

     И в этом классический вопрос фантастики «Что есть человек?» спорит с Ницше, ведь что из себя представит сверхчеловек, если в нем не будет не только привычных нам грехов и слабостей, но и нашего духа, нашей силы воли, нашего сострадания? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Жизнеописание  Фридриха Ницше

     Фридрих Вильгельм Ницше родился в 15 октября 1844года в местечке Рёккен у Лютцена, Германия. День рождения совпал с днем рождения короля-Фридриха Вильгельма IV, поэтому мальчик был назван в его честь. Отец и мать Ф. Ницше происходили из семей священников, но это были очень разные священники. Дед Ф. Ницше по отцу получил степень доктора теологии и написал несколько богословских трудов. Бабка по отцу, достопочтенная матрона Эрдмуге Доротея, в молодости вращалась в высшем свете. Первым ее мужем был веймарский придворный адвокат, она видела Наполеона и Гете. А вот дед по матери был простым сельским священником, сыном ремесленника. У него было одиннадцать детей. Отец философа, Карл Людвиг Ницше, не посрамил чести своего отца-теолога и матери-светской дамы. Хотя он и закончил свои дни священником в глухой провинции, начинал свою карьеру он как священник придворный. Карлу Людвигу Ницше еще не было и тридцати, когда он стал духовником детей знатных особ, в частности, воспитывал принцесс Альтенбургских. Ему покровительствовал Фридрих Вильгельм IV, король Пруссии.  Такой была семья, в которой родился в будущем знаменитый философ.

       В 1846 на свет появляется сестра  Ф.Ницше Элизабет, которой будет суждено сыграть большую роль в жизни будущего философа. 1849-1850 годы на всё жизнь останутся в памяти маленького Фридриха. 27 февраля 1849 года рождается брат Фридриха Йозеф. 30 июля  после года безумия умирает отец Ницше. 3 января Фридриху приснился сон: «В ту пору мне однажды приснилось, что в церкви звучит орган - как на похоронах. Когда я пошел посмотреть, в чем причина, вдруг разверзлась могила, и мой отец в саване поднялся из нее. Он быстро идет в церковь и вскоре возвращается, держа на руках маленького ребенка. Могильный холм раскрывается, ой сходит в могилу, и земля смыкается над ним. Тотчас же орган смолк, и я проснулся.»1 - На следующий день после этой ночи маленькому Йозефу сделалось плохо, у него начались судороги, и в несколько часов его не стало. Сон полностью сбылся. В 1851-1862 годы Ф.Ницше учится, сначала в подготовительной школе при кафедральной гимназии, затем в Намбурской гимназии, там он за 12 дней пишет историю своего детства. 6 октября 1858 года Фридрих поступает в школу Пфорта. В это время его начинают занимать философские и этические проблемы. Любимыми авторами Ницше становятся Шиллер, Байрон, Гёльдерн. В 1861 первом году происходит первое знакомство с Вагнеровской музыкой. В 1862 году Ницше отправляется в боннский университет для изучения теологии и филологии. Затем продолжает своё обучение в Лейпцигском университете. Знакомится с творчеством Шопенгауэра. В 1868 году знакомится с Рихардом Вагнером, пишет первые две статьи о Диогене Лаэртском. На  год позже Фридрих Ницше, на основании рекомендации профессора Ричля утверждается в должности экстраординарного профессора классической философии Базельского университета. В 1873 году у Ницше происходит резкое и уже периодически повторяющееся всю жизнь ухудшение здоровья. Через 3 года он освобождается по болезни от преподавания в университете. 1878 выход в свет книги «Человеческое, слишком человеческое», непринятие книги в философских кругах. 1882 год знакомство с Лу Саломэ, дочерью петербургского генерала и почитательницей книг Ф.Ницше. Начало их близкой дружбы. Лу Саломэ - женщина, которая оставит много противоречий в душе Ницше после их разрыва. В 1883 году выходит первая часть книги «Так говорил Заратустра». Ницше говорит, что на него снизошли два "видения": сначала мысль о "вечном возвращении", а потом и образ самого Заратустры. Дальнейшая хронология написания книги представляет собой совершенный образец чисто штурмового вдохновения. Книга создавалась урывками, но в необыкновенно короткие сроки: фактически чистое время написания первых трех частей заняло не больше месяца, по десять дней на каждую, так что окончательный календарь выглядит следующим образом: 1 - 10 февраля 1883 г. в Рапалло: 1-я часть; вышла в свет в июне того же года в лейпцигском издательстве Шмейцнера. 26 июня - 6 июля 1883 г. в Рапалло: 2-я часть; вышла в свет в сентябре в том же издательстве. 8 - 20 января 1884 г. в Сильс-Мария: 3-я часть; вышла в свет в марте там же. Последняя, 4-я часть была написана в Ницце в январе - феврале 1885 г. и вышла в свет в апреле того же года в издательстве Наумана в количестве 40 экземпляров, предназначенных только для узкого круга знакомых.1886 год издание на собственные деньги книги «По ту сторону добра и зла». Начало работы над книгой «Воля к власти». Тяжёлая болезнь. 1888 год становится одним из самых важных в его жизни. В это время Ф.Ницше пишет: «Антихрист», «Сумерки Идолов», «Казус Вагнера», начало работы над «Ecce Homo». Первые явные признаки душевного расстройства. 3 января 1889 года апоплексический удар на улице и окончательное помрачнение. 11 лет жизни Ф.Ницше проводит в безумии, 25 августа 1900 года в полдень Фридриха Ницше не стало.

     Моя работа написана по книги Ф.Ницше «Как говорил Заратустра», книга содержит большое количество разнообразных мыслей и идей. Для своей работы я выбрал несколько основных идей, речь о которых и пойдёт ниже. Я попытаюсь раскрыть их максимально полно и высказать свой взгляд на эти идеи Ф.Ницше. Книга написана от первого лица-Заратустры, который в возрасте 30-ти лет покинул свою родину и пошёл в горы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. "Так говорил Заратустра". Идея сверхчеловека 

      "Так говорил Заратустра" —  это, пожалуй, самое влиятельное  и специфическое произведение  Ницше — почти не поддается  сколько-нибудь адекватным пересказу  и изложению, если таковые должны  быть краткими. Подзаголовок книги  парадоксален: "Книга для всех  и ни для кого". Имя "Заратустра" взято из восточных легенд  и верований — с несомненной  целью подчеркнуть отличие "жизненной  мудрости", проповедуемой Заратустрой,  от типично европейских норм, ценностей, догматов.

       Завязка и стиль книги таковы. Когда Заратустре исполнилось  тридцать лет, он покинул родину  и ушел в горы, десять лет  наслаждаясь одиночеством. Но вот  он пресытился своей мудростью,  сердце его обратилось к солнцу  за напутствием и благословением  сойти вниз, к людям. Он спустился  с гор и встретил старца, который  в отшельничестве своем искал  Бога. Старец сразу заметил: чист  взор Заратустры, на лице его  нет отвращения. Не оттого ли  идет он так, словно танцует?  Старец, узнав о намерении Заратустры  идти к людям, уговаривает его  остаться в лесу. Но Заратустра  отвечает: "Я люблю людей". И  расставаясь со святым старцем,  думает: "Возможно ли это?! Этот  святой старец в своем лесу  еще не слыхал о том, что Бог умер!".

       Общение Заратустры с людьми  — это серия искусно нарисованных  Ницше житейских картинок и  рассказанных Заратустрой притч  морального, психологического, философского  содержания. Так, расставшись со  старцем, Заратустра устремился  в город, который был за лесом.  Народ собрался на базарной  площади, чтобы поглазеть на  плясуна на канате. Перед представлением  Заратустра обратился к народу  с речью-проповедью, которая должна  была "учить о сверхчеловеке". В чем, как оказалось, смысл  этого поучения? Природа развивается  от червя к человеку, "но  многое в вас, — обращается  Заратустра к слушателям, — осталось  от червя. Когда-то были вы обезьянами, и даже теперь человек больше обезьяна, чем иная из обезьян". Близость человека к природному, животному миру несомненна. Человек — сын земли. "Будьте верны земле", — проповедует Заратустра и уточняет: "но разве я велю вам стать призраком или растением?" Верность земле означает только, что нельзя верить "неземным надеждам". Это намек на религию, что снова заставляет Заратустру повторить: "Бог умер".

       Еще Кьеркегор бросил религии  обвинение: "Христианский мир  убил Христа". Почти те же  слова Ницше вкладывает и в  уста Заратустры, и одного из  персонажей произведения "Веселая  наука": "Где Бог? — воскликнул  он. — Я скажу вам! Мы его  убили — вы и я! Все мы  убийцы!.. Бог умер! Бог мертв!" (Афоризм 125). Вера в христианского  Бога, заключал Ницше, более не  заслуживает доверия. Кьеркегор был человеком религиозным — он стремился обновить христианскую веру, возвратившись к ее евангельским первоистокам и отринув скомпрометировавшие себя позднейшие практику и учения церкви. Ницше, на первый взгляд, подходил к критике христианской религии и церкви решительнее и хладнокровнее. Но и его антихристианские настроения отмечены противоречиями и своего рода болезненным надрывом. Бунт против христианской веры и церкви давался этим интеллектуалам XIX в. ценой страданий, внутреннего душевного разлада. В "Заратустре" Ницше, кстати, замечает: "Прежде хула на Бога была величайшей хулой; но БОГ умер, и вместе с ним умерли и эти хулители". А что же человек? В проповеди Заратустры высказаны самые резкие обвинения в адрес людей: "Разве ваша душа не есть бедность и грязь и жалкое довольство собой?", "поистине человек — это грязный поток". Люди твердят о добродетели, справедливости, но для того чтобы действительно достигнуть их, человек "должен быть пламенем и углем", т.е. сверхчеловеком. "Но где же та молния, что лизнет вас своим языком? Где то безумие, что надо бы привить вам? Смотрите, я учу вас о сверхчелрвеке; он — эта молния, он — это безумие". И пока Заратустра говорил так, толпа думала, что речь шла о канатном плясуне, и стала кричать, "чтобы его наконец-то показали. И все принялись смеяться над Заратустрой. Так начались речи Заратустры — речи-проповеди, речи-иносказания. О чем только ни говорил Заратустра!

       Он рассказал о "трех превращениях  духа": сначала дух сделался  верблюдом, потом верблюд превратился  во льва, а лев стал дитятей.  Смысл этих символических превращений:  сначала дух хочет испытать  тяжесть своей ноши, хочет, чтобы  его навьючили, подобно верблюду, и спешит в пустыню свою. Потом  дух хочет обрести свободу  и, подобно льву, стать господином. Однако дух-лев скоро понимает, что, наслаждаясь свободой, он  не может стать духом-созидателем.  Символ дитяти означает полное  обновление духа, "начальное движение, священное утверждение".

       О разных типах людей повествовал Заратустра — о тех, кто устремляется мыслью в потусторонние миры, о презирающих тело, о любящих войну. Он повествовал "о тысяче и одной цели": перевидев много стран и народов, Заратустра убедился, что доброе у одного народа у другого народа считается злым. Люди не понимают друг друга. Они твердят о любви к ближнему, но любят только самих себя. Многие парадоксальные жизненные устремления обсуждает Заратустра — одни цепляются за жизнь, другие постоянно одержимы мыслью о смерти. Ни одну установку Заратустра не отвергает с порога, находя в ней хоть что-нибудь жизненное и правдоподобное. Но всегда находится решение, соответствующее учению Заратустры, а значит, главным устремлениям сверхчеловека. И потому образ сверхчеловека постоянно уточняется и обретает новые краски.

     Об  учёных. Ницше резко критикует учёных и  весь учёный мир. Однако тяжело понять основания этой критики, слишком много символизма в высказываниях. «Пока я спал, овца принялась объедать венок из плюща на моей голове,- и, объедая, она говорила : «Заратустра не учёный больше»»2. Из этого высказывания можно сделать вывод, что Заратустра, герой созданный Ницше, раньше и сам являлся учёным или имел какое-то отношение к учёным. Но со временем Заратустра понял всё «гнилость» общества учёных, и науки в целом : «Ибо истина в том, что ушёл я из дома учёных, и ещё захлопнул дверь за собой»3. Как пишет автор: «Слишком долго сидела моя душа голодной за их столом; не научился я, подобно им, познанию, как щелканью орехов».4 Видимо это и стало одной из причин покидания общества учёных, Ницше видит его слишком «пустым», и ничего не делающим. Считает что все учёные просто «греются в званиях и почестях».  Он считает, что учёные слишком осторожны в рассуждениях. Что в их сердцах нет пыла, они, учёные, разучились лгать, и верят только опыту, суждения их  поверхностны, а истины ничтожны, они сами уже с опаской относятся друг другу. Примером этому могут служить следующие цитаты:

     «Когда  выдают они себя за мудрых, меня знобит от мелких изречений и истин их; часто от мудрости их идёт запах, как будто она исходит из болота; и поистине, я слышал уже, как лягушка квакала в ней».5

     «Застывшим  умам не верю я»6

     «Они  зорко следят за пальцами друг друга  и не слишком доверяют один другому».7

     В последней четвертой части автор  «кричит»: «Остерегайтесь также ученых! Они ненавидят вас: ибо они  бесплодны! У них холодные, иссохшие глаза, пред ними лежит всякая птица  ощипанной»8.  Отсюда понятно, что Ф.Ницше критикует далеко не науку, и не самих учёных, а научный подход. И он ненавидит этот научный подход за то, что учёные «обдирают перья с птицы», за то, что они своими холодными суждениями и простыми механическими законами объясняют чудеса. За то, что их ум слишком усушен наукой. Из-за своих научных объяснений они теряют ощущение жизни, превращают реальность вокруг в мир сплошной информации и цифр, мир, где всё стандартно, и задается с помощью языка цифр мир, где всё можно описать через формулу. А если какое-то явление непонятно, то сразу же ставят опыт, и этот опыт является неопровержимым доказательством какой-либо формулы. Ницше высказывается против всего этого через своего Заратустру, который несет новое мироощущение людям. И в этом новом мироощущении господствует смех и добро, любовь, и радостный танец. Здесь отсуцтвует дух тяжести и задумчивости.  И я согласен с Ницше, но только если не переходить за грань критики научного подхода. О церкви и священниках.  Прежде всего, обратимся к биографии самого Ф.Ницше. Отец и мать философа были священниками, и маленький Фридрих воспитывался в глубоко религиозной семье, он часто с отцом посещал церковь, рос в любви к богу. Но вот когда вырос, одним из первых твердо заявил: «Бог мертв!»9.

Информация о работе Идея сверхчеловека в романе Фридриха Ницше "Так говорил Заратустра"