Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:08, реферат
Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании), человек, общество.
Мировоззре́ние- совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
началу XIV вв. томизм стал преобладать в римско-католических странах Европы, а сам Фома был причислен к лику святых в 1323 году.
Третий этап (конец ХIII-ХIV вв.) – поздняя схоластика. Он характеризуется нарастанием кризиса всей системы схоластического мышления и господства католической церкви. Все это предвосхищало неизбежный закат схоластической философии. Наиболее крупные представители схоластической философии этого периода Роджер Бэкон, Дунс Скот, Уильям Оккам.
Наиболее острая борьба развернулась между последователями шотландского философа и теолога Дунса Скота (1256-1308) и томистами, приверженцами учения Фомы Аквинского. Борьба между ним и томистами происходила по ряду проблем, в частности, по проблеме соотношения веры и разума, философии и теологии. В отличие от Фомы Аквинского, Дунс Скот гораздо резче разграничивал веру и разум. Догматы вероучения не подлежат разумному обоснованию, а потому теология не нуждается в философии. Что касается научно-философского знания, то его предметом должен быть внешний мир, а не Бог, постигаемый посредством откровения. Подобное разграничение функций философии и теологии, получившее наименование теории двойственной истины, способствовало укреплению позиций философии и науки, открывало возможности для их самостоятельного развития.
Период поздней схоластики связан также с именем английского мыслителя Уильяма Оккама (1285-1349). Согласно Оккаму, реальным существованием обладают лишь единичные вещи, которые могут быть предметом познания. Интуитивное непосредственное познание фиксирует их реальное бытие, а абстрактное мышление выясняет отношения между терминами, выступающими в роли понятий о предметах. Что же касается наиболее общих понятий, то они, по Оккаму, представляют собой только имена, обозначающие классы предметов, и не обладают самостоятельным существованием вне нашего мышления. Английский философ выдвинул логический принцип, названный «бритвой Оккама». Смысл этого принципа сводится к требованию: «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего». «Бритва Оккама» отсекала в научной деятельности все, что не связано с фактами.
В целом, в средневековой схоластике мы находим как ортодок-сальные религиозно-философские течения, так и оппозиционные по отношению к религиозной ортодоксии учения, сыгравшие позитивную роль в истории философской мысли. Основной чертой схоластики, по мнению Гегеля, являлся авторитаризм, который исходил из того, что догматы вероучения, положения «отцов церкви» являются непрере-каемыми истинами. Отсюда проистекает, указывал Гегель, несвобода схоластической философии, скованной рамками Священного писания. Вместе с тем, немецкий философ обращал внимание и на известные достижения схоластики в разработке гнесеологической и логической проблематики.
Философия эпохи Возрождения.
Термин “Возрождение” появляется как отражение особой ценностной установки мыслителей новой эпохи. Это, с одной стороны, сознательное противопоставление себя средневековью, где господствовала теология и схоластическая философия, а с другой - возвращение к ценностям античной культуры, с ее культом Разума и Гармонии. Все это происходит на фоне огромного количества изобретений, научно-технических достижений, изменений в ценностях культуры, которые происходят в Западной Европе буквально во всех сферах жизни людей и позволяют говорить о наступлении новой эпохи - эпохи Возрождения. Это не было временем создания великих философских систем; ее значение заключается в том, что возникает новая ориентация в культуре, которая ищет собственного теоретического выражения в философии.
Данный исторический период можно разделить на следующие культурно-исторические пласты:
1. Европейский гуманизм, связанный с такими именами, как Леон Баттиста Альберти, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и др. Это время отвержения догматической схоластики и критики средневекового мышления, как погрязшего в теологических и логических увертках, и обоснования идеи возрождения человека из духа античности.
2. Наука эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Коперник, Галилей, Кеплер и др.). В эпоху Возрождения формируются основы современного естествознания, современный образ науки.
3. Реформация (Лютер, Кальвин, Мюнцер). Духовный переворот в культуре пронизывает и христианскую церковь. Следствием реформа-ции стали глубокие изменения в духовно-религиозной области, политическом ландшафте Европы и в экономико-социальных структурах. Возникший протестантизм в социальной сфере приводит к становлению новой этики, которая оправдывает труд в любой его форме, предпринимательство, которое становится нравственно обязательным и отражает стремление человека работать. На уровне обыденной жизни протестантизм становится религией, проникающей в любой дом, что приводит к росту всеобщей образованности.
4. В политике протестантизм становится формой выражения перехода к правовому государству. Эти тенденции реализуются в становлении философии государства и права (Макиавелли), в которой развивается учение о естественном праве и происходит разделение морали и политики.
5. Итальянская философия (Телезио, Бруно, Кампанелла и др.) выступает в этот период как особая, гуманистическая тенденция, базирующаяся на идеалах античной культуры.
Таким образом, во всей культуре эпохи Возрождения происходит смена мировоззренческой ориентации на всех уровнях сознания и мышления - от религиозной к художественно-эстетической. В центре философских проблем оказывается уже не Космос античности, не Бог средневековья, а Человек (антропоцентризм).
Человек ставится в центр вселенной и выступает как творец самого себя. Это не просто природное существо, он господин природы. В свою очередь, такая позиция приводит к изменению морально-этических построений, которыми должен руководствоваться человек. В основе - принцип равенства всех людей, а доблести человека оказываются важнее происхождения. Утверждаются антиаскетические ценности и проповедуется необходимость чувственности и наслаждения человека, что позволяет говорить о возрождении гуманистического эпикуреизма.
Отношение к человеку как к творцу самого себя порождает иное отношение к искусству, которое и рассматривается как выражение творческих потенций человека. Именно здесь человек уподобляется Богу и творит.
В рамках натурфилософских построений утверждается пантеизм, в котором бог как бы сливается с природой, а природа представляется единым целым, в котором все взаимосвязано (Дж.Бруно, Н.Кузанский).
В результате новых взглядов на природу постепенно происходит становление науки Нового времени, что выразилось наиболее полно в создании картезианско-ньютоновской физики и становлении классической философии.
Философия Нового времени.
Духовный облик Нового времени (VII–VIII вв.) характеризуют два момента: 1. Падение авторитета церкви; 2. Рост авторитета науки.
В культуре Нового времени светские элементы преобладают над элементами церковными. Государства все больше заменяют церковь как орган управления, контролирующий культуру. Они оказывают меньшее влияние на философские воззрения, нежели церковь в средние века. Важным событием, определившим характер и направленность философской мысли, стала научная революция. Ее начало было положено открытиями Н.Коперника, И.Кеплера, Тихо де Браге, Г.Галилея, а завершение выпало И.Ньютону. Философия должна была осознать смысл и масштаб происходящих перемен и, отвечая ходу событий, ввести современников в новый мир. Отныне наука становится не делом кабинетного ученого, она становится исследованием и раскрытием мира природы. Наука становится экспериментальной, и именно в эксперименте ученые обретают истинные суждения о мире. Появилась необходимость в специальном строгом языке, в собственных научных институтах.
Наиболее характерная черта науки заключается в методе: он требует воображения и способности порождать гипотезы, а также общественного контроля за этими догадками.
В этот период происходит быстрое экономическое развитие. На-рождающаяся буржуазия благодаря экономической деятельности ориентирует познание на действительное знание мира. Рост социальной значимости класса, связанного с развитием хозяйственной и про-мышленной жизни, развитие научного познания, опирающегося на эм-пирию и опыт, представляют ту социальную и гносеологическую основу, из которой возникла и черпала силы вся философия Нового времени.
В истории философии и науки Фрэнсис Бэкон (1561-1626) выступил как провозвестник опытного естествознания и научного метода. Ему удалось дать образ новой науки. Главным делом философа становится критика традиционного познания и создание нового метода постижения природы вещей. Обладание истиной обнаруживает себя в росте практического могущества человека. «Знание – сила» - вот путеводная нить в прояснении задач и целей самой философии. Основав свою философию на понятии опыта, истолковав чувственность как единственный источник всех наших знаний, Бэкон тем самым заложил основы эмпиризма – одной из ведущих философских традиций новоевропейской философии. Основной принцип этой философской ориентации в области теории познания выражен в тезисе «Нет ничего в разуме, что бы до этого не прошло через чувства».
Ф.Бэкон знаменит также как основатель современного индук-тивного метода и зачинатель логической систематизации научной деятельности. Он ценил свой метод за то, что тот показывал, как классифицировать наблюдаемые факты, на которых должна базиро-ваться наука.
Последователями эмпиризма Ф.Бэкона были английские философы Т.Гоббс (1588-1679), Д.Локк (1632-1704), Дж.Беркли (1685-1753), Д.Юм (1711-1776) и др.
Противостоит эмпиризму и сенсуализму в гносеологии рационализм, ориентирующийся на разум в познании. Основы рационалистической традиции были заложены французским философом Рене Декартом (1596-1650).
Отправной точкой философии Декарта становится общая с Бэконом проблема достоверности знания. Но в отличие от Бэкона Декарт ищет признаки достоверности познания в сфере самого знания. Декарт развивает учение о методе, основываясь на правилах очевидности (достижение должного качества знания), анализа (идущего до последних оснований), синтеза (осуществляемого во всей своей полноте) и контроля (позволяющего избежать ошибок в осуществлении как анализа, так и синтеза).
Для того чтобы обнаружить очевидные истины, лежащие в основе всего нашего знания, Декарт предлагает прибегнуть к методическому сомнению. Только с его помощью можно отыскать истины, усомниться в которых невозможно. Такую безусловную и неоспоримую очевидность он обнаруживает в следующем: «я мыслю, следовательно, существую». Из этого вытекает положение о примате разумного, умопостигаемого мира над миром чувственным.
Рационализм Декарта основывается на попытках применить ко всем наукам особенности математического метода познания. Он выдвинул идею всеобщей математизации научного знания. В математике философ ценит, прежде всего, то, что с ее помощью можно прийти к точным, достоверным выводам.
Декарт – дуалист, он полагает, что все возможные вещи составляют две самостоятельные и независимые друг от друга субстанции – душа и тело. Эти субстанции познаются нами в их основных атрибутах; для тел таким атрибутом является протяжение, для душ – мышление.
Вся система аргументации Декарта делает вполне понятной его мысль о существовании врожденных идей в качестве одного из основоположений рационалистической теории познания. Именно врожденным характером идей объясняется сам эффект ясности и отчетливости, действенности интеллектуальной интуиции, присущей нашему уму.
Вклад Декарта в историю философии по праву именуется «картезианской революцией», которая заключается в своей антидогматической направленности и переоценке укоренившихся традиционных убеждений. Рационалистическая традиция после Декарта нашла своих самых выдающихся представителей в лице Бенедикта Спинозы (1632-1677) и Готфрида Лейбница (1646-1716).
Нидерландский философ Бенедикт Спиноза в рамках рациона-листической традиции также уверен в познаваемости мира и так же, как Декарт, разделяет возникающие в связи с воображением идеи, опирающиеся на чувства, и идеи, которые связаны с пониманием мира, опирающиеся на ум. Именно рассудочное познание, оперирующее общими понятиями, лишено, по мнению Спинозы, всякого субъекти-визма, а потому оно полностью истинно, понятия рационально связаны между собой, что позволяет осуществлять процесс дедуктивного построения науки.
В XVIII – начале XIX вв. в Европе возникает культурно-идеоло-гическое движение, получившие название «Просвещение». Это движение, постепенно охватившее разные страны, связано с усиливающимся ростом буржуазных отношений в наиболее развитых европейских странах: Англии, Франции, Голландии, Италии, Германии, России и др. Просвещение формируется на почве различных традиций, не в виде теоретической системы, а, скорее, в форме идеологического движения, носящего в каждой отдельной стране специфический характер, но с общей основой – верой в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества. Культ Разума у просветителей подразумевает защиту научного и технического познания как орудия преобразования мира и постепенного улучшения условий материальной и духовной жизни человечества; это и религиозная и этическая терпимость; защита неотъемлемых естественных прав человека и гражданина; отказ от догматических систем, не поддающихся фактической проверке; критика суеверий и защита деизма, материа-лизма; борьба против сословных привилегий и тирании.
Просвещение – оптимистическая философия прогрессивно крепнущей буржуазии, философия, посвятившая себя прогрессу. В основу духовного, материального и политического прогресса просветители ставят конкструктивно-критическое применение разума.
Просветители создавали культ Разума, наследуя идеи Декарта, Спинозы и Лейбница. Однако сама концепция Разума просветителей ближе понятию, сформулированному Локком. Речь идет об огра-ниченном разуме: он ограничен рамками опыта и им контролируется. Просвещение не слишком оригинально по содержанию. Философская оригинальность просветительского мышления заключается в тщательном отборе частей и деталей для усовершенствования мира и человека.