Тем
же духом пронизаны иные произведения
Данте ("Новая жизнь" и т. д.).
Франческо
Петрарка (1304 - 1374) - автор "Книги песен",
трактата "О презрении к миру" (на
лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам
близок к Данте.
Петрарка
вносит в литературу, философию, культуры
чуждые схоластике идеи:
- человеческая
жизнь дается один раз и уникальна;
- человек должен
жить не для Бога, а для самого себя;
- человеческая
личность должна быть свободной — как
физически, так и духовно;
- человеку
принадлежит свобода выбора и право выражать
себя в соответствии с этим;
- человек может
добиться счастья, опираясь только на
себя и свои силы, имеет для этого достаточный
потенциал;
- загробной
жизни, скорее всего, не существует и бессмертия
можно добиться лишь в памяти людей;
- человек не
должен приносить себя в жертву Богу, а
должен наслаждаться жизнью и любить;
- внешний облик
и внутренний мир человека прекрасны.
Лоренцо
Балла (1507 - 1557), автор трактата "О наслаждении
как об истинном благе":
- ниспровергал
церковные авторитеты;
- критиковал
схоластику за искусственность, надуманность
и неистинность;
- в центр мироздания
ставил человека;
- верил в возможности
человека и его разум;
- отвергал
аскетизм и самоотрешение;
- призывал
к активному действию, борьбе, смелости
в изменении мира;
- был сторонником
равенства мужчины и женщины;
- высшим благом
считал наслаждение, которое понимал как
удовлетворение материальных и моральных
запросов человека.
Неоплатонизм:
Неоплатонизм
— идеалистическое направление в философии,
которое ставило своей целью строгую систематизацию
учения Платона, устранение из него противоречий
и его дальнейшее развитие. Особого расцвета
неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения,
в XV в.
Теоретики
неоплатонизма:
- противопоставляли
сложившейся и чрезмерно систематизированной
схоластической философии новую философскую
систему, основанную на идеях Платона;
- предложили
новую картину мира, в которой уменьшалась
роль Бога и усиливалось значение первоначальных
(по отношению к миру и вещам) идей;
- не отрицали
божественную природу человека, но в то
же время рассматривали его как самостоятельный
микрокосм;
- призывали
к переосмыслению ряда постулатов прежней
философии и созданию целостной мировой
философской системы, которая охватила
бы собой и согласовала все имеющиеся
философские направления.
Наиболее
известными представителями неоплатонизма
эпохи Возрождения являлись Николай
Кузанский и Джованни Пико делла
Мирандола.
Николай
Кузанский (1401 — 1464) был священнослужителем,
богословом, однако придерживался новаторских
для своего времени философских взглядов.
Дал новую трактовку бытия и познания,
согласно которой:
- не существует
разницы между Богом и Его творением (то
есть мир един, а Бог и окружающий мир,
Вселенная — одно и то же);
- "единое"
(Бог) и "бесконечное" (Его творение)
относятся между собой как минимум и максимум
(противоположности), а поскольку Бог и
Его творение совпадают, то совпадают
минимум и максимум;
- исходя из
этого, Николаем Кузанским был выведен
закон совпадения противоположностей:
поскольку противоположности совпадают,
то совпадают форма и материя (следовательно,
сущность (эссенция) и существование (экзистенция)
неразрывны и бытие едино);
- едины идея
и материя;
- реально существует
(поглощая все остальное) актуальная бесконечность;
- Вселенная
бесконечна, не имеет начала, не имеет
конца, не имеет центра, Земля не является
центром Вселенной;
- Вселенная
— это чувственно изменчивый Бог, абсолютный
и завершенный (мир, природа, все сущее
заключено в Боге, а не Бог — в окружающем
мире);
- бесконечность
сама по себе объединяет противоположности,
что доказывается математически (вписанный
в круг квадрат при бесконечном увеличении
в нем углов станет кругом и т. д.);
- бесконечность
Вселенной, окружающего мира приводит
к бесконечности познания;
- невозможно
достичь абсолютного (полного) знания,
увеличение знаний приведет только к учености,
но не истинному знанию ("ученому незнанию"
— термин Николая Кузанского). Таким образом,
Николай Кузанский, будучи философом идеалистического
направления и богословом, очень близко
подошел к материалистическому объяснению
окружающего мира (Вселенной) и подготовил
почву для натурфилософских учений —
Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео
Галилея и др.
Джованни
Пико делла Мирандола (1463 — 1494) попытался
объединить все известные ему религиозные
и философские учения и создал эклектическое
произведение "900 тезисов", главные
идеи которого заключались в том, чтобы:
- возвысить
человека и отделить от окружающего мира,
признать отдельной реальностью ("четвертым
миром" космоса, наряду с элементарным,
небесным и ангельским);
- признать
за человеком полную свободу выбора;
- объединить
все философские учения и найти "золотую
середину" путем их согласования.
Натурфилософия:
В
период Позднего Возрождения ( XVI — XVII
вв.) в Европе (особенно Италии) получили
распространение натурфилософские
идеи.
Представители
натурфилософии:
- обосновывали
материалистический взгляд на мир;
- стремились
отделить философию от теологии;
- формировали
научное мировоззрение, свободное от теологии;
- выдвигали
новую картину мира (в которой Бог, Природа
и Космос едины, а Земля не является центром
Вселенной);
- считали,
что мир познаваем и в первую очередь благодаря
чувственному познанию и разуму (а не Божественному
откровению).
Наиболее
яркими представителями натурфилософии
эпохи Возрождения являлись Андреас
Везалий, Леонардо да Винчи, Николай
Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.
Андреас
Везалий (1514 — 1564) совершил революцию
в философии и медицине.
Везалий
материалистически объяснил происхождение
мира, в центре которого ставил человека.
Везалием
были опровергнуты взгляды, более тысячи
лет господствовавшие в медицине
со времен Галена (130 — 200) — древнеримского
врача, который описал физиологию и строение
человека, опираясь на исследования животных.
Напротив, Везалий основывал свои выводы
на многочисленных анатомических экспериментах
и издал знаменитую для своего времени
книгу "О строении человеческого тела",
где подробно описал анатомию человека,
которая гораздо больше соответствовала
реальности, чем анатомия, описанная Галеном.
Николай
Коперник (1473 — 1543), опираясь на астрономические
исследования, выдвинул принципиально
иную картину бытия:
- Земля не
является центром Вселенной (отвергался
геоцентризм);
- Солнце является
центром по отношению к Земле (геоцентризм
заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается
вокруг Солнца;
- все космические
тела движутся по собственной траектории;
- космос бесконечен;
- процессы,
происходящие в космосе, объяснимы с точки
зрения природы и лишены "священного"
смысла.
Джордано
Бруно (1548 — 1600) развил и углубил философские
идеи Коперника:
- Солнце является
центром только по отношению к Земле, но
не центром Вселенной;
- Вселенная
не имеет центра и бесконечна;
- Вселенная
состоит из галактик (скоплений звезд);
- звезды —
небесные тела, подобные Солнцу и имеющие
свои планетные системы;
- число миров
во Вселенной бесконечно;
- все небесные
тела — планеты, звезды, а также все, что
имеется на них, обладают свойством движения;
- не существует
Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная
и Бог — одно целое.
Идеи
Джордано Бруно не были приняты католической
Церковью, и он был сожжен на костре
в 1600 г .
Галилео
Галилей (1564 — 1642) на практике подтвердил
правильность идей Николая Коперника
и Джордано Бруно:
- изобрел телескоп;
- с помощью
телескопа исследовал небесные тела;
- доказал,
что небесные тела движутся не только
по траектории, но и одновременно вокруг
своей оси;
- обнаружил
пятна на Солнце и разнообразный ландшафт
(горы и пустыни - "моря") на Луне;
- открыл спутники
вокруг других планет;
- исследовал
динамику падения тел;
- доказал множественность
миров во Вселенной.
Галилеем
был выдвинут метод научного исследования,
который заключался в:
- наблюдении;
- выдвижении
гипотезы;
- расчетах
воплощения гипотезы на практике;
- экспериментальной
(опытной) проверке на практике выдвинутой
гипотезы.
- Использованная
литература
- Алексеев
П.В., Уч.п., Хрестоматия по философии
- М.:Тк Велби, Изд. Проспект, 2004;
- Якушев
А.В., Философия: Конспект лекций - М.: Приор-издат,
2004;
- Кузнецов
В.Г., Философия: учебник - М.: Инфра-М, 2005;
- http:// ru.wikipedia.org