Характеристика эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:44, доклад

Описание работы

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — 14—16 века.

Этот период был особенно выражен в таких странах как Италия. Нидерланды. Франция, Германия. Центром возрождения была Италия.

Содержание

Возрождение (ренессанс).
Предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрождения.
Возрождение – эпоха расцвета науки и искусства.
Философия эпохи Возрождения, основные черты.
Основные направления философии эпохи Возрождения.
Использованная литература.

Работа содержит 1 файл

доклад1.doc

— 86.00 Кб (Скачать)
 

Д О К  Л А Д

Тема: «Характеристика  эпохи Возрождения»

По дисциплине: Философия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Тема доклада: Характеристика эпохи Возрождения 

План  изложения содержания 

  1. Возрождение (ренессанс).
  2. Предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрождения.
  3. Возрождение – эпоха расцвета науки и искусства.
  4. Философия эпохи Возрождения, основные черты.
  5. Основные направления философии эпохи Возрождения.
  6. Использованная литература.
  7. Приложение I.
 

 

  1. Возрождение (ренессанс)

      Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — 14—16 века.

      Этот  период был особенно выражен в  таких странах как Италия. Нидерланды. Франция, Германия. Центром возрождения была Италия.

      Термин "Возрождение", означавший возврат  к ценностям античного мира (хотя интерес к римской классике возник ещё в 12 веке), появился в 15 веке и  получил теоретическое обоснование  в 16 веке в трудах Вазари, посвящённых творчеству знаменитых художников, скульпторов и зодчих.

      Периоды эпохи:

      1. Раннее Возрождение

      Период  так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время  с 1420 по 1500 года.

      2. Высокое Возрождение

      Второй  период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II.

      3. Северное Возрождение

      Период  Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с  Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».

      Выдающиеся  представители — нидерландский  художник Ян ван Эйк (ок. 1390—1441), нидерландский  живописец Рогир ван дер Вейден (1399 или 1400—1464), нидерландский живописец  Гуго ван дер Гус, нидерландский  живописец и рисовальщик Питер  Брейгель Старший (1525/1530—1569). 

 

  1. Предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрождения
 

     В советской литературе основной причиной возникновения Ренессанса считалась  причина экономическая, так как  это было время бурного развития ремесел, возникновения и укрепления городов (недаром Возрождение начинается именно в Италии, где существовали такие города-полисы, как Рим, Неаполь, Венеция, Флоренция, наиболее развитые с экономической точки зрения). Экономически свободные люди для оправдания и обоснования своей деятельности требовали нового мировоззрения, отличного от того, какое давали оторванные от жизненной практики схоластические построения томистов и поздних номиналистов или аскетические трактаты католических священнослужителей, монахов и ранних отцов Церкви. Требовалась другая, более деятельная и ориентированная на земные цели философия, каковая и не замедлила появиться.

     Очевидно, что кроме чисто экономических  причин, которые, несомненно, действительно  существовали, были и другие причины, иначе сложно будет объяснить, почему Ренессанс возникает именно в Западной, а не в Восточной Европе, именно среди западного, а не восточного христианского вероисповедания.

     Можно предположить, что не последнюю роль в возникновении Возрождения  играет та специфическая форма христианства, которая бытовала в Западной Европе. Не случайно именно Италия послужила центром первоначального Возрождения. Во-первых, чисто внешняя сторона католической жизни служила немалым толчком для возникновения свободомыслия ренессансных философов. Знаменитое Авиньонское пленение пап, появление разного рода антипап (когда папы спорили за власть и этот спор происходил с нарушением не только норм христианской морали, но и границ дозволенного юриспруденцией) порождали в умах людей сомнения в справедливости существовавших нравственных устоев и даже уход в свободомыслие и отрицание католических и вообще христианских идеалов.

     С другой стороны, и само католическое миросозерцание во многом способствовало отходу от схоластической философии. Именно в католицизме, как известно, философия развивалась в большей стерени, чем в византийском или российском православии. Поэтому миросозерцание западного католического человека было более рассудочным, более направленным на решение онтологических и особенно гносеологических вопросов. При таком подходе часто понятие Бога отделялось от человека и Бог становился не центром мира, не смыслом и целью жизни, а объектом чисто теоретического познания, допускавшим разного рода сомнения. И такие сомнения не замедлили появиться; позднее они перешли в огульное отрицание Бога. Само схоластическое мировоззрение, таким образом, как бы подготовило то явление, которое мы называем Возрождением.

     Таким образом, можно выделить следующие предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения:

  • совершенствование орудий труда и производственных отношений;
  • кризис феодализма;
  • развитие ремесла и торговли;
  • усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
  • укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;
  • появление первых парламентов;
  • отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
  • повышение уровня образованности в Европе в целом;
  • великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
  • научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).
  •  
  1. Возрождение – эпоха расцвета науки и искусства 

      Наука:

      Развитие  знаний в XIV—XVI веках существенно  повлияло на представления людей  о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая  система мира Николая Коперника  изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

      Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов.

      Изобразительное искусство:

      Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.

      Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

      Художники Ренессанса: Альберти, Леонардо да Винчи, Ботичелли, Тициан, Микеланджело, Рафаэль.

      Литература:

      Литература  Возрождения опиралась на две  традиции: народную поэзию и «книжную»  античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

      С эпохой Возрождения связано появление  национальных литератур — в отличие  от литературы средних веков, создававшейся  преимущественно на латыни.

      Широкое распространение получили театр  и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания).

       

      Архитектура:

      Главное, чем характеризуется эта эпоха  — возвращение в архитектуре  к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры.

      Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция - жемчужина  ренессансной архитектуры.

      Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.

 

  1. Философия эпохи Возрождения, основные черты
 

     Философией  эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших  и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная  и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

     К характерным чертам философии эпохи  Возрождения относятся:

      • антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
      • оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);
      • перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
      • принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);
      • большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
      • торжество индивидуализма;
      • широкое распространение идеи социального равенства.
      •  
  1. Основные направления философии эпохи Возрождения 

В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления:

  • гуманистическое;
  • неоплатоническое;
  • натурфилософское;
  • реформационное;
  • политическое;
  • социалистическо-утопическое.
 

     Последние три течения принято объединять под общим названием "социально-политические направления". Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церкви. Более подробно они описаны в вопросе 24 "Социально-политическая философия эпохи Возрождения". Данный же вопрос посвящен гуманистическому, неоплатоническому и натурфилософскому направлениям, предметом исследования которых были проблемы человека, бытия и природы. 

     Гуманизм:

     Гуманизм  как философское направление  получил распространение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия.

К основным чертам гуманизма относились:

  • антицерковная и антисхоластическая направленность;
  • стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;
  • антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;
  • жизнеутверждающий характер и оптимизм.

     По  своему жанру гуманистическая философия  сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты  одновременно были писателями. К ним  прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла. 

     Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор "Божественной комедии" (им самим названной просто "Комедия", поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте:

  • воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения;
  • восхваляет человека;
  • отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания;
  • признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;
  • верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.

Информация о работе Характеристика эпохи Возрождения