Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:13, реферат
Наступает период первоначального накопления капитала. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры. Развивается банковское дело, международная торговля. Зарождается современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий, прежде всего в области астрономии. Крупнейшие ученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир.
Введение
1. Понятие Возрождения и Гуманизма в культуре
2. Культура Возрождения
3. Деятели Ренессанса
Заключение
Гуманизм в эпоху Возрождения
Гуманизм
как принцип культуры Возрождения
и как широкое общественное течение.
Понятие Возрождения и
Содержание
Введение
1. Понятие Возрождения и Гуманизма в культуре
2. Культура Возрождения
3. Деятели Ренессанса
Заключение
Введение
Гуманизм - ценностная основа культуры возрождения.
Эпоха Возрождения рассматривается
исследователями западно-
Наступает период первоначального
накопления капитала. Появляются первые
зачатки капиталистической
Ренессанс (renaissance - возрождение) - это эпоха великих открытий. Цивилизация средних веков называлась морской, поскольку развивалась вокруг морей - Средиземного и Балтийского. К 1517 году Колумб и другие первооткрыватели возвестили эру океанической цивилизации, в которой главными путями мира стали океанские дороги. Корабль Магеллана совершил первое кругосветное путешествие. Два богатых континента западного полушария были открыты для освоения «старым миром».
Темпы развития ренессансной
культуры в странах Западной Европы
различны. Приблизительны и хронологические
границы - в Италии XIV-XVI века, в других
странах XV-XVI века. Наивысшей точки
своего развития культура Ренессанса
достигает в XVI столетии, когда становится
общеевропейским явлением - это, так
называемое, Высокое, классическое Возрождение,
за которым последовало позднее
Возрождение последних
Эта эпоха делает культуру различных европейских народов единой. В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма (лат. humanus - человечный). Заимствованный у Цицерона (I в. до н. э.), который называл гуманизмом культурное высшее и нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее полно выразил основную направленность европейской культуры XIV-XVI веков. Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в религиозные высшие сферы - в папскую канцелярию, становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов. Складывается новая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками государей.
Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Для гуманистов не существует более иерархического общества, в котором человек - только выразитель интересов сословия. Они выступают против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гуманисты выражают требование исторической ситуации - формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам кует свою судьбу и провидение Господне тут ни причем. Человек живет по своему собственному разумению, он «отпущен на свободу» (Н. Бердяев).
Гуманизм как принцип
культуры Возрождения и как широкое
общественное течение базируется на
антропоцентрической картине
Краеугольный камень нового
мировоззрения закладывает
Эта позиция была развита Франческо Петраркой (1304-1374), философом и блестящим лирическим поэтом, который считается родоначальником гуманистического движения в Италии. Преклонением перед человеком, его красотой, разумом наполнена работа Джаноццо Манетти (1396-1439) «О достоинстве и превосходстве человека». Трактат «О наслаждении» Лоренцо Вала (1407-1457) утверждает естественность земных радостей и чувственных наслаждений человека. Пико делла Мирандола (1463-1494) Гуманисты Возрождения убеждены в том, что человек, как и Бог, обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая правильный, рациональный выбор.
Но становление и расцвет
гуманизма глубоко
1. Понятие Возрождения и Гуманизма в культуре
Возрождение как феномен культуры - это, прежде всего, особый способ самоосуществления культуры, это культурный синтез. Сам термин "Возрождение" тесно связан с термином и феноменом гуманизма, представляющем совокупное выражение подлинного духа данной исторической эпохи. Именно понятие "гуманизм" есть определение того "поворота к человеку", который как можно думать и является основным показателем динамики изменений, затронувших сущность не только культуры Возрождения, но и историко-философской традиции, логика поствозрожденческого развития которой была во многом предопределена антропологическим поворотом. Рассмотрим оба термина: "гуманизм" и "Возрождение".
Термин "гуманизм" появился в XIV в. Однако, значение, подразумеваемое этим поздним термином, существовало уже в классический период. Так, в античности, данное значение, к примеру, у Цицерона обозначалось термином "пайдейа", что значило воспитание и образование человека. В античности и позднее, предполагалось, что основную роль в становлении духовности человека играют поэзия, риторика, история, философия. Эти дисциплины, изучая нечто, общее в человеке, тем самым могут влиять на это "общее", то есть могут, как бы корректировать замысел Бога о человеке.
Термин "Возрождение" введен в оборот в XIX веке, в одной из работ Якоба Буркхардта (1818-1897). Буркхардт понимал под Ренессансом явление итальянской культуры, основными чертами которого был индивидуализм в жизни, в научном творчестве и в искусствах. Культ светской жизни с ее выраженной чувственностью привел к тому, что сама религия приобрела некоторую светскость, что определило интерес к язычеству. Этот период отмечен и особым вниманием к истории. Особо важно отметить, что нельзя понимать под Возрождением некий бунт против нецивилизованной эпохи. Средневековье - это период высокой культуры, развитых цивилизационных основ социальной жизни, тем самым Возрождение - это взаимоопределение двух тенденций, двух движений одной Европейской культуры.
Итак, Гуманизм и Ренессанс являются "двумя сторонами единого явления". Следует понимать под Ренессансом возрождение нового духа, который пользовался гуманитарными знаниями как инструментом. При этом Гуманизм есть своеобразная миссия очеловечивания посредством гуманистической литературы, совершенствование, обновление человеческой природы.
Символом эпохи Возрождения, ее наивысшим всплеском, безусловно, является искусство. Никогда в истории, даже в Древней Греции занятие не имело такого всеобъемлющего значения.
2. Культура Возрождения
XIII - XVI столетия были временем
больших перемен в экономике,
политической и культурной
Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются теперь жадным интересом к реальному миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы.
Непререкаемое в средние
века первенство богословия над наукой
поколеблено верой в
Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач возрожденцев. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен Богом. Но в эпоху Возрождения существовала и другая тенденция - ощущение человеком трагичности своего существования.
Русский философ Н.Бердяев
считал, что в эпоху Возрождения
совершилось небывалое
Человек с его земными страстями и желаниями появился и в литературе. Запретная прежде тема плотской любви, натуралистические ее описания получили право на существование. Однако плотское не подавляло духовного.
Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры.
3. Деятели Ренессанса
Ранние гуманисты: поэт философ Ф. Петрарка (1304-1374), писатель Дж. Боккаччо (1313-1375) (хотели создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому, прежде всего, пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав акцент на изучении античной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы ценностей. В своей “Исповеди” Петрарка писал, что аскетическая мораль христианства очищает душу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия, унаследованное от греков и римлян. Таким образом, устранялось средневековое противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в ту эпоху, прежде всего в апологии красоты мира и человеческого тела, плотской любви.
Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483-1520), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики. Человек с его земными страстями и желаниями появился и в литературе. Запретная прежде тема плотской любви, натуралистические ее описания получили право на существование. Однако плотское не подавляло духовного.
Как и философы, писатели старались создать гармонию двух начал, или, по крайней мере, их уравновесить. В знаменитом “Декамероне” Боккаччо озорные фривольные новеллы о сластолюбцах чередуются с трагическими рассказами о безответной или самоотверженной любви. В сонетах Петрарки, посвященных прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувства возвышены до небесной гармонии.