Гуманизм в эпоху возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:13, реферат

Описание работы

Наступает период первоначального накопления капитала. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры. Развивается банковское дело, международная торговля. Зарождается современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий, прежде всего в области астрономии. Крупнейшие ученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир.

Содержание

Введение

1. Понятие Возрождения и Гуманизма в культуре

2. Культура Возрождения

3. Деятели Ренессанса

Заключение

Работа содержит 1 файл

Гуманизм в эпоху Возрождения.docx

— 27.93 Кб (Скачать)

 

 

  

Гуманизм в эпоху Возрождения

Гуманизм  как принцип культуры Возрождения  и как широкое общественное течение. Понятие Возрождения и Гуманизма  в культуре. Культура Возрождения  и мировоззренческие задачи возрожденцев. Идеал человеческой личности в эпоху Ренесансса, гуманистическая этика.

 

Содержание

 

Введение

 

1. Понятие Возрождения и Гуманизма в культуре

 

2. Культура Возрождения

 

3. Деятели Ренессанса

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Гуманизм - ценностная основа культуры возрождения.

Эпоха Возрождения рассматривается  исследователями западно-европейской культуры как переход от средних веков к Новому Времени, от общества феодального - к буржуазному.

Наступает период первоначального  накопления капитала. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры. Развивается  банковское дело, международная торговля. Зарождается современное экспериментальное  естествознание. Формируется научная  картина мира на основе открытий, прежде всего в области астрономии. Крупнейшие ученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей обосновывают гелиоцентрический  взгляд на мир.

Ренессанс (renaissance - возрождение) - это эпоха великих открытий. Цивилизация средних веков называлась морской, поскольку развивалась вокруг морей - Средиземного и Балтийского. К 1517 году Колумб и другие первооткрыватели возвестили эру океанической цивилизации, в которой главными путями мира стали океанские дороги. Корабль Магеллана совершил первое кругосветное путешествие. Два богатых континента западного полушария были открыты для освоения «старым миром».

Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны. Приблизительны и хронологические  границы - в Италии XIV-XVI века, в других странах XV-XVI века. Наивысшей точки  своего развития культура Ренессанса достигает в XVI столетии, когда становится общеевропейским явлением - это, так  называемое, Высокое, классическое Возрождение, за которым последовало позднее  Возрождение последних десятилетий XVI века.

Эта эпоха делает культуру различных европейских народов  единой. В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма (лат. humanus - человечный). Заимствованный у Цицерона (I в. до н. э.), который называл гуманизмом культурное высшее и нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее полно выразил основную направленность европейской культуры XIV-XVI веков. Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в религиозные высшие сферы - в папскую канцелярию, становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов. Складывается новая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками государей.

Гуманисты привносят в  духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к  авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Для гуманистов не существует более иерархического общества, в котором человек - только выразитель интересов сословия. Они выступают против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гуманисты выражают требование исторической ситуации - формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам кует свою судьбу и провидение Господне тут ни причем. Человек живет по своему собственному разумению, он «отпущен на свободу» (Н. Бердяев).

Гуманизм как принцип  культуры Возрождения и как широкое  общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр - могучая и прекрасная личность.

Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте  Алигьери (1265-1324) -- «последний поэт средневековья  и вместе с тем первый поэт Нового Времени» (Ф. Энгельс). Созданный Данте  в его «Божественной комедии» великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно итогом развития средневековой культуры и  подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать «Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех проявлений божественной мудрости человек для него -- «величайшее чудо».

Эта позиция была развита  Франческо Петраркой (1304-1374), философом и блестящим лирическим поэтом, который считается родоначальником гуманистического движения в Италии. Преклонением перед человеком, его красотой, разумом наполнена работа Джаноццо Манетти (1396-1439) «О достоинстве и превосходстве человека». Трактат «О наслаждении» Лоренцо Вала (1407-1457) утверждает естественность земных радостей и чувственных наслаждений человека. Пико делла Мирандола (1463-1494) Гуманисты Возрождения убеждены в том, что человек, как и Бог, обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая правильный, рациональный выбор.

Но становление и расцвет  гуманизма глубоко противоречивы. Небывалого размаха достигает наука, расцветает поэзия, архитектура, изобразительные искусства. Покровителями искусств становятся многие властители. Но проблемы общественных отношений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Вошло в историю семейство Борджиа во главе с самим папой Александром VII -- убийцей, грабителем и развратником, который, однако, был наделен блестящим талантом государственного деятеля. Известный историк, поэт и дипломат Макиавелли находит этому оправдание: идеальный государь, отмечает он, должен уметь сочетать приемы лисы и льва, быть не только человеком, но и зверем. По свидетельству современников, тиран Сигизмунд Малатеста «в жестокости превзошел всех варваров», собственноручно закалывая свои жертвы. Но он же обладал широкими познаниями в философии, среди его придворных было немало гуманистов, а при обсуждении произведений искусства проявлял самый тонкий вкус. А кинжал, которым пользовался Малатеста, был образцом ювелирного искусства. Исследователи многократно отмечали, что добро и зло переплетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом. Люди вышли из средневековья, высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в свободомыслии. Гармония в социальном устройстве не была достигнута и безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать, не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях.

 

1. Понятие Возрождения  и Гуманизма в культуре

Возрождение как феномен  культуры - это, прежде всего, особый способ самоосуществления культуры, это  культурный синтез. Сам термин "Возрождение" тесно связан с термином и феноменом гуманизма, представляющем совокупное выражение подлинного духа данной исторической эпохи. Именно понятие "гуманизм" есть определение того "поворота к человеку", который как можно думать и является основным показателем динамики изменений, затронувших сущность не только культуры Возрождения, но и историко-философской традиции, логика поствозрожденческого развития которой была во многом предопределена антропологическим поворотом. Рассмотрим оба термина: "гуманизм" и "Возрождение".

Термин "гуманизм" появился в XIV в. Однако, значение, подразумеваемое  этим поздним термином, существовало уже в классический период. Так, в  античности, данное значение, к примеру, у Цицерона обозначалось термином "пайдейа", что значило воспитание и образование человека. В античности и позднее, предполагалось, что основную роль в становлении духовности человека играют поэзия, риторика, история, философия. Эти дисциплины, изучая нечто, общее в человеке, тем самым могут влиять на это "общее", то есть могут, как бы корректировать замысел Бога о человеке.

Термин "Возрождение" введен в оборот в XIX веке, в одной из работ  Якоба Буркхардта (1818-1897). Буркхардт понимал под Ренессансом явление итальянской культуры, основными чертами которого был индивидуализм в жизни, в научном творчестве и в искусствах. Культ светской жизни с ее выраженной чувственностью привел к тому, что сама религия приобрела некоторую светскость, что определило интерес к язычеству. Этот период отмечен и особым вниманием к истории. Особо важно отметить, что нельзя понимать под Возрождением некий бунт против нецивилизованной эпохи. Средневековье - это период высокой культуры, развитых цивилизационных основ социальной жизни, тем самым Возрождение - это взаимоопределение двух тенденций, двух движений одной Европейской культуры.

Итак, Гуманизм и Ренессанс  являются "двумя сторонами единого  явления". Следует понимать под  Ренессансом возрождение нового духа, который пользовался гуманитарными знаниями как инструментом. При этом Гуманизм есть своеобразная миссия очеловечивания посредством гуманистической литературы, совершенствование, обновление человеческой природы.

Символом эпохи Возрождения, ее наивысшим всплеском, безусловно, является искусство. Никогда в истории, даже в Древней Греции занятие  не имело такого всеобъемлющего значения.

 

2. Культура Возрождения

XIII - XVI столетия были временем  больших перемен в экономике,  политической и культурной жизни  европейских стран. Бурный рост  городов и развитие ремесел,  а позднее и зарождение мануфактурного  производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту  все более отдаленные районы  постепенное размещение главных  торговых путей из Средиземноморья  к северу, завершившееся после  падения Византии и великих  географических открытий конца  XV и начала XVI века, преобразили облик  средневековой Европы.1 Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии это обновление, захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений. Анализ памятников культуры Возрождения свидетельствует об отходе от многих важнейших принципов феодального мировоззрения.

Средневековый аскетизм и  презрение ко всему земному сменяются  теперь жадным интересом к реальному  миру, к человеку, к сознанию красоты  и величия природы.

Непререкаемое в средние  века первенство богословия над наукой поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом  истины. Подчеркивая интерес к человеческому в противовес божественному, представители новой светской интеллигенции называли себя гуманистами, производя это слово от восходящего к Цицерону понятия "studia humanitanis", означавшее изучение всего, что связано с природой человека и его духовным миром. При всей сложности и неоднозначности эстетики возрождения в качестве ее одного из основных принципов можно выделить абсолютизации человеческой личности в ее целостности. Для эстетических трактатов и произведений искусства Возрождения характерно идеализированное представление о человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями. С антропоцентризмом связано в эстетике Возрождения и понимания прекрасного, возвышенного, героического. Принцип прекрасной артистически - творческой человеческой личности сочетался у теоретиков Возрождения с попыткой математического исчисления всякого рода пропорций симметрии перспективы. Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается на человеческое восприятие как таковое и на чувственно реальную картину мира. Здесь бросается в глаза также субъективистские - индивидуалистическая жажда жизненных ощущений, независимо от их религиозного и морального истолкования, хотя последнее, в принципе, не отрицается. Эстетика Возрождения ориентирует искусство на подражание природе. Однако на первом месте здесь не столько природа, сколько художник, который в своей творческой деятельности уподобляется Богу. В постепенно освобождающемся от церковной идеологии создателе произведения искусства больше всего ценится острый художественный взгляд на вещи, профессиональная самостоятельность, специальные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не священный характер. Одним из важнейших принципов восприятия произведений искусства становится наслаждение, что свидетельствует о значительной демократической тенденции в противовес морализаторству и схоластической "учености" предшествующих эстетических теорий. Эстетическая мысль Возрождения содержит не только идею абсолютизации человеческого индивида в противовес над мировой божественной личности в средние века, но и определенное осознание ограниченности такого индивидуализма, основанного на абсолютном самоутверждении личности. Отсюда мотивы трагизма, обнаруживающиеся в творчестве У.Шекспира, М.Сервантеса, Микеланджело и др. В этом противоречивость культуры, отошедшей от антично - средневековых абсолютов, но в силу исторических обстоятельств еще не нашедших новых надежных устоев. Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль. Естественно, что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи.

Постижение человеком  мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих  задач возрожденцев. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен Богом. Но в эпоху Возрождения существовала и другая тенденция - ощущение человеком трагичности своего существования.

Русский философ Н.Бердяев  считал, что в эпоху Возрождения  совершилось небывалое столкновение языческих и христианских начал  человеческой природы. Именно это послужило  причиной глубокого раздвоения человека.

Человек с его земными  страстями и желаниями появился и в литературе. Запретная прежде тема плотской любви, натуралистические  ее описания получили право на существование. Однако плотское не подавляло духовного.

Гуманистическое мировоззрение  стало одним из крупнейших прогрессивных  завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим  сильное влияние на все последующее  развитие европейской культуры.

 

 

3. Деятели Ренессанса

Ранние гуманисты: поэт философ  Ф. Петрарка (1304-1374), писатель Дж. Боккаччо (1313-1375) (хотели создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков  средневековья, и поэтому, прежде всего, пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав акцент на изучении античной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы ценностей. В своей “Исповеди” Петрарка писал, что аскетическая мораль христианства очищает душу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия, унаследованное от греков и римлян. Таким образом, устранялось средневековое противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в ту эпоху, прежде всего в апологии красоты мира и человеческого тела, плотской любви.

Художники стали видеть мир  иначе: плоскостные, как бы бестелесные  изображения средневекового искусства  уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль  Санти (1483-1520), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики. Человек с его земными страстями и желаниями появился и в литературе. Запретная прежде тема плотской любви, натуралистические ее описания получили право на существование. Однако плотское не подавляло духовного.

Как и философы, писатели старались создать гармонию двух начал, или, по крайней мере, их уравновесить. В знаменитом “Декамероне” Боккаччо озорные фривольные новеллы о  сластолюбцах чередуются с трагическими рассказами о безответной или  самоотверженной любви. В сонетах  Петрарки, посвященных прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувства возвышены до небесной гармонии.

Информация о работе Гуманизм в эпоху возрождения