Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:19, реферат
Целью данного реферата является анализ гуманистических мотивов философии Эпохи Возрождения.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть место гуманизма в философии Эпохи Возрождения.
3. Проанализировать особенности гуманистических воззрений на человека.
Предмет исследования: анализ гуманистических мотивов философии Эпохи Возрождения.
Объект исследования: особенности гуманистических мотивов философии Эпохи Возрождения.
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА I. МЕСТО ГУМАНИЗМА В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.. 4
1.1. Черты Возрождения. 4
1.2. Гуманистические идеи. 5
1.3. Гуманисты Возрождения и представители Реформации. 9
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ НА ЧЕЛОВЕКА.. 12
2.1. Гуманистический взгляд на человека. 12
2.2. Развитие философии гуманизма. 13
2.3. Творчество гуманистов Возрождения. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 25
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА I. МЕСТО ГУМАНИЗМА В ФИЛОСОФИИ
ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.. 4
1.1. Черты Возрождения. 4
1.2. Гуманистические идеи. 5
1.3. Гуманисты Возрождения и представители
Реформации. 9
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ
ВОЗЗРЕНИЙ НА ЧЕЛОВЕКА.. 12
2.1. Гуманистический взгляд на человека.
12
2.2. Развитие философии гуманизма. 13
2.3. Творчество гуманистов Возрождения.
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 25
Целью данного реферата является анализ
гуманистических мотивов
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной
тематике.
2. Рассмотреть место гуманизма в философии
Эпохи Возрождения.
3. Проанализировать особенности гуманистических
воззрений на человека.
Предмет исследования: анализ гуманистических
мотивов философии Эпохи Возрождения.
Объект исследования: особенности гуманистических
мотивов философии Эпохи Возрождения.
Актуальность данной тематики обусловлена
тем, что важным этапом развития философской
мысли является философия эпохи Возрождения.
В ней затронут широкий круг вопросов,
касающихся разных сторон природного
и общественного бытия. Она оказала большое
влияние на дальнейшее развитие культуры
и философии.
Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая
период с XIV по начало XVII вв., приходится
на последние столетия средневекового
феодализма. Вряд ли правомерно отрицать
самобытность этой эпохи, считая ее, по
примеру голландского культуролога И.
Хейзинги, «осенью Средневековья». Исходя
из того, что эпоха Возрождения является
периодом, отличным от Средневековья,
можно не только различать эти две эпохи,
но и определить их связи и точки соприкосновения.
Сами деятели Ренессанса противопоставляли
новую эпоху Средневековью как периоду
темноты и невежества. Но своеобразие
этого времени скорее составляет не движение
цивилизации против дикости, культуры
- против варварства, знания - против незнания,
а проявление другой цивилизации, другой
культуры, другого знания.
Эпоха Возрождения - это переворот в первую
очередь в системе ценностей, в оценке
всего сущего и отношении к нему.
Возникает убеждение в том, что человек
- высшая ценность.
Такой взгляд на человека обусловил важнейшую
черту культуры Ренессанса - развитие
индивидуализма в сфере мировоззрения
и всестороннее проявление индивидуальности
в общественной жизни.
ГЛАВА I. МЕСТО ГУМАНИЗМА В ФИЛОСОФИИ
ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Гуманисты эпохи Возрождения
Творчество гуманистов пронизано убеждением
в безграничности возможностей человека
в самосовершенствовании, требованием
к человеку стремиться к активной деятельности
и добиваться полноты самореализации,
ибо они полагали, что целью и назначением
человеческой жизни являются познание
и совершенствование себя и мира и получение
от этого наслаждения и счастья. Вывод:
В этот исторический период постепенно
преодолевалась феодальная раздробленность
и формировались крупные централизованные
монархии — предпослки создания буржуазных
национальных государств, что отразилось
в творчестве гуманистов в идее патриотизма
и гражданственности.
Нет такой исторической эпохи, которая
бы не отличалась своеобразием своей культуры.
Отличительной чертой культуры эпохи
Возрождения в Италии явилось осмысление
и углубление индивидуалистических устремлений
человека. Опорой этого процесса явилась
античность, чем и вызван особый интерес
к ней у возрожденцев. Возрожденческая
культура охватила многие города Италии,
но центром ее была Флоренция.
Термин «Возрождение» впервые употребил
известный живописец, архитектор и историк
искусства эпохи Возрождения Джордже
Вазари (1512-1574) в своей книге «Жизнеописание
наиболее знаменитых живописцев, ваятелей
и зодчих» (XVI в.) Он имел в виду возрождение
античности. В дальнейшем, в основном с
XVIII в. эпоха итальянского Возрождения
характеризовалась преимущественно как
эпоха Возрождения человека, как эпоха
гуманизма. Однако, истоки такого толкования
культуры Италии XIV-XV вв. берут начало в
самой этой эпохе. Колюччо Салютати и Леонардо
Бруни собственно ввели в обиход слово
hwnanitas (в пер. с латинского - человеческая
природа, человеческое достоинство).
Как бы ни спорили ученые-историки о том,
является ли Возрождение мировым феноменом
или этот культурный процесс присущ только
Италии, в любом случае уникальная и неповторимая
культура итальянского Возрождения выступает
своеобразным образцом, с которым сравниваются
возрожденческие явления в культурах
других стран.
Основными чертами культуры Возрождения
являются:
• антропоцентризм,
• гуманизм,
• модификация средневековой христианской
традиции,
• особое отношение к античности - возрождение
античных памятников искусства и античной
философии,
• новое отношение к миру.
Названные черты тесно связаны друг с
другом. Изучение одной в отрыве от других
грозит потерей объективности в оценке
этого интересного времени.
Термин «гуманизм» происходит от латинского
«humanitas» (человечность), употреблявшегося
еще в I в. до н.э. известным римским
оратором Цицероном (106-43 до н. э.). Для
него humanitas - это воспитание и образование
человека, способствующее его возвышению.
В совершенствовании духовной природы
человека основная роль отводилась комплексу
дисциплин, состоящему из грамматики,
риторики, поэзии, истории, этики. Именно
эти дисциплины стали теоретической базой
ренессансной культуры и получили название
«studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины).
Родоначальником гуманизма единодушно
считается поэт и философ Франческа Петрарка
(1304-1374). В его творчестве - начало многих
путей, которыми шло развитие ренессансной
культуры в Италии. В трактате «О невежестве
собственном и многих других» он решительно
отвергает присущую Средневековью схоластическую
ученость, по отношению к которой демонстративно
провозглашает свое якобы невежество,
ибо считает такую ученость совершенно
бесполезной дня человека его времени.
В упомянутом трактате проявляется принципиально
новый подход к оценке античного наследия.
По убеждению Петрарки, прийти к новому
расцвету литературы, искусства, науки
позволит не слепое подражание мыслям
замечательных предшественников, а стремление
подняться до высот античной культуры
и в то же время переосмыслить и в чем-то
превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой,
стала ведущей в отношении гуманизма к
античному наследию.
Первый гуманист считал, что содержанием
подлинной философии должны стать науки
о человеке, и во всем его творчестве звучит
призыв переориентировать философию на
этот достойный объект познания.
Своими рассуждениями Петрарка заложил
основу формирования личностного самосознания
эпохи Возрождения. В разные эпохи личность
осознает себя по-разному. Средневековый
человек воспринимался тем ценнее как
личность, чем более его поведение соответствовало
нормам, принятым в корпорации. Он утверждал
себя через максимально деятельное включение
в социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный
порядок - такова общественная доблесть,
требовавшаяся от индивида. Человек эпохи
Возрождения постепенно отказывается
от универсальных средневековых понятий,
обращаясь к конкретному, индивидуальному.
Гуманисты вырабатывают новый подход
к пониманию человека, в котором огромную
роль играет понятие деятельности. Ценность
человеческой личности для них определяется
не происхождением или социальной принадлежностью,
а личными заслугами и плодотворностью
ее деятельности.
Ярким воплощением этого подхода может
служить, например, разносторонняя деятельность
известного гуманиста Леона Баттисты
Альберты (1404-1472). Он был архитектором,
живописцем, автором трактатов об искусстве,
сформулировал принципы живописной композиции
- равновесия и симметрии цвета, жестов
и поз персонажей. По мнению Альберта,
человек способен одержать верх над превратностями
судьбы лишь собственной активностью.
«Легко побеждает тот, кто не желает быть
побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто
привык подчиняться».
Однако было бы неправильным идеализировать
гуманизм, не замечать его индивидуалистических
тенденций. Подлинным гимном индивидуализму
можно считать творчество Лоренцо Валлы
(1407-1457). В главном своем философском сочинении
«О наслаждении» неотъемлемым свойством
человека Валла провозглашает стремление
к наслаждению. Мерилом же нравственности
у него выступает личное благо. «Я не могу
в достаточной степени понять, почему
кто-то хочет умереть за родину. Ты умираешь,
так как не желаешь, чтобы погибла родина,
словно с твоей гибелью не погибнет и она».
Подобная мировоззренческая позиция выглядит
как асоциальная.
Гуманистическая мысль второй половины
XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей
из которых стала идея достоинства личности,
указывающая на особые свойства человека
по сравнению с другими существами и особое
его положение в мире. Джованни Пико делла
Мирандола (1463-1494) в своей яркой «Речи о
достоинстве человека» помещает его в
центр мира:
«Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места,
ни определенного образа, ни особой обязанности,
чтобы и место, и лицо, и обязанности ты
имел по собственному желанию, согласно
своей воле и своему решению».
Утверждается, что Бог (вопреки церковной
догме) не создал человека по своему образу
и подобию, но предоставил ему возможность
творить самого себя. Кульминацией гуманистического
антропоцентризма становится мысль Пико
о том, что достоинство человека заключено
в его свободе: он может стать тем, кем
пожелает.
Целью данного реферата выступал анализ
гуманистических мотивов филосо
Были реализованы следующее задачи:
1. Провести отбор литературы по данной
тематике.
2. Рассмотреть место гуманизма в философии
Эпохи Возрождения.
3. Проанализировать особенности гуманистических
воззрений на человека.
И в заключение необходимо отметить, что
завершая рассмотрение философских исканий
эпохи Возрождения, необходимо отметить
неоднозначность оценок ее наследия. Несмотря
на общее признание уникальности ренессансной
культуры в целом, этот период долгое время
не считался оригинальным в развитии философии
и, следовательно, достойным выделения
в качестве самостоятельного этапа философской
мысли. Однако двойственность и противоречивость
философского мышления этого времени
не должна умалять его значения для последующего
развития философии, ставить под сомнение
заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении
средневековой схоластики и создании
основ философии Нового времени.
Светский характер присущ и такому яркому
явлению культуры Возрождения, как гуманизм.
В широком смысле слова гуманизм представляет
собой образ мышления, который провозглашает
идею блага человека главной целью социального
и культурного развития и отстаивает ценность
человека как личности. В такой трактовке
этот термин употребляется и в наше время.
Но как целостная система взглядов и широкое
течение общественной мысли гуманизм
возник в эпоху Возрождения.
В формировании ренессансного мышления
огромную роль сыграло античное культурное
наследие. Следствием возросшего интереса
к классической культуре стало изучение
античных текстов и использование языческих
прототипов для воплощения христианских
образов, собирательство камей, скульптур
и прочих древностей, а также восстановление
римской традиции портретных бюстов. Возрождение
античности, собственно, дало название
всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится
как возрождение).
Особое место в духовной культуре этого
времени занимает философия, и ей присущи
все те черты, о которых было сказано выше.
Важнейшая особенность философии Возрождения
- антисхоластическая направленность
взглядов и сочинений мыслителей этого
времени. Другая ее характерная черта
- создание новой пантеистической картины
мира, отождествляющей Бога и природу.
Наконец, если философия Средневековья
теоцентрична, то характерная особенность
философской мысли Возрождения - антропоцентризм.
Человек - не только важнейший объект философского
рассмотрения, но и центральное звено
всей цепи космического бытия.
Обращение к человеку и его земному существованию
знаменует начало новой эпохи, которая
зародилась в Италии, а на рубеже XV-XVI вв.
становится общеевропейским явлением.
1. Введение в философию. М., 1989.
Ч. 1. ГЛ. 2.§5.
2. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение
в поисках индивидуальности. М., 1990.
3. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения.
М., 1981.
4. История философии в кратком изложении.
М., 1990.
5. Культура эпохи Возрождения и Реформации.
М., 1981.
6. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.,
1978.
7. Рассел Б. история западной философии.
М., 1993. Т. 2.