Философия Эпохи Возрождения. «Гуманизм» и «антропоцентризм» Эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 14:21, реферат

Описание работы

Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений. Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение). Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………...……………… 3 стр.
2.Философия Эпохи Возрождения………………………………………………. 4 стр.
3.Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли.……………………………………………………………………………….. 6 стр.
4.Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения …….. 11 стр.
5.Заключение………………………………………………………………….……….……. 15 стр.
6.Список литературы………………………………………………………………….… 17 стр.

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии.docx

— 36.12 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Ижевский  Государственный Технический Университет»

Кафедра «Философия» 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

«Философия  Эпохи Возрождения. «Гуманизм» и «антропоцентризм» Эпохи Возрождения» 
 
 
 

Выполнил: студент 

Проверил:

Ижевск

2010 
 

Содержание. 

  1. Введение……………………………………………………………………...………………  3   стр.
  2. Философия Эпохи Возрождения……………………………………………….  4   стр.
  3. Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли.………………………………………………………………………………..  6 стр.
  4. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения …….. 11  стр.
  5. Заключение………………………………………………………………….……….…….   15 стр.
  6. Список литературы………………………………………………………………….…   17 стр.
 

 

  1. Введение
 

Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В  ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии. Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Вряд ли правомерно отрицать самобытность этой эпохи, считая ее, по примеру голландского культуролога И. Хейзинги, «осенью Средневековья». Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения.

Сами деятели  Ренессанса противопоставляли новую  эпоху Средневековью как периоду  темноты и невежества. Но своеобразие  этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры -  против варварства, знания — против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания.

Одной из характерных  черт духовной атмосферы этого времени  стало заметное оживление светских настроений. Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов  и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и  прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс  и переводится как возрождение). Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о  которых было сказано выше.

  1. Философия Эпохи Возрождения
 

     Эпоха Возрождения - переходная от Средневековья  к Новому времени. Ее мыслители, с  одной стороны, находятся под  влиянием уходящего теоцентрического мировоззрения, а с другой - закладывают  фундамент нового здания философии  и науки. Эта "близость" к уходящей эпохе нашла отражение как  в терминологии, так и концепциях всех представителей эпохи Возрождения. Так, Кампанелла пытался соединить  теологию, метафизику, магию и утопию, а в деятельности ученых, положивших начало механике, переплелись наука, магия, астрология. Галилей составлял  гороскопы для двора Медичи, Коперник был не только астрономом, но и астрологом, а Кеплер проводил аналогию между  гармонией Солнца, неподвижных звезд  и пространства, с одной стороны, и троицей Бог-Отец, Бог-Сын и  Бог-Святой Дух - с другой.

     Философия эпохи Возрождения (от франц. renaisgance - возрождение, ренессанс) охватывает период с ХIVв. по I-ю пол. XVIIв. В это время в Западной Европе происходил переход от средневековья к Новому времени, зарождались капиталистические отношения и складывались национальные государства. Наряду с этим возникает городская светская культура, связанная, во-первых, с возрождением интереса к античной культуре и, во-вторых, с зарождением новой культуры западноевропейских народов.

     В системном плане возрожденческие  философские построения уступают как  античной, так и средневековой  философии. Философские построения античности свел в систему Плотина, философские воззрения средневековья  объединил Фома Аквинский. Но нет  мыслителя, который сумел бы произвести аналогичную работу в эпоху Возрождения. Видимо, это явилось следствием состояния  самой ренессансной философской  мысли, требующей не столько систематизации философских идей, сколько всестороннего  изучения человека, утверждения его  самостоятельности и творческой деятельности. Эпоха Возрождения не оставила великих философских систем, однако она обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму и заложила основу философии, свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок.

     Каковы  же характерные черты философии  эпохи Возрождения, делающие ее своеобразным периодом в развитии европейской  философии и отличающие от философии  средневековья и Нового времени? Во-первых, ренессансная философия  перестает быть служанкой теологии, секуляризируется и приобретает  светское содержание, мирно сосуществуя  с религией. Во-вторых, она отрицает “книжную мудрость” и схоластические словопрения на основе исследования самой природы, что проявляется  в ее теснейшей связи с современным  ей естествознанием и великими географическими  открытиями. В-третьих, ей присущ ярко выраженный антропоцентризм, согласно которому человек есть центр и  высшая цель мироздания, утверждающий в процессе творческой деятельности свою индивидуальность и независимость.

     В эволюции философии эпохи Возрождения  можно выделить четыре основные этапы:

  • гуманистический (XIV - сер. XV вв.) - Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Л. Валла;
  • неоплатонический (сер.XV - первая пол. XVII вв.) - Н. Кузанский, М. Фичино, П. Мирандола;
  • натурфилософский (вторая пол.XVI - нач. XVII вв.) - Б. Телезио, Ф. Патрици, Д. Бруно, Т. Кампанелла;
  • скептический (нач. XVII в.) - Эразм Роттердамский, Мишель Монтень.

     Деление это носит не столько хронологический, сколько типологический характер, поскольку  имеются в виду главенствующие тенденции  философской мысли каждого хронологического периода. Так, гуманизм Эразма Роттердамского отличается от гуманизма неоплатоников  своим ярко выраженным натуралистическим  характером.

 

  1. Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли
 

     Гуманизм, возникший в середине XIV в. сперва в Италии, а затем распространившийся по всей католической Европе, составляет главное движение в духовной жизни  эпохи Возрождения. Он определяет собой  основное содержание философской мысли  раннего Возрождения.

     У истоков философской культуры эпохи  Возрождения стоит Данте Алигьери (1265-1321). В таких его произведениях  как «Божественная комедия», «Пир», «О монархии» содержатся важнейшие  идеи гуманистического мировоззрения. Данте был не только выдающимся поэтом, но и мыслителем, заложившим основы нового гуманистического учения о человеке. Вера в земное предназначение человека и в его способность совершить  свой земной подвиг позволила Данте  создать в «Божественной комедии» первый гимн достоинству человека. Здесь земное вторгается в запредельное, а личные и общественные страсти  бушуют в провалах Ада, на ступенях Чистилища и в райских высях.

     В самом процессе возникновения человеческой души, рассматриваемой как завершение естественного развития актом творения, Данте видел соединение природного и божественного начал. Двоякая  природа человека (смертная и бессмертная) обусловливает, по мнению великого гуманиста, и его двоякое предназначение. Эти две цели человеческого существования  являются двумя видами блаженства. Причем высшее, внеземное блаженство не требует отказа от осуществимого  на земле человеческого блаженства. Двум видам блаженства отвечают два  пути. Первый путь, открытый благодаря  разуму, является путем «философских наставлений», жизнью «сообразно добродетелям моральным и интеллектуальным». Второй путь, открываемый «благодаря духу Святому», является путем наставлений  духовных, превосходящих разум человеческий. Достижение двух видов блаженства требует  и двоякого руководства - земное предназначение человека осуществляется в гражданском  сообществе по предписаниям философии и под водительством светского государя. К жизни вечной ведет церковь, основываясь на откровении и возглавляемая верховным первосвященником.

     Признавая свободу воли, Данте считал, что  она не позволяет избежать личной ответственности, свалив ее на Бога или  на безличную совокупность причин. В учении о двояком предназначении человека проявился разрыв Данте  со средневековой традицией.

     Общепризнанным  родоначальником гуманистического движения в Италии является поэт и  философ Ф. Петрарка. Его основные философские произведения – «Моя тайна», «О своем и чужом невежестве» - посвящены этическим вопросам, а в центре внимания становится внутренний мир человеческой личности в ее земном существовании и творческой деятельности.

     Для Петрарки была характерна принципиально  новая по сравнению с христианской саморефлексия, осознание богатства  и многомерности человеческой жизни. Возрождение античной культуры, восстановление классической системы ценностей  давало новую основу для высокой  оценки человека. Отвернувшись от догматических  формул, в которых полагалось описывать  человека, Петрарка обратился к свободному от всяких догм самосознанию и наблюдению, стремясь проникнуть в глубину человеческой души. Он считал, что творческая личность может достичь полной независимости, самообладания и душевного покоя  при наличии внутренней борьбы человека с собственными страстями и постоянного  противоборства с окружающим миром. В этом проявлялась свойственная его творчеству индивидуалистическая тенденция.

     Петрарка  отвергает схоластическую ученость как «болтовню диалектиков», бесполезную  для активного, деятельного человека. Полемизируя против культа авторитета в схоластической философии, он подчеркивал, что выступает не против Аристотеля, а против глупых аристотеликов.

     Высшим  идеалом Петрарки являлось просвещенное благочестие, поскольку он считал, что  христианство и классическая античная культура рождают глубокую гармонию.

     Одной из проблем, требовавших нового осмысления являлась проблема человека как единства души и тела. Так, гуманист Д. Манетти (1396-1459) посвятил трактат «О достоинстве  и превосходстве человека» красоте  и величию человека, понимаемого  как центр мироздания и высший результат божественного творения. Он стремился к полной реабилитации телесного начала в человеке. Мир  создан Богом для человека, но вершина  его творения - это человек, тело которого превосходит другие тела. Человек - это «разумное, предусмотрительное и очень проницательное животное». Новые запросы на человека и его  многократно возросшая активность приводили его к сближению  не с природой, а с Богом. Для  Манетти человек – «словно  некий смертный Бог» являющийся как  бы соперником бога в творческой деятельности. Если Бог творец всего сущего, то человек является творцом великого и прекрасного царства культуры.

     Если  в христианском мировоззрении на первом месте стоял Бог, а затем  лишь человек, то гуманисты выдвигали  на первый план человека, а потом  говорили о Боге.

     Человек обожествляется в философии гуманизма, провозглашается существом «скорее  божественным, чем человеческим», атрибуты божества присваиваются его уму  и деяниям. Подчеркивая в человеке деятельное начало, гуманистическая  антропология противостоит тем самым  как средневековому аскетизму, так  и пассивности гедонистического наслаждения.

     Одним из первых гуманистов, обративших внимание на наследие Эпикура был Л. Валла (1406-1457). В его учении Валла увидел опору для обоснования новой  гуманистической этики. В трактате «Об истинном и ложном благе» он формулирует апологию наслаждения, которая становится одним из важнейших  принципов морали того времени. По мнению Валлы, человек должен следовать  своей природе, предрасположенной к наслаждению, заботиться не только о душевном, но и о телесном здоровье. Обосновывая свою индивидуалистическую позицию, он считал, что его жизнь является большим благом, чем жизнь Вселенной. Все помыслы человека самой природой направляются на заботу о самом себе.

     В сочинении Валлы «Диалектические  опровержения, или Обновление всей диалектики и оснований универсальной  философии» дана критика схоластического  силлогистического метода. Он выступает  против свойственного схоластике туманного  словообразования и постоянного  введения новых терминов, которые  не способствуют пониманию мира. Валла  призывает к конкретному изучению не слов, а самих вещей. Считая, что  конкретную опору логика может найти  в языке, он предлагает также внести некоторые изменения в традиционную аристотелевскую логику.

     Социально-философские  и политические идеи эпохи Возрождения  наиболее полно представлены в творчестве Н. Макиавелли (1469-1527). С его книг –  «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции» - начинается новая эпоха политического  мышления. Политическая мысль Макиавелли стремится отделиться от спекулятивного мышления, религии, этики и создать  концепцию автономной политики. Ее основными моментами являются: политический реализм, тесно связанный с антропологическим  пессимизмом; новая концепция «добродетели»  государя; «возвращение к началам», служащая условием восстановления и  обновления политической жизни.

     В отличие от предшествовавших ему  мыслителей Макиавелли руководствуется  в своих сочинениях не абстрактными идеями торжества добра и бога, а реальным опытом конкретной жизни, идеями пользы и целесообразности. Он фактически исключил бога из сферы  своего анализа общественной жизни, истории и политики. Объектом изучения становится для него мир человеческих отношений и поступков, прежде всего  история и ход образования, возвышения и гибели государств. По его мнению, мир людей столь же неизменен, как и мир природы. Это обусловлено особенностями «человеческой природы», неистребимый эгоизм которой с необходимостью требует государственной организации. Эта высшая сила способна поставить эгоизм в определенные пределы. Макиавелли утверждал, что государство есть дело человеческих рук и бог никакого участия в его установлении не принимает.

Информация о работе Философия Эпохи Возрождения. «Гуманизм» и «антропоцентризм» Эпохи Возрождения