Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 21:41, реферат
Развитие постклассической философии в ХХ веке отличает так называемый
«антропологический поворот», сделавший человека центральной темой философских
поисков. Следует отметить, что антропологическая проблематика, начиная с деятельности
софистов и Сократа, занимала особое место в классической европейской философии.
Стремление утвердить человека в качестве главной темы философских рассуждений
отличает ренессансный гуманизм, немецкий романтизм, французское Просвещение,
немецкую классическую философию. В постклассической философии осущ
Бог совершил лишь первый, начальный акт в создании человека, создав его «проект», утверждают неотомисты. В то же время Бог вложил в созданный «проект» импульс активности, самосовершенствования. Реализуя свои возможности, человек завершает акт божественного
творения, развивает себя сам, становясь личностью. Такое понимание роли и ответственности человека в строительстве своей судьбы сближает неотомизм с философией экзистенциализма. В заключение подчеркнем, что неотомизм, как антропологически ориентированная философия, отстаивает гуманистические цели, основанные на приоритете фундаментальных человеческих ценностей, терпимости к иной идеологии и иным ценностям, установлении диалога между различными религиями.
Проблема
человека и прежде всего
изучение субъективной стороны
его деятельности получили
дальнейшее развитие в таком направлении,
как герменевтика.
Аналогично развивается
направление неопротестантизма, возникшая в XX веке
в рамках протестантского вероисповедания,
в ХУ-ХУП столетиях отделившегося от католицизма
на основе идеи индивидуального мистического
богопознаиия. Этика неопротестантизма
развивается главным образом в Швейцарии
и США. Ее представители К. Барт и П. Тиллих,
анализируя современные моральные тенденции,
говорят о мистическом страхе, фатальной
озабоченности нравственного субъекта
(экзистенциалистская терминология), коренящихся
в его отчуждении от Бога. Э. Брунер (1889-1966)
видит выход в индивидуальной вере, «самотрапсцендировании»
– подражании Иисусу Христу как жизненной
модели. Р. Нибур (1892-1971) считает, что альтернативой
экзистенциального «беспокойства» является
«христианский реализм», состоящий в «смиренном
уповании» на Божественный промысел, недоступный
рационалистическому научному пониманию.
Личная вера в современных условиях должна скорректировать мировоззрение каждого отдельного человека, удержать его от безрассудных поступков. Искренне верующий ученый не станет создавать новые виды оружия массового поражения и усугублять экологическую опасность. Критерий морали должен переместиться внутрь сознания субъекта, стать эквивалентом его совести – таков вывод этики неопротестантизма.
Информация о работе Гуманистичекие направления философии 20 в