Гуманистичекие направления философии 20 в

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 21:41, реферат

Описание работы

Развитие постклассической философии в ХХ веке отличает так называемый
«антропологический поворот», сделавший человека центральной темой философских
поисков. Следует отметить, что антропологическая проблематика, начиная с деятельности
софистов и Сократа, занимала особое место в классической европейской философии.
Стремление утвердить человека в качестве главной темы философских рассуждений
отличает ренессансный гуманизм, немецкий романтизм, французское Просвещение,
немецкую классическую философию. В постклассической философии осущ

Работа содержит 1 файл

Гуманистически ориентированные направления философии 20 в.doc

— 54.50 Кб (Скачать)

Гуманистически  ориентированные  направления философии 20 в: экзистенциализм, неотомизм, неопротестантизм. 

Развитие   постклассической   философии   в   ХХ   веке   отличает   так   называемый

«антропологический   поворот»,   сделавший   человека   центральной   темой   философских

поисков. Следует  отметить, что антропологическая  проблематика, начиная с деятельности

софистов   и  Сократа,   занимала   особое  место   в   классической   европейской  философии.

Стремление   утвердить   человека   в   качестве   главной   темы   философских   рассуждений

отличает   ренессансный   гуманизм,   немецкий   романтизм,   французское   Просвещение,

немецкую  классическую философию.  В  постклассической  философии   осуществляется

«новый поворот» к проблеме человека,  в связи с чем эта проблема приобретает особый

статус в системе  философского знания. Антропологические  концепции постклассической

эпохи исходят  из  представления  о  том,  что  любое  вопрошание  в философии  является

вопросом   о   том,   что   есть   человек,   а   любое   философствование   представляет   собой

прояснение   и   обоснование   специфически   человеческого   опыта   мира.   Таким   образом,

проблема   человека   провозглашается   исходным   пунктом   и   конечной   целью 

философствования.

В   постклассической   философии   намечается   новый   путь   антропологических 

размышлений,   идущий   не   от   бытия   вообще   к   бытию   человека,   а   от   человеческого 

существования к миру в целом, как он видится  человеку и «выстраивается» вокруг него.

Предметом   философской   рефлексии   начинает   выступать   не   бытие   само   по   себе,   а 

разъяснение  и  раскрытие   смысла   человеческого  бытия.  При  этом подчеркивается,  что 

человеческое  может  быть  понято   только исходя  из  него  самого:  никакие  определения

редукционистского   толка   и   указания   на   внешние   детерминанты   не   раскрывают   его 

специфику.

Одним из  наиболее ярких проявлений данной тенденции  в философии ХХ века

является  экзистенциализм.  Это течение, во многом иррационального толка, получило широкое распространение в ряде стран Западной Европы в 30 – 60е годы и проявилось как в религиозной, так и в атеистических формах. Классиками экзистенциальной философии 20 столетия принято считать немецких философов М. Хайдеггера и К. Ясперса, французских писателей Ж.П. Сартра, А. Камю, Г. Марселя. Экзистенциальные мотивы присутствуют в творчестве русского писателя Ф.М. Достоевского и философа Н.А. Бердяева. Основной темой экзистенциализма стало существование человека в абсурдном (отчужденном, бесчеловечном) мире. Это философское течение возникло как реакция на кризис гуманизма, выражение глубоких социальных, политических и иных потрясений в современную эпоху. Иногда экзистенциализм называют “философия кризиса”, которая выражает бытие одинокого человека, заброшенного потоком времени в бесчеловечный социальный мир.

      Экзистенциализм означал (наряду с религиозной философией 20 века) решительный поворот к  теме человека, к исследованию его  внутреннего, духовного мира в ситуации отчуждения от общества. Особенностью экзистенциализма является также осмысление в нем негативных эмоционально-психологических  состояний человека – скуки и тоски, разочарования, тревоги и страха, отчаяния, ужаса. Экзистенциализм явился выражением трагического умонастроения человека, волею судьбы оказавшегося в так называемой “пограничной ситуации” – на грани между жизнью и смертью, бытием и небытием. Мир неразумен и не поддается объяснению, он чужд и враждебен человеку. “Жизнь есть боль” – такова основная правда жизни, с точки зрения экзистенциальной философии. Человек одинок, ему неоткуда ожидать поддержки и помощи. С приходом человека в этот мир неотвратимо наступает его конфликт с ним, возникает чувство абсурда. Примечательно, что экзистенциализм в качестве основного для философии берет вопрос о самоубийстве, о том, стоит ли жить вообще.

      Экзистенциализм полагает, что внешний предметный мир представляет собой подлинное  существование, суету сует и повседневность. Этот мир делает человека приниженным, обезличенным и даже выброшенным на обочину жизни. В таком социальном мире “Бог умер”, и в нем нет прочного духовного стержня, на которой можно было бы опереться. Идущее из глубины человеческой души стремление к счастью и отчаянная “жажда ясности” сталкиваются с “безмолвным неразумием мира”. Понятие пограничной ситуации в экзистенциальной философии фиксирует трагический характер бытия человека в мире, лишенным разумного начало. Человек постоянно находиться перед лицом смерти, и это делает его существование предельно обостренным и драматичным.

      Для экзистенциализма характерна обращенным к негативным эмоционально-психологическим  состояниям человека, что и выражено в понятии “ экзистенция”. Под  экзистенцией (наличное сознание) в  данном философском течении принято понимать духовный мир человека, который волею судьбы и обстоятельств оказалось заброшенным в бесчеловечный мир. Феномены экзистенции (скука и досада, вина, тревога и страх, отчаяния, паника и т.п.) образуют трагическое мироощущение, или потрясенное сознание индивида. Поэтому для экзистенциализма характерно повышенное внимание к теме судьбы и смысла жизни человека, его смерти и бессмертия. Сама экзистенция рассматривается как подлинное существование человека, переживание его бытия в мире, основная проблема философии. Отчуждение считается важнейшей характеристикой бытия человека в обществе. Поэтому первейшей задачей философии должно быть поиск выхода из “пограничной” ситуации и обретение человеком подлинного смысла своего существования. По сути дела, экзистенциализм – это стремление распутать клубок острейших проблем (социальных, политических, нравственных и иных), которые возникли в первой половине 20 столетия, самого противоречивого и жесткого за всю историю общества. Экзистенциализму присуще обращение к средствам художественной литературы для осмыслений условий существования человека в мире, проблемы выбора им жизненного пути. В другом произведении – “Миф о Сизифе” – Камю использовал образ этого мифологического персонажа для раскрытия абсурдности человеческого существования, жизни без пользы и надежны. В наказание за свое коварство и хитрость Сизиф был обречен богами вечно вкатывать на высокую гору огромный камень. Едва достигнув вершину, этот камень выпадает из рук и вновь скатывается вниз, и снова повторяется тяжкий труд. Нечто подобное происходит и в жизни каждого отдельного человека, но Камю призвал увидеть в образе Сизифа символ жизненного упорства и несгибаемости, страстного желания не покоряться своей судьбе. И только тогда обретенная свобода станет лучшей наградой за свою дерзость и мучительные усилия.

Важным понятием в экзистенциализме являются также  такие, как “абсурд”, “экзистенция”, а наряду с ними большую смысловую  нагрузку несет понятие “самоубийство”, “бунт” и “свобода”. Экзистенциализм ведь представляет собой не только выражение абсурдности мира и его отчужденности для человека. В данном философском течении содержится и напряженный поиск выхода из этой ситуации. Абсурдный характер мира настойчиво ставит человека перед выбором модели, способа своего поведения в жизни: либо согласиться с абсурдом (конформизм), либо не согласится с ним (активизм). Решение этой проблемы и должно быть основной задачей для философии.

Первая из обозначенных выше позиций на деле есть не что  иное, как самоубийство, т.е. добровольное согласие с абсурдом, самоуничтожение. Это неизбежно ведет к духовной деградации и распаду личности, к духовной смерти и далее даже к физической гибели. По отношению к обществу это означает забвение индивидом общечеловеческих проблем, их игнорирование вопреки остроте и масштабности.

      Вторая  жизненная позиция на деле означает бунт, т.е. добровольный и активный протест  абсурда, неприятие его. Бунт является восстанием против абсурда, протестом  человека против пороков существующего  мира. Бунтовать означает жить, не покоряясь слепой судьбе, жить вопреки ее предназначениям. “…Я отрицаю самоубийство, - писал А.Камю, - жить означает не смиряться”, - а смерть есть примирение с абсурдом. С точки зрения экзистенциализма, бунт есть подлинный способ существования человека. “Я бунтую, следовательно – я существую”, - так кратко может быть сформулирована эта идея. Реальная жизнь человека всегда протекает в настоящем, в круге проблем и забот повседневного существования. Неслучайно, что Камю в своем произведении “Миф о Сизифе” использовал в качестве эпиграфа двустишие древнегреческого поэта Пиндара: “Душа, не стремись к вечной жизни, но постарайся исчерпать то, что возможно”. Бунт – это восстание человека против собственного рабства. Бунт – это обретение чувства собственного достоинства и становление личности. Бунт – это зарождение человеческой свободы, преодоление отчуждения. Не отрекаться от себя, не становиться на колени, не смиряться со своей судьбой и не расставаться с надеждой – таким должно быть по-настоящему человеческое существование. Сущность человека как существа свободного обретается в ходе его активного существования, борьбы и поиска, а не наоборот.

С точки зрения экзистенциализма, свобода человека не дана извне, не сотворена. Она проистекает  из глубинных структур его духовного  мира. ”. Свобода человека фактически безгранична, поскольку не исчерпаем  его многогранный духовный мир. Даже чувство страха – и то содержит в себе возможность свободы, поскольку мобилизует внутреннюю энергию человека. Свобода безгранична еще и потому, что сам человек всегда незавершен как личность. Он всегда пребывает в поиске и с сам, отвечая за себя и за мир, устремлен в будущее.

      Экзистенциализм – это интеллектуальная реакция  на кризис гуманизма и острые социальные проблемы 20 века. Позитивное значение этой философии состоит в том, что она утверждает веру в силы и возможности человека, в его  способность устроить социальный мир “по-человечески”. Экзистенциализм – это гуманизм, философия доверия к человеку, философия надежды на него. Основным в этом течении является идея ответственности человека за мир, в котором он существует, страдает и борется. “Быть в пути” – в этом и стоит подлинное, хотя и не легкое его призвание. Ни боль, ни страх, ни отчаяние не должно увести человека от ответственности перед Миром. Он может, а значит, должен устроить свою жизнь разумно. 

Наиболее авторитетным направлением современной религиозной (католической) философии является неотомизм - современная версия учения Фомы Аквинского. Неотомизм объединяет идеи средневекового томистского учения с философией Канта, Гегеля, Гуссерля, Хайдеггера. Видными представителями этого направления являются Ж.Маритен, Э.Жильсон, Ю.Бохенский. Они не отрицают научные знания о природе и обществе, их реальность, но настаивают на зависимости знаний от Бога. Человеческий разум познает идеи, заложенные в мир Богом. Религиозная философия разрабатывает обоснования теизма, существования Бога, его природы и отношения к миру и человеку.

Неотомизм.  Проблема  специфики  человеческого  бытия  становится  важной  и  для  современной  религиозной  философии.  В западной  философии  существует  несколько  направлений  религиозного

типа: неотомизм,  неопротестантизм,  персонализм,  но  главным из  них является неотомизм как наиболее разработанный и влиятельный.   Неотомизм,  или новый томизм – философия современной

католической  церкви. Она базируется на учении средневекового теолога Фомы (Томаса)  Аквинского.  К числу признанных  представителей неотомизма  относятся Ж.  Маритен,  Э.  Жильсон (Франция),  И.

Бохеньский (ФРГ), Г. Веттер (Австрия), К. Войтила (Польша).   Неотомизм представляет собой обновленную  философию томизма применительно  к  современным  достижениям  науки,  социальной  и духовной жизни. Особенность учения Аквинского, с которой связана его популярность,  заключается  в  том,  что  он  впервые  дает  обоснование возможности  гармонического  сочетания  веры  и  разума.  Этот центральный  в  томизме  принцип  позволил  церкви  разрешить назревающий в связи с успехами развития естествознания конца XIX в. конфликт  между  наукой  и  религией,  который  грозил  подорвать догматические  устои  католицизма.  Не  случайно неотомизм возведен  в ранг  официальной философской доктрины  католической  церкви. Главное его назначение – подвести  философский фундамент под догматы католицизма. Поэтому один из важнейших тезисов неотомизма – гармония разума и веры, науки и религии.   Религиозная  вера  и  рациональное  познание,  не  антиподы,  а  два

пути, ведущие  к одной и той же цели. Путь разума – через постижение сотворенных  вещей  к Богу,  а путь  веры, наоборот, через божественное откровение  к  познанию  сотворенного  Богом мира.  Однако,  утверждая гармонию  веры  и разума,  неотомизм не признает  их  равноправия,  поскольку  вера  как  источник,  непосредственно  исходящий  от  Бога, выше разума.   При  этом,  стремясь  идти  в  ногу  со  временем,  неотомисты отмечают оторванность католической церкви от развития науки в новое и  новейшее  время,  считают  недоразумением  существование  былых конфликтов  между  наукой  и  религией.  В  то  же  время  они  пытаются использовать в  своих интересах нерешенные проблемы науки, спорные вопросы,  гипотезы (в  частности,  католическая  церковь  допускает эволюционную концепцию происхождения человека как гипотезу).   Характерной  особенностью  современного  томизма  является  его интерес  к  проблеме  человека,  что  отличает  его  от  традиционной схоластики, где центральное место занимает космология.   Неотомизм провозглашает высокое значение не только Бога, но и отдельной  человеческой  личности.  Личность,  утверждает  Ж.Маритен, наиболее  благородна  и  возвышена  среди  всей  природы.  В  неотомизме личность  не  пассивна,  так  как  Бог,  создав  людей, «не  придает  им окончательного вида». Она рождается свободной и развивает себя сама.

Информация о работе Гуманистичекие направления философии 20 в