Большое внимание
уделял Платон вопросу о законах,
он связывает эти понятия со справедливостью:
«Людям необходимо установить законы,
иначе они ничем не будут отличаться
от самых диких зверей.»\Платон Законы \\Соч.
в 3 Т., т.2, с. 365\
Закон
– это та несущая опора,
на которой держится государство.
Платон признает, что богатство
– это благо, но « не слепое,
но зоркое, спутник разумности». Человек
не должен быть выше закона , а в нашей
стране очень часто осуществляется принцип
« Прав тот, у кого больше прав». Ни должность,
ни деньги не должны давать право быть
человеку выше ЗАКОНА.
Важным
в идеальном государстве является
соответствие методов правления в государстве
принципам построения государства; необходимость
иметь свою государственную идеологию,
вытекающую из сущности данного государственного
строя. Платон утверждает, что государство
не должно обладать абсолютной властью
по сравнению с гражданами. Тот государственный
строй, который обращается к богам и людям
на своем собственном языке и совершает
соответствующие поступки всегда процветает
и сохраняется невредимым, тот же кто подражает
чужому языку – погибает»\Платон Письма.,
с.520-521\.
Невозможность
осуществления идеального государства
состоит в том, что «все идеальное
существующее вне головы и
вне сознания людей – совершенно
объективная от их сознания
и воли не зависящая действительность
особого рода – невидимая, неосязаемая,
чувственно не воспринимаемая.»\ Ильенков
Э.В. Проблема идеального.\\Вопросы философии.
– 1979.- №7.\
Согласно
определения энциклопедического
словаря: «Государство –орудие
политической власти… Возникает
в результате разделения общественного
разделения труда, появления частной собственности
и образования антогонистических
классов».
На
примере нашего государства можно
сказать, что с 90-хгг. господство
индивидуального, группового, партийного
эгоизма задают тон в политике, деформируя
и девуалируя культурные, национальные
и общечеловеческие основы государственного
бытия.
На собственном
опыте наш народ познал справедливость
и ценность мудрейшего из греков
– государственная политика
может лишь тогда может доказать
свою состоятельность, когда не
допускает крайних противоречий между
бедностью и богатством, расслоения общества
на враждующие классы.
Главное
назначение государства, по завещанию
Платона, - противостоять бездуховной
аппатии и стихийному вандализму масс,
так и безумию ожесточению власти. Примером
ожесточения власти в нашей стране
может служить время сталинских репрессий,
когда в лагерях ГУЛага был уничтожен
цвет нации.
Талибы
в Афганистане уничтожали памятники
культуры, многие из которых находились
под эгидой ЮНЕСКО, в этом проявился вандализм
масс.
Как
философ он ставил себе задачу,
едва ли посильную для смертного
« подняться от наблюдения
того, что рождается, живет и
умирает, к разумному исследованию
того, что существует вечно.»\Платон
Государство. Законы. Политик М.,1998, с. 274\Рисуя
картину идеального государства тем
не менее в своих трактатах «Государство»,
«Законы» Платон смотрел с печалью в будущее:
«Платон один из учителей человечества.
Не будь его книг, мы только хуже бы понимали
самих себя. Хуже бы понимали, что такое
философия, наука, искусство, поэзия, что
такое человек, в чем трудности его
исканий и свершений.»\Асмус В.Ф. Античная
философия. М., 1971, с.72\. Отсюда можно сделать
вывод, что Платон понимал, что его идеи
государственного устройства идеальны.
ЛИТЕРАТУРА
- Асмус В.Ф. Платон.-
Киев:Вища шк., 1993.- 172 с.
- Исаев И.А. Платон:
игровые элементы властвования. \\Государство и право.- 1993.- №11.- с.61-71.
- Лосев А.Ф. Эстетика
хороводов в «Законах « Платона.\\ Античность
и современность. – М.,1977, с.133-135.
- Маяцкий М.А.
Видеть мужество, мужество видеть. \\Вестник
древней истории.- 1996.- №3.-с. 24-43.
- Нерсесьянц
В.С. Платон .- М.:Юрид. Лит-ра, 1984.- 104с.
- Сапов В.В Социологическое
знание в социальной утопии Платона.\\Социологические
исследования.- 1993.- №9.- с. 120-126.
- Сафонов В.Н.
Политические взгляды Платона.\\Социально-политический
журнал.- 1998.- №3.- с. 194-206.
- Шофман А.С.
Первая в Европе Академия.\\Вопросы истории.-
19983.- №8.- с. 161-165.
- ЭбенстайВ.
Платон и Аристотель( отрывки из книги
американского ученого).\\Знание – сила.-
1990.- №8.- с. 45-48.