Греки открыли возможность научного познания мира Многогранно творчество древнегреческого мыслителя – поистине широк Платона. Одной

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 06:19, реферат

Описание работы

Греки открыли возможность научного познания мира Многогранно творчество древнегреческого мыслителя – поистине широк Платона. Одной из центральных мыслей в его воззрениях остается государственно-правовая, политическая тематика.
Платон убежден, что теория политики должна быть основана на изучении человека. И здоровое общество не может состоять из людей преследуемых страхом и неуверенностью. Платон вводит также понятие «общественного и частного» – до него была разница между священным и обыденным.

Работа содержит 1 файл

Идеальное государство.doc

— 64.50 Кб (Скачать)

   9. Концепция идеального государства Платона: Взгляд из современности 
 

 Греки открыли  возможность научного познания  мира     Многогранно творчество  древнегреческого мыслителя – поистине широк Платона. Одной из центральных мыслей в его воззрениях  остается государственно-правовая, политическая тематика.

    Платон  убежден, что теория политики  должна быть основана на изучении  человека.  И здоровое общество  не может состоять из людей  преследуемых страхом  и неуверенностью. Платон вводит также понятие  «общественного и частного» – до него была разница между священным и обыденным.

      Для достижения этой цели необходимо  ознакомится с работами древнего  мыслителя, проанализировать их  и понять значение понятия  идеального государства для современной  политики и государственного устройства.

     Выходец  из старой родовой знати мыслитель  выступил тем не менее против  «аристократии булата», обосновав  необходимость управлять государством  избранными – новыми людьми, обладающими  духом и знаниями. Происхождение государства у мыслителя  связано с дифференциацией потребностей  и способностей людей. Зарождающееся на этой почве разделение труда  Платон рассматривает под углом зрения не социального разобщения и классовой борьбы, а взаимодействия и взаимопомощи людей, их кооперации, развития и совершенствования общества.

     Это  был прорыв в будущее, он  определил на века важнейший  принцип управленческой науки,  государственно-правовой жизни.  Практически до настоящего времени  правило Платона, основанное  на единственном критерии компетентности – профессиональной и моральной является главным мерилом при замещении какой-нибудь значимой должности в какой-либо структуре.

      Идеи Платона в «Государстве»  – одно из немногих средств   против кумовства, родничества  и знакомства. В советском государстве процветало, особенно в южных регионах назначение на государственные должности по принципу  родства, кумовства, а когда некомпетентный чиновник заваливал дело – его переводили на другую должность, в результате чего народное хозяйство было нерентабельным

   Совсем  неслучайно платоновская позиция  развивалась многими мыслителями  впоследствии – советы Макиавелли, у деятелей Просвещения в   разных странах у просветителей   более поздних направлений мысли  Платон мыслитель твердых принципов  и четких позиций и не нуждается  в снисхождении. Для Платона – главное – государство , общее.

     В  государстве Платона принципиально  невозможна коррупция ,преступность, противоположность богатства и  бедности. Все эти элементы  огромного  комплекса государственных, политико-правовых проблем, разработка которых в мире велась столь масштабно и на самом высоком уровне философской науки того времени. В декабре 2006г.  Президент России В.В. Путин поднял вопрос о том, что страну буквально захлестнула коррупция: она достигла такого размаха, что грозит разрушить государство. Уже древний философ понимал опасность подобных действий.

     Идеальное  государство Платона – такая  организация, где человек счастлив, где царит справедливость и  проблема государственного устройства  становится эпической проблемой добродетели, блага.

          На основе анализа работ Платона  можно говорить о разработке  Платоном гуманистических основ  государственности, так как главным   мерилом управления философ видит  в человеке.

      Знание, по Платону, обеспечивает прочность государства, незнание того, в чем заключается благо всех и каждого и что противно разуму  и природе ведет его к гибели.

     В  платоновских «Законах»  философ  подводит краеугольный камень  под существование государства  –условие без которого невозможно какие бы то ни было политические  новации, моральные усовершенствования и государственные переустройства – закона, который является непререкаемым  авторитетом.

     Проблему  отношения личности и государства, Платон решает в пользу государства, личность для Платона лишь средство  существования и укрепления государства. Американский историк В.Эбэнстайн пишет: «Республика -  не утопия, а труд мыслителя, страстно заинтересованного в политике.» Платон верил, что можно создать общество, соответствующее  идеальной справедливости.

     Каждая  форма государства соответствует  характеру  его граждан \проницательная  мысль Платона, что характер  правительства в конечном счете  определяется качествами людей  данного государства, еще не  совсем осознана»\Цит по Эбэнстайн В. Платон и Аристотель \\Знание – сила.-1990.-№ 8 – с.48\

     Можно  со всей определенностью утверждать, что попытки  субъективного переосмысливания платонизма, его «авторского прочтения» никогда не прекратятся и в будущем, как они не прекращались и в прошлом. Слишком авторитетен и широк Платон, слишком велик соблазн для того или иного теоретика включить его в свою « команду».

 Поппер в  своем отрытом обществе развивает  идею о том, что экскурсы  Платона в области математики и его рассуждения об  арифметическом и геометрическом равенстве понадобились  ему лишь, затем чтобы обосновать  «политический тоталитаризм».

     Б.  Рассел характеризует в целом  греческого мыслителя как защитника   тоталитарного строя, теоретического обоснователя авторитарного государства.

    Почетное  и возвышенное место отводили  в прошлом веке наши соотечественники. Так С.Н Трубецкой в своем «Учении о логосе» подчеркивает, что в платонизме нельзя   видеть простую «эллинскую басню, случайную мысль греческого духа. Идея универсального разума, как начала объективного логического знания и вместе с тем мирового начала есть, очевидна идея,  имеющая общечеловеческое значение и характер».

      НА.Бердяев, размышлявший в конце  жизни  над умом вечности  предрекая, что бессмертный грек с его глубинным пониманием исторического процесса принадлежит будущему: «Необходимо,- продолжал он,- признать мир идеальных ценностей, вне временных и внепространственных, которые могут и отсутствовать в действительности, которые не находят  в ней своего законченного выражения, но которые реализуются в процессе, этом единственно эмпирически уловимом признаке метафизического единства сущего и должного, и являются духовным маяком человеческой жизни».     Платону свойственно редкое сочетание гениальной способности предугадать историческое будущее, филигранной изобретательности и ответственности,  серьезности пророка,  озабоченного, озабоченного опасностью искажения его прогнозов, банальностью и примитивизмом, насильственным внедрением их в жизнь.  Государство, в определении Платона  - обязано гарантировать торжество общей добродетели и справедливости разделения благ. При этом интересы целого в  превалируют гад интересами групп и классов. Основывая государство, мы вовсе не имеем « в виду сделать как то особенно счастливым один из слоев  населения , но наоборот, хотим сделать таким все государство в целом»\Платон Собр.соч.т.3, с179\ - это составляла одну из концептуальных основ всей теоретической конструкции и снимает с него обвинения в реакционности.  « при росте и благоденствии нашего государства надо предоставить всем сословиям  возможность иметь свою долю в общем процветании соответственно по природным данным.»

     Таким  образом, ученый  определяет свое видение проблемы:   у государства должна быть возможность обеспечить справедливость для всех по принципу « каждому свое, свободному и рабу, мужчине и женщине, старикам и детям, мастеровым людям и начальствующим гражданам» \Платон Государство, Законы, политик М.,1998, с.301\. Главное предназначение государства в том и состоит, чтобы противопоставить разрушительно иерархичной социальной анархии и дезорганизации, охранять  целостность общества от распада на противоборствующие  части и группы. Существующие в обществе общественные классы рассматриваются им как  взаимодействующие части социального целого, а не как антагонисты  в борьбе за власть. Высшие интересы  сохранения единства и улучшения людской породы отрицают жесткую непроницаемость наследственных  каст правителей  и подвластных: его сословия и общественные слои открыты для постоянного притока для новых человеческих сил наверх. При этом скорость подъема «социального  лифта» у него регулируется не личными пожеланиями и экономическими возможностями частных лиц, а решением многознающих  и опытных правителей. Они наблюдают за претендентами в правящую элиту, воспитывают,  отсеивают, « поскольку природа не  гарантирует того, что у лучших родителей должно появиться лучшее  потомство.»\Платон Государство. Законы. Политик. М.,1998, с.89\

      Гарантией против кастовости служит и предоставленное всем гражданам от рождения  равные возможности в достижении высокого политического положения в обществе. Нет у него  и дискриминации женщин.  Наряду  с мужчинами они «искусны и в военной и в государственной службе»\Платон Государство, Законы,Политик. М., 1998,с.101\  В 1917 году был утвержден лозунг « кухарка может управлять государством», но история потдвердила, что эта может быть  очень «талантливая кухарка»,  получиввшая определенную подготовку. Примером Может служить Н.С. Хрущев, Безусловно, талантливый человек, но не имеющий соответствующего воспитания и образования, что принесло огромный вред государству.

      Хотя людей из низших сословий  Платон не очень склонен принимать  в класс философов, ибо « тело у них покалечено ремеслом  и производством, Да и души их сломлены и изнурены грубым трудом; ведь это неизбежно».

 Совершенное  государство Платона при  это  не теряет «человеческого измерения», поскольку главный рычаг его  упрочения и улучшения  философ  видит не столько в экономике,  сколько в самом человеке: «  Мы установили, что каждый отдельный человек должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно в государстве и при том как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен.»\Платон Государство, Законы, Политик, М.,1998, с.101\ Л.И. Брежнев занимал должность Председателя Совета Министров СССР и Генерального секретаря КПСС, являясь номенклатурным партийным работником: время его правления получило название « Время застоя».

     Знания  обеспечивают прочность государству,  незнание того, в чем заканчивается благо всех и каждого, и что противно разуму и природе, ведет его к гибели.

     Эта  совсем не утопическая мысль  Платона о том, что просвещение,  образование, воспитание есть  непременные предпосылки государственного строительства. После революции 1917 года, пройдя через меры красного террора, большевики осознали необходимость « военспецов» и других специалистов, основная часть из которых была чуждого класса. Новому государству нужны были и банкиры и инженеры и учителя. Государственное устройство требовало знаний в разных областях.

     Проницательный  в своем политико-правовом анализе  философ называет культуру, разумные  основы государственной жизни  «организацией социального ума». Ему принадлежит одна из самых  полных и логически обоснованных  и последовательных схем идеального общества в истории политической мысли.

     Сущность  государства Платон видит в  прочном социальном объединении  и организации и взаимодействия  и взаимопомощи граждан: «Многие  люди собираются воедино, чтобы  обитать сообща и оказывать  друг другу помощь.»\Платон Государство. Законы, Политик. М.,1998, с.89\. Смысл существования государства состоит  не в политическом подавлении большинства меньшинством, не в экономическом и социальном угнетении одних классов другими, не в духовной и интеллектуальной  экспансии высших над низшими. Цель государства, по Платону, заключается в обеспечении справедливого общежития, в котором каждый должен делать свое дело , отправлять свою функцию в общественном организме, не присваивая себе чужих прав и не возлагая  на другого свои обязанности, ощущая на себе заботу других и предоставляя  другим свое умение, отточенное до совершенства. В настоящее время в нашей стране богатства принадлежат 0,5% населения и более 35% процентов находится за чертой бедности – вряд ли подобное расслоение может способствовать совершенствованию политической стабильности в стране.

    Актуальность  платоновской теории государства  в современном мире также состоит  в правильном выборе целей  и направлений своей созидательной   работы:»Ведь чрезмерная свобода по видимому и для отдельного человека и государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство».\Платон Государство\\соч. В 3 Т. М.,1971, с.327\.

          Платон намечает возможности  совершенствования культуры и  самого человека и общества в целом: конкретные способы творческого преобразования и полным основанием подчеркивает определяющее влияние на социальную эволюцию человеческой культуры – моральной и хозяйственной, политической и правовой.   Идеальное государство – это стоит в центре философии Платона – оно устроено в связи с идеей всеобщего блага.

     В  своей идеальной модели государственного  устройства философ предполагает  весьма демократическую процедуру  выборов:

     -во-первых, выборы проходят в три тура  (в первом туре выбирают 300 лучших из которых во втором выбирают еще 100 более лучших, в третьем туре  окончательно выбирают  самых лучших 37 человек);

     во-вторых, поименно;

     в –третьих, результаты выборов подводятся публично;

       в-четвертых, самое интересное и что отсутствует в современной практике политической жизни, это возможность в течении 30 дней изменить свой выбор.

Информация о работе Греки открыли возможность научного познания мира Многогранно творчество древнегреческого мыслителя – поистине широк Платона. Одной