Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 15:52, реферат
В рассматриваемый нами период Нового времени одним из выдающихся политических мыслителей и философов-материалистов, разработавших теорию политической власти, государства и права, был Томас ГОББС. Проблема государства и его функции в контексте социальной философии Т.Гоббса будет подробна рассмотрена в данной работе.
В философско-правовой концепции Гоббса отсутствуют идея правового закона, понимание закона и государства как форм свободы в цивилизованном, гражданском состоянии.
Свобода людей в трактовке Томаса Гоббса – это синоним критикуемого им (применительно к индивидам) естественного права и состояния войны. Вместо этой свободы он признает и буквально обожествляет свободу государства и суверенной власти. По смыслу
гоббсовской концепции, для достижения гражданского состояния и мира людей надо лишить естественных прав и свобод, наделив таковыми лишь государство: переходу людей из естественного в гражданское состояние здесь корреспондирует перемещение и бытие гражданской власти (государство) в естественное состояние.
В
целом теория Гоббса о праве и
государстве носит антилиберальный
и антииндивидуалистический характер.
В своей трактовке закона (всего
позитивного человеческого
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сформулированная Гоббсом концепция правопонимания дает основание для характеристики его в качестве родоначальника буржуазного юридического позитивизма. Ведущие представители этого направления (Д.Остин, Ш.Амос, К.Гербер, П.Лабанд и др.) отстаивают в той или иной модификации и вариации основную идею этатистского правопонимания Томаса Гоббса: позитивное право (или позитивный закон) – это приказ суверена.
Основное различие в подходах Гоббса и названных позитивистов к праву состоит в том, что Гоббс, допуская естественное состояние, признает в его рамках и естественное право, а его последователи отрицают и то, и другое. Но и Гоббс, как мы видели, по существу отрицает для граждан естественное право в государственном состоянии.
Существенно общее в их позициях заключается в том, что в условиях государственности правом признается лишь позитивное право (позитивный закон), понимаемое как властный приказ. Отрицание объективных свойств права сопровождается здесь везде подменой правовых качеств закона его властно-приказным характером.
Таким
образом, теория Томаса Гоббса оказала
большое воздействие на развитие
политико-юридической мысли и
его времени, и более поздних
периодов. Можно сказать, что концепция
государства и права ХVII – XVIII вв. складывалась
в значительной степени под знаком проблем,
поднятым Гоббсом.
СОДЕРЖАНИЕ
I.
ВВЕДЕНИЕ
II. ГОСУДАРСТВО И ЕГО ФУНКЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ
ФИЛОСОФИИ ТОМАСА ГОББСА
Глава
1. Естественный закон
Глава 2. Договорное происхождение политической
Глава 3. Концепция политического абсолютизма - 9
Глава
4. Переход человека в политическое состояние
- 10
III.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
IV.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- 13
IV. СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. – М.: Издательство «НОРМА» (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2001. – 652 с.
2. История политических правовых учений /Под редакцией А.А.Акмаловой, В.М.Капицина. – М.: «Юриспруденция», 2004. – 543 с.
3. История политических правовых учений /Под редакцией Н.Н.Дьячкова, В.Е.Доля. – М.: «Академический проект: фонд «Мир», 2003. – 563 с.
4. История политических правовых учений /Под редакцией А.Н.Хорошилова. – М.: «Юнити-Дана», 2002. – 430 с.
5. Зорькин В.Д. Политическое и правовое учение Томаса Гоббса. //»Советское государство и право», 1989. № 6.
Информация о работе Государство и его функции в социальной философии Томаса Гоббса