Государство и его функции в социальной философии Томаса Гоббса

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 15:52, реферат

Описание работы

В рассматриваемый нами период Нового времени одним из выдающихся политических мыслителей и философов-материалистов, разработавших теорию политической власти, государства и права, был Томас ГОББС. Проблема государства и его функции в контексте социальной философии Т.Гоббса будет подробна рассмотрена в данной работе.

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии - Томас Гоббс.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

      В философско-правовой концепции Гоббса отсутствуют идея правового закона, понимание закона и государства  как форм свободы в цивилизованном, гражданском состоянии.

      Свобода людей в трактовке Томаса Гоббса – это синоним критикуемого им (применительно к индивидам) естественного права и состояния войны. Вместо этой свободы он признает и буквально обожествляет свободу государства и суверенной власти. По смыслу

                                                                        11. 

гоббсовской концепции, для достижения гражданского состояния и мира людей надо лишить  естественных прав и свобод, наделив таковыми лишь государство: переходу людей из естественного в гражданское состояние здесь корреспондирует перемещение и бытие гражданской власти (государство) в естественное состояние.

      В целом теория Гоббса о праве и  государстве  носит антилиберальный  и антииндивидуалистический характер. В своей трактовке закона (всего  позитивного человеческого законодательства) как приказа суверена Гоббс  противопоставляет закон (гражданский, государственный) и право (естественное)  таким образом, что закон резюмирует в себе лишь несвободу, бесправие и обязанности подданных по отношению к суверену и свободу, полновластие и полномочия суверена по отношению к подданным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                        12. 

                        III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Сформулированная  Гоббсом  концепция правопонимания дает основание для характеристики его в качестве родоначальника буржуазного юридического позитивизма. Ведущие представители этого направления (Д.Остин, Ш.Амос, К.Гербер, П.Лабанд и др.) отстаивают в той или иной модификации и вариации основную идею этатистского правопонимания Томаса Гоббса: позитивное право (или позитивный закон) – это приказ суверена.

      Основное  различие в подходах Гоббса и названных позитивистов к праву состоит в том, что Гоббс, допуская естественное состояние, признает в его рамках и естественное право, а его последователи отрицают и то, и другое. Но и Гоббс, как мы видели, по существу отрицает для граждан естественное право в государственном состоянии.

      Существенно общее в их позициях заключается в том, что в условиях государственности правом признается лишь позитивное право (позитивный закон), понимаемое как властный приказ. Отрицание объективных свойств права сопровождается здесь везде подменой правовых качеств закона его властно-приказным характером.

      Таким образом, теория Томаса Гоббса оказала  большое воздействие на развитие политико-юридической мысли и  его времени, и более поздних  периодов. Можно сказать, что концепция  государства и права ХVII – XVIII вв. складывалась в значительной степени под знаком проблем, поднятым Гоббсом. 
 

                                                                        2. 

                          СОДЕРЖАНИЕ

                                                                           С. 

      I. ВВЕДЕНИЕ                                                                       -   3 

      II. ГОСУДАРСТВО И ЕГО ФУНКЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ

              ФИЛОСОФИИ ТОМАСА ГОББСА                                  -   4

      Глава 1. Естественный закон                                              -   4

      Глава 2. Договорное происхождение политической

                                                        власти       -   7

      Глава 3. Концепция политического абсолютизма              -   9

      Глава 4. Переход человека в политическое состояние     -   10 

      III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                  -   12 

      IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ                  -   13   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                        13. 

            IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 

      1. Нерсесянц В.С.  Философия права:  Учебник для вузов.  – М.: Издательство  «НОРМА» (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2001. – 652 с. 

      2. История политических правовых учений /Под редакцией А.А.Акмаловой, В.М.Капицина. – М.: «Юриспруденция», 2004. – 543 с.

      3. История политических  правовых учений /Под  редакцией Н.Н.Дьячкова, В.Е.Доля. – М.: «Академический  проект: фонд «Мир», 2003. – 563 с.

      4. История политических  правовых учений  /Под редакцией А.Н.Хорошилова. – М.: «Юнити-Дана», 2002. – 430 с.

      5. Зорькин В.Д. Политическое  и правовое учение  Томаса Гоббса. //»Советское  государство и  право», 1989. № 6.

Информация о работе Государство и его функции в социальной философии Томаса Гоббса