Государство и его функции в социальной философии Томаса Гоббса

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 15:52, реферат

Описание работы

В рассматриваемый нами период Нового времени одним из выдающихся политических мыслителей и философов-материалистов, разработавших теорию политической власти, государства и права, был Томас ГОББС. Проблема государства и его функции в контексте социальной философии Т.Гоббса будет подробна рассмотрена в данной работе.

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии - Томас Гоббс.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

                                                                        3.

                                    I. ВВЕДЕНИЕ

      По  своей разумной природе человек  живет и действует (пусть и  ошибаясь) в определенном образе осознаваемом и осмысленном мире, и это относится  к числу фундаментальных свойств  человеческого бытия,  ориентации и деятельности в мире. Человеческий способ бытия включает в себя уразумение, осмысление, понимание этого бытия, себя и всего остального мира, себя в мире и мира в себе.

      Так же в принципе обстоит дело во взаимоотношениях человека с миром права. Он подвергает все правовые данности, в том числе и официально-властную данность позитивного права, сомнениям, проверкам, суждениям и оценкам своего разума – обыденного, теоретического, философского.

      Одним из существенных достижений человеческой цивилизации является правовое государство. Очерченность силы правом (как принцип всякой цивилизации) означает,  что в любом государстве (а не только в правовом) полномочия государства, его органов и должностных лиц подразумевают соответствующие правомочия и действительны лишь в их рамках. Специальная концепция правового государства предполагает достаточно высокий уровень развитости права и государственности как исходную базу для сознательной разработки, конституционного закрепления и практической реализации правовой государственности.

      В рассматриваемый нами период Нового времени одним из выдающихся политических мыслителей и философов-материалистов, разработавших теорию политической власти, государства и права, был  Томас ГОББС. Проблема государства и его функции в контексте социальной философии Т.Гоббса будет подробна рассмотрена в данной работе.

                                                                        4. 

      II. ГОСУДАРСТВО И ЕГО ФУНКЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ

                  ФИЛОСОФИИ ТОМАСА ГОББСА 

      Философии права и государства Томаса Гоббса (1588-1679) присущ ярко выраженный этатистский  характер. В своих произведениях «Философские основания учения о гражданине»  и «Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» Гоббс впервые в Новое время в систематическом виде разработал светскую теорию политической власти, государства и права. В познавательном аспекте данное учение было направлено против схоластических феодально-религиозных воззрений на государство и право. В идеологическом плане – сориентирована на обоснование сильной власти (политический абсолютизм), способный обуздать революционные страсти и обеспечить прочный мир.

                   Глава  1. Естественный закон

      Существенное  значение в учениях Гоббса придается  принципиальному противопоставлению естественного состояния государству (гражданскому состоянию).

      Гоббс исходит из того, что «природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей». Это равенство людей, означающее их равные возможности вредить друг другу, в сочетании с коренящимися в природе человека тремя основными причинами войны (соперничество, недоверие, любовь к славе) приводит, согласно Гоббсу, к тому, что естественное состояние оказывается всеобщей непрекращающейся войной. «Отсюда очевидно, - пишет он, - что пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех».

                                                                        5. 

      В изображаемом Гоббсом естественном состоянии нет общей власти. А там, где нет общей власти, замечает он, нет и закона, где нет закона, нет справедливости. Здесь отсутствуют также собственность, владение, различие между моим и твоим. Каждый в естественном состоянии имеет право на все, - в этом и состоят его естественное право и естественная свобода.

      Человек – существо разумное, а общее  правило и предписание разума, согласно Гоббсу, звучит так: «всякий человек должен добиваться мира, поскольку у него есть надежда достигнуть его, если же он не может его достигнуть, то он может использовать всякие средства, дающие преимущества на войне».

      Первая  часть гоббсовской теории разума выступает как первый и фундаментальный естественный закон: следует искать мира и следовать ему.

      Из  этого основного естественного  закона Гоббс выводит целый ряд  других естественных законов, конкретизирующих правило поиска гражданского мира между людьми.

      Так, второй естественный закон гласит, что в случае согласия на то других людей человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям,  какую он допустил бы у других людей по отношению к себе.

      Третий  естественный закон требует, чтобы люди выполняли заключенные ими соглашения. Этот закон, по Гоббсу, содержит в себе источник и начало справедливости.

      Естественные  законы неизменны  и вечны. «Ибо, - поясняет Гоббс, - несправедливость, неблагодарность, надменность, гордость,

                                                                        6. 

криводушие, лицеприятие и остальные пороки никогда не могут стать правомерными, так как никогда не может быть, чтобы война сохраняла жизнь, а мир ее губил».

      В условиях, когда пришедшие к власти крупная буржуазия и новое  дворянство боролись как  с феодалами-реакционерами, так и с  революционной демократией, «Левиафан» оказался спроецированным  прежде всего на оправдание буржуазно-дворянской диктатуры Кромвеля. Гоббс подчеркивал практическую, созидательную направленность политической науки, полагая, что постижение закономерностей политической жизни должно служить искоренению кровопролитий, насилий и войн, благоденствию всех людей.

      Политическое  и правовое учение Томаса Гоббса находится  в русле теорий естественного  права и договорного происхождения  политической власти. Причину возникновения политической власти и государства он связывал с природой, качествами человека как разумного существа, но в то же время глубоко эгоистичного, наделенного такими естественными страстями, как властолюбие, жажда богатства и удовольствий. В отличие от Г.Гроция, Гоббс считал основным качеством человека не стремление к общению, а эгоизм и индивидуализм. Люди, пребывая в естественном состоянии, из-за своих эгоистических страстей не способны сохранить мир, стоят перед угрозой взаимоистребления. Однако разум, инстинкты самосохранения и страха смерти порождают стремление выйти из состояния «войны всех против всех». Как следствие этого создается «общая власть», которая должна обеспечить мир и гарантировать человеку жизнь, безопасность, направляя его действия к общему благу.

                                                                        7. 

                  Глава 2. Договорное происхождение

                        политической  власти

      Идею оправдания государства через разум и сознание Гоббс развивал с помощью концепции договорного происхождения политической власти. Государство, считал он, возникает на основе договора. Договорное учение о государстве было направлено против  феодально-теологических трактовок (патриархальной, монархии божьей милостью и др.) и в целом соответствовало капиталистическим отношениям, универсальной юридической формой которых, как известно, выступает договор, контракт. С государства был снят ореол мистицизма; оно стало рассматриваться как один из многочисленных результатов правового соглашения – контракта как продукта человеческих действий.

      Договор как основа возникновения государства в теории Гоббса является своеобразным согласием подвластных, признающих политическую власть. Другой системообразующий признак государства, выделенный Гоббсом, - политическая власть, организованная как единый субъект. Отсюда определение государства: «Государство есть единое лицо,  ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и  средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и защиты». Тот, кто выступает носителем политической власти, называется сувереном, о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным. Таким образом, возникают отношения господства и подчинения, т.е. политическое состояние. Так, по Гоббсу, образуется «политическое тело».

                                                                        8. 

      Его носитель – суверен – обладает верховной властью по отношению к подданным. «Суверенная власть, - подчеркивает Гоббс, -  есть душа государства».

      Среди полномочий суверена Гоббс специально выделяет такие,  как становление законов, наказание нарушителей законов, объявление  войны и заключение мира, отправление правосудия,  установление законов о собственности,  учреждение системы органов, запрещение вредных учений, ведущих к нарушению мира  и т.д.  Однако этим полномочия суверена не ограничиваются, так как перечисленными  правами, согласно Гоббсу, подразумеваются и другие права, которые необходимы для осуществления задач государства.

      Верховная власть в любой форме государства (демократии, аристократии или монархии) носит, согласно учению Гоббса, абсолютный характер: она «так обширна, как только это можно себе представить».

      Касаясь вопроса об обязанностях суверена, Гоббс замечает, что обязанности суверена (будь то монарх или собрание) определяются той целью, ради которой он был облечен верховной властью, а именно целью обеспечения безопасности народа, к чему он обязывается естественным законом и за что он отвечает перед Богом, творцом этого закона, и ни перед кем другим.

      Гоббс вместе с тем считает, что имеются  некоторые неотчуждаемые (естественные)  права человека. Это право сопротивления тем, кто посягает на человеческую жизнь и здоровье, кто хочет наложить на него оковы или заключить в тюрьму. Так, никакой договор не может обязать человека  обвинять себя и сознаваться в предъявляемом обвинении, убить или ранить себя или

                                                                        9. 

другого, воздерживаться от пищи, пользования водой и воздухом, употребления лекарств и других необходимых  для жизни вещей. Подданный свободен не повиноваться приказам суверена выполнить подобные действия, если, подчеркивает Гоббс, наш отказ в повиновении в подобных случаях не подрывает ту цель, ради которой была установлена верховная власть.

      Нормальным, здоровым государством Гоббс считал такое, в котором обеспечены право  человека на жизнь, безопасность, справедливость и благоденствие. Под этим углом зрения и определяются качества политической власти, ее права и способности. Критериями определения полномочий верховной власти для Гоббса являлось прежде всего ее способность преодолеть «войну всех против всех», экстремальные состояния общества. Поэтому верховная власть должна быть «так обширна, как только можно ее представить». В этой связи Гоббс решительно отвергал концепцию разделения властей как разделения суверенитета между борющимися группировками, партиями и классами.

            Глава 3. Концепция политического абсолютизма

      Отстаивая единство верховной власти и неделимость  суверенитета, Гоббс в то же время  признавал другой аспект теории разделения властей, а именно: необходимость  распределения компетенции в  осуществлении власти и управления, своеобразное  разделение труда в государственном механизме как гарантию упорядоченности и контроля. Гоббс выдвигал концепцию политического (государственного) абсолютизма, покоящегося на «рационально-бюрократических»  принципах властвования и управления. Указанные свойства политической власти (суверенитет, единство, абсолютизм) Гоббс считал общими и существенными для

                                                                        10. 

всех форм государства, как монархических, так  и республиканских. Тем не менее, симпатии Гоббса принадлежат монархии, которая, на его взгляд, наиболее приспособлена для осуществления главной цели государства – обеспечения мира и безопасности народа. Это – одна из ведущих теорем его политической геометрии.

                  Глава 4. Переход человека в политическое

                              состояние

      Осуществление естественно-правовых законов о мире, эквиваленте, равенстве, договоре, справедливости, собственности Гоббс связывал с переходом человека в политическое состояние. По его теории, государственная власть нужна для того, чтобы принудить людей к  выполнению соглашений. В юридическом плане переход к политическому состоянию выражается в том, что естественные законы конкретизируются в форме позитивного («гражданского») законодательства, издаваемого государственной властью. Естественные законы, по Гоббсу, не являются лишь внешне обязывающими предписаниями действий и поступков. Они указывают, что  в человеческих действиях соответствует разуму, а что противоречит ему. Следовательно, естественные законы содержат оценки хорошего и плохого, справедливого и несправедливого. Иначе говоря, эти законы есть взаимосвязь юридической и моральной сфер.

Информация о работе Государство и его функции в социальной философии Томаса Гоббса