Государственно-правовые взгляды Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 00:32, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является рассмотрение взглядов Аристотеля на государство и право, выявление основных элементов государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 АРИСТОТЕЛЬ О ГОСУДАРСТВЕ 3
2 АРИСТОТЕЛЬ О ПРАВЕ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Работа содержит 1 файл

АРИСТОТЕЛЬ.docx

— 37.49 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 2

1 АРИСТОТЕЛЬ  О ГОСУДАРСТВЕ 3

2 АРИСТОТЕЛЬ  О ПРАВЕ 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из характерных черт научной деятельности Аристотеля является её многогранность. Своими трудами  Аристотель обогатил почти все существовавшие в его время отрасли науки. Государство и общество не остались вне поля зрения философа. Главное  место среди его произведений, посвящённых изучению государства  и общества, занимает трактат «Политика».

Не может быть сомнения в том, что даже чисто теоретические  построения античных мыслителей, вроде  «Государства» и «Законов» Платона  или тех проектов, которые рассматриваются  во второй книге «Политики», в большей  или меньшей степени связаны  с реальной жизнью греческих полисов, что и даёт право современным  исследователям использовать названные  сочинения как источники для  уяснения некоторых сторон бытия  этих полисов.

Выбранную мной тему исследовали  разные учёные, однако следует остановиться только на некоторых из них. Так, Блинников  А. К. в своей работе рассмотрел деятельность Аристотеля. В работе Доватура А. освящены виды государственного устройства по Аристотелю, проблемы права.

Целью данного реферата является рассмотрение взглядов Аристотеля на государство и право, выявление  основных элементов государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 АРИСТОТЕЛЬ О ГОСУДАРСТВЕ

 

Аристотель в своём  творчестве предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана  с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов).

В трактате Аристотеля «Политика» общество и государство по существу не различаются.

Государство предстаёт в  его сочинении как естественный и необходимый способ существования  людей – «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования». А «общение, естественным путем возникшее для удовлетворения повседневных надобностей, есть семья», – утверждает Аристотель.

Для Аристотеля государство  представляет собой некое целое и единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку «сделать государство чрезмерно единым». Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству, например предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, приводит к уничтожению государства.

Государство, замечает Аристотель, понятие сложное. По своей форме  оно представляет собой известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. С этого угла зрения речь идёт уже не о таких первичных элементах государства, как индивид, семья и т. д., а о гражданине. Определение государства как формы зависит от того, кого же считать гражданином, т. е. от понятия гражданина. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства.

Государство же есть достаточная  для самодовлеющего существования  совокупность граждан.

По Аристотелю, человек  — политическое существо, т.е. социальное, и он несёт в себе инстинктивное  стремление к «совместному сожительству». Человека отличает способность к  интеллектуальной и нравственной жизни, «человек по природе своей есть существо политическое». Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи — муж и жена, родители и дети. Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство.

Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками элементов государства. Он понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоев общества. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества1. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда жизни неуёмна, то неуемно и стремление к средствам утоления этой

Ставя всё на службу чрезмерной личной наживы, «люди первой категории» попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо.

Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина в свою очередь — совершенность государства. При этом природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Эта глубокая идея характеризуется так: совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.

Аристотель выделяет следующие  элементы государства:

  • единая территория (которая должна быть небольшой по размеру);
  • коллектив граждан (гражданином является тот, кто участвует в законодательной и судебной власти);
  • единый культ;
  • армия;
  • общий запас;
  • единые представления о справедливости.

«Уяснив, из каких элементов  состоит государство, мы должны

прежде всего сказать об организации семьи. Остановимся, прежде всего, на господине и рабе и посмотрим на их взаимоотношения с точки зрения практической пользы».

Аристотель выделял три  вида общения в семье:

  • власть мужа над женой;
  • власть отца над детьми;
  • власть домовладыки над рабами.

Рабство одинаково полезно  и рабу и господину. При этом «власть

господина над рабом, как  основанная на насилии, несправедлива».

Аристотель достаточно гибкий мыслитель, чтобы не определять однозначно принадлежность к государству именно тех, а не иных лиц. Он прекрасно понимает, что положение человека в обществе определяется собственностью. Поэтому  он критикует Платона, который в  своей утопии уничтожает частную  собственность у высших классов, специально подчеркивая, что общность имуществ невозможна. Она вызывает недовольство и ссоры, снижает заинтересованность в труде, лишает человека «естественного» наслаждения владением, и т.д.

Таким образом, Аристотель оправдывает  частную собственность. «Частная собственность, – говорит Аристотель, – коренится  в природе человека, в его собственной  любви к себе». Собственность  должна быть общей только в относительном  смысле, а вообще частной: «К тому, что  составляет предмет владения очень  большого числа людей, прилагается  наименьшая забота». Люди заботятся  более всего о том, что принадлежит  лично им.

Рассмотрение различных  теорий государственных устройств  Аристотель начинает с анализа проекта  Платона. Он особо подчёркивает трудность  осуществления этого проекта  на практике, подвергая критике теоретическую  позицию Платона – его стремление ввести в государство полное единство, не считаясь с реально существующей множественностью. В «Законах» Платона  Аристотель находит произвольные утверждения, а в некоторых случаях непродуманные  положения, грозящие при проведении их в жизнь теми или иными затруднениями  и нежелательными результатами.

Государственное устройство (politeia) – это распорядок в области организации государственных должностей вообще, и в первую очередь верховной власти: верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления (politeyma), а последний и есть государственное устройство. «Я имею в виду, например, то, что в демократических государствах верховная власть – в руках народа; в олигархиях, наоборот, в руках немногих; поэтому и государственное устройство в них мы называем различным».

Информация о работе Государственно-правовые взгляды Аристотеля