Гносеология - философское учение о познании

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:00, контрольная работа

Описание работы

1. Процесс познания как движение мысли от «живого созерцания» к абстрактному мышлению и от него к практике.
2. Живое созерцание», или чувственное познание, его особенности, формы и роль в процессе познания.
3. Абстрактно-мысленное постижение мира, его особенности, формы и роль в познании.
4. Интуитивное познание.
5. Сенсуализм, рационализм, интуитивизм, как гносеологические установки.

Работа содержит 1 файл

Гносеология - философское учение о познании».docx

— 22.82 Кб (Скачать)

Как специфической феномен  познания понятие интуиции многозначно.

Мы понимаем, под интуицией  интеллектуальную интуицию, позволяющую  проникать в сущность вещей.

И еще одна чрезвычайно  важная черта свойственна интуиции - ее непосредственность. Непосредственным знанием (в отличие от опосредованного) принято называть такое, которое  не опирается на логическое доказательство. Интуиция является непосредственным знанием  только в том отношении, что в  момент выдвижения нового положения  оно не следует с логической необходимостью из существующего чувственного опыта  и теоретических построений

Таким образом, можно сказать, что интуиция - это способность  постижения истины путем прямого  ее усмотрения без обоснования с  помощью доказательства.

Но все вышеизложенное демонстрирует, по крайней мере, еще  две черты, свойственные интуиции: внезапность  и неосознанность.

Интуиция подразделяется на несколько видов. Выделяются такие  виды интуиции, как техническая, научная, обыденная, врачебная, художественная и пр.

По характеру новизны  интуиция бывает стандартизированной  и эвристической. Первую из них называют интуицией-редукцией (применяется определенная матрица-схема).

Эвристическая (творческая) интуиция существенно отличается от стандартизированной: она связана  с формированием нового знания, новых  гносеологических образов.

5. Сенсуализм, рационализм,  интуитивизм, как гносеологические  установки

Дилемма сенсуализма и  рационализма существовала на протяжении всей истории философии. Сенсуализм представляли Эпикур, Локк, Гоббс, Беркли и др., рационализм - Декарт, Спиноза, Лейбниц, Шеллинг и др. Первые считали  главными формами познания чувственно-сенситивные  формы, пытались редуцировать все содержание познания к данным, полученным органами чувств. Основное положение сенсуализма: « Нет ничего в знании, чего первоначально не было в ощущениях». Представители рационализма, наоборот, обособляли абстрактное мышление от чувственно-сенситивной способности человека, рассматривали результаты чувственного отражения как несовершенные, вероятностные, не дающие истинного знания, а результаты абстрактного мышления - как имеющие всеобщий и необходимый, а при строгом следовании законам логики - и истинный характер. Историческая дилемма «либо чувства, либо абстрактное мышление» снимается в синтезе чувственно-сенситивного и абстрактно-мысленного отражения действительности. Последовательное проведение данного положения становится возможным благодаря обращению к практике, к деятельностно-активному отношению человека к миру.

Интуитивизм как гносеологическая установка занимает особое положение. Рассмотрение вопроса о возможном  механизме и компонентах интуиции позволяет увидеть, что интуиция не сводима ни к чувственно-сенситивному, ни к абстрактно-логическому познанию; в ней имеются и те и другие формы познания, но имеется и нечто, выходящее за эти рамки и не позволяющее редуцировать ее ни к  той, ни к другой форме; она дает новое  знание, не достижимое никакими другими  средствами.

Современная гносеология  не ограничивается отношением «индивид-природа», а берет сложную систему «индивид-общество-природа». С этой точки зрения утверждается гносеологический оптимизм, несовместимый  с агностической трактовкой познавательных способностей человека.


Информация о работе Гносеология - философское учение о познании