Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:00, контрольная работа
1. Процесс познания как движение мысли от «живого созерцания» к абстрактному мышлению и от него к практике.
2. Живое созерцание», или чувственное познание, его особенности, формы и роль в процессе познания.
3. Абстрактно-мысленное постижение мира, его особенности, формы и роль в познании.
4. Интуитивное познание.
5. Сенсуализм, рационализм, интуитивизм, как гносеологические установки.
Как специфической феномен познания понятие интуиции многозначно.
Мы понимаем, под интуицией интеллектуальную интуицию, позволяющую проникать в сущность вещей.
И еще одна чрезвычайно важная черта свойственна интуиции - ее непосредственность. Непосредственным знанием (в отличие от опосредованного) принято называть такое, которое не опирается на логическое доказательство. Интуиция является непосредственным знанием только в том отношении, что в момент выдвижения нового положения оно не следует с логической необходимостью из существующего чувственного опыта и теоретических построений
Таким образом, можно сказать, что интуиция - это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
Но все вышеизложенное демонстрирует, по крайней мере, еще две черты, свойственные интуиции: внезапность и неосознанность.
Интуиция подразделяется на несколько видов. Выделяются такие виды интуиции, как техническая, научная, обыденная, врачебная, художественная и пр.
По характеру новизны интуиция бывает стандартизированной и эвристической. Первую из них называют интуицией-редукцией (применяется определенная матрица-схема).
Эвристическая (творческая) интуиция существенно отличается от стандартизированной: она связана с формированием нового знания, новых гносеологических образов.
5. Сенсуализм, рационализм,
интуитивизм, как
Дилемма сенсуализма и рационализма существовала на протяжении всей истории философии. Сенсуализм представляли Эпикур, Локк, Гоббс, Беркли и др., рационализм - Декарт, Спиноза, Лейбниц, Шеллинг и др. Первые считали главными формами познания чувственно-сенситивные формы, пытались редуцировать все содержание познания к данным, полученным органами чувств. Основное положение сенсуализма: « Нет ничего в знании, чего первоначально не было в ощущениях». Представители рационализма, наоборот, обособляли абстрактное мышление от чувственно-сенситивной способности человека, рассматривали результаты чувственного отражения как несовершенные, вероятностные, не дающие истинного знания, а результаты абстрактного мышления - как имеющие всеобщий и необходимый, а при строгом следовании законам логики - и истинный характер. Историческая дилемма «либо чувства, либо абстрактное мышление» снимается в синтезе чувственно-сенситивного и абстрактно-мысленного отражения действительности. Последовательное проведение данного положения становится возможным благодаря обращению к практике, к деятельностно-активному отношению человека к миру.
Интуитивизм как гносеологическая
установка занимает особое положение.
Рассмотрение вопроса о возможном
механизме и компонентах
Современная гносеология
не ограничивается отношением «индивид-природа»,
а берет сложную систему «
Информация о работе Гносеология - философское учение о познании