Гносеология - философское учение о познании

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:00, контрольная работа

Описание работы

1. Процесс познания как движение мысли от «живого созерцания» к абстрактному мышлению и от него к практике.
2. Живое созерцание», или чувственное познание, его особенности, формы и роль в процессе познания.
3. Абстрактно-мысленное постижение мира, его особенности, формы и роль в познании.
4. Интуитивное познание.
5. Сенсуализм, рационализм, интуитивизм, как гносеологические установки.

Работа содержит 1 файл

Гносеология - философское учение о познании».docx

— 22.82 Кб (Скачать)

Тема: «Гносеология - философское  учение о познании»

 Задание 1.

Абстракция - отвлеченное  понятие, теоретическое обобщение  опыта.

Агностицизм - учение о реальности недоступных познанию вещей.

Восприятие - целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения.

Герменевтика - направление  в философии, которое исследует  теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания.

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления.

Гносеология - философская  теория познания.

Заблуждение - знание, не соответствующее  своему предмету, не совпадающее с  ним.

Глупость - умственная ограниченность, неспособность к здравому рассуждению; неумный поступок; неумное высказывание, неумная мысль без проверки.

Знание - результаты познания, научные сведения.

Незнание - область преимущественно  рационального планирования познавательной деятельности.

Интуиция - это непосредственное неосознанно полученное знание.

Иррационализм - философское  учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным родом  познания интуицию, чувство, инстинкт и т.п.

Истина - знание, соответствующее  своему предмету, совпадающее с ним.

Категория - общее понятия, отражающее наиболее существенные связи  и отношения реальной действительности и познания.

Критерий истины - объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой  и независимостью содержания истинного  знания от отдельных людей.

Метод - способ познания.

Методология - учение о методах.

Моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения  их характеристик на другом объекте - модели, которая представляет собой  аналог того или иного фрагмента  действительности.

Наблюдение - целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающиеся  в основном на данные органов чувств.

Наука - выработка и теоретическая  систематизация знания.

Объект - то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира.

Субъект - познающий и действующий  человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания.

Парадигма - совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию.

Парадокс - это неожиданное  высказывание, апория - это затруднение, недоумение, трудноразрешимая задача.

Понимание - постижение смысла того или иного явления, его места  в мире, его функции в системе  целого.

Предметная область - множество  объектов, рассматриваемых в пределах данного контекста.

Представление - это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека и потом восстанавливаются по сохранившимся в мозгу связям.

Рационализм - направление  в философии, согласно которому основой  как бытия, так и познания является разум.

Рефлексия - размышление о  своем внутреннем состоянии, самоанализ.

Редукция - переход, сведение сложного к простому.

Сенсуализм - философское  направление, признающее ощущения, восприятия единственным источником познания.

Скептицизм теория - философское  направление, подвергающее сомнению возможность  познания объективной действительности.

Факт - явление материального  или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства отношения.

Эксперимент - активное и  целенаправленное вмешательство в  протекание изучаемого процесса, соответствующее  изменение объекта или его  воспроизведение в специально созданных  и контролируемых условиях.

Эмпирический - 1. Прил. к «эмпиризм», свойственный эмпиризму.

2. Прил. к «эмпирия», опытный,  данный в опыте.

Эмпиризм - философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение понятий, теоретических обобщений при  изучении отдельных фактов, явлений.

Эпистема - структура, существенно  обусловливающая возможность определенных взглядов, концепций, научных теорий и собственно наук в тот или  иной исторический период.

Эпистемология - то же, что  теория познания.

Задание второе

Познавательный процесс  как единство чувственного и абстрактно мысленного (сочинение)

1. Процесс познания как  движение мысли от «живого  созерцания» к абстрактному мышлению  и от него к практике.

В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени: чувственное отражение действительности и рациональное отражение. Затем, когда  все больше прояснялось, что у  человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали  приходить к мнению, что ступенями (или уровнями, этапами) познания являются эмпирическое и теоретическое, а  чувственное и рациональное - это  способности, на базе которых формируются  эмпирическое и теоретическое.

С нашей точки зрения, такое  представление более адекватно  реальной структуре познавательной деятельности, однако оно нуждается  в дальнейшей конкретизации и  терминологическом уточнении. При  таком подходе не замечается еще  один, причем исходный уровень познания - «живое созерцание»; этот этап познания оказывается не выделенным из эмпирического. Между тем живое созерцание имеет  место при обыденном и художественном познании, в то время как эмпирический уровень характерен только для особого  вида познавательной деятельности - научного познания. Да и научное познание невозможно без опоры на живое  созерцание.

Живое созерцание - это скорее не познавательная способность, а результат  реализации этих способностей или сам  процесс познания указанной стороны  объектов [7].

Процесс познания во всех своих  существенных моментах связан с практикой.

Практика - это основа формирования и развития познания на всех его  ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания [1].

Таким образом, познавательное и практическое взаимосвязаны, друг без друга не существуют.

2. «Живое созерцание»,  или чувственное познание, его  особенности, формы и роль в  процессе познания

Чувственное познание (или  «живое созерцание») осуществляется посредством  органов чувств - зрения, слуха, осязания и др., которые у человека есть «продукты всемирной истории», а  не только биологической эволюции.

Кроме того, у человека имеются  возможности для значительного  расширения диапазона чувствительности. Во-первых, это изготовление и применение приборов, позволяющих воспринимать рентгеновские лучи, магнитные поля и пр., т.е. то, что в повседневной практике не требуется воспринимать и что не характеризует его  уже только как биологическое  существо. Во-вторых, это мышление, мыслительная деятельность человека, обладающая по сути дела, неограниченными возможностями  для познания объективной действительности. Мысль стала направлять органы чувств на отражение таких сторон, которые  в других ситуациях не могли стать  объектом отражения.

Будучи моментом чувственно-предметной деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех формах: ощущения, восприятие, представление.

 

Ощущения представляют собой  отражение в сознании человека отдельных  сторон, свойств предметов и явлений  материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно  воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные (играющие наиболее важную роль), слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные. В зависимости  от других оснований выделяют ощущения тактильные (ощущения прикосновения), температурные, болевые, вибрационные, ощущения равновесия, ускорения и  др. Ощущения, как правило, выступают  в качестве компонента более сложного образа - восприятия.

Восприятие - это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех сторон, синтез данных отдельных ощущений [7]. При этом восприятие не сводится к суме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Среди последних наиболее важными считаются предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.

Следует иметь в виду, что  восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта, от его прошлого опыта: при восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Кроме  того, содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком  задачей и мотивами его деятельности. Из видов восприятий чаще всего выделяют восприятие пространства, времени и  движения.

Представление - это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относят образы памяти , образы воображения и др. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных, случайных.

Для живого созерцания в целом  характерно отражение внешнего мира в наглядной форме, наличие непосредственной связи человека с реальной действительностью, отражение преимущественно внешних  сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на основе первоначального  обобщения чувственных данных.

В заключение отметим, что  роль чувственного отражения действительности в обеспечении всего человеческого  познания очень значительна:

-органы чувств являются  единственным каналом, который  непосредственно связывает человека  с внешним предметным миром;

- без органов чувств  человек не способен вообще  ни к познанию, ни к мышлению;

- потеря части органов  чувств затрудняет, осложняет познание, но не перекрывает его возможности;

- рациональное базируется  на анализе того материала,  которые дают нам органы чувств;

- регулирование предметной  деятельности осуществляется, прежде  всего, с помощью информации, получаемой  органами чувств;

 

- органы чувств дают  тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым,  чтобы многостороннее познать  объекты, чтобы развивать научное  знание.

3. Абстрактно-мысленное постижение  мира, его особенности, формы и  роль в познании

Значение способности  человека к чувственному отражению  действительности велико. Но ее сила является и ее слабостью: человек остается привязанным к конкретной ситуации. Хотя он и может ориентироваться  в окружающей обстановке, все же этого недостаточно, чтобы преобразовывать  природу, предметы окружающего мира в своих интересах.

В связи с этим возникает  потребность в отграничении того, что свойственно объектам самим  по себе, от того, что связано с  состоянием человеческого организма. Все это требовало, в свою очередь, развития способностей к свободным  представлениям, к выходу за рамки  непосредственно данной в органах  чувств ситуации.

Практическая, трудовая деятельность и в этом случае оказалась основой  процесса перерастания сенситивной  способности в новую, связанную  с зачатками разума. Так, трудовые операции требовали все большего умения отчленять, т.е. абстрагировать одни признаки вещей от других.

Большую роль в развитии способности  к абстракциям сыграло возникновение  и формирование языка в целях  общения.

Итак, благодаря выработке  способности к свободным представлениям, связанным со словом, способность  к сопоставлению представлений, их анализу, выделению общих признаков  предметов и их синтезу, стало  возможным формирование особого  рода представлений.

Исходной и ведущей  формой абстрактно-мысленного отражения  объектов является понятие. Понятие - форма  мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в  их определениях [1]. Сами понятия подлежат обобщению. В научном познании функционируют  частнонаучные, общенаучные и всеобщие (философские) понятия. Понятия выражаются в языковой форме - в виде отдельных  слов.

Наряду с понятиями  абстрактно-мысленная способность  человека включает и другие формы  рационального освоения действительности, такие как, суждение и умозаключение. Суждение - это форма мысли, в которой  посредств понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо.

Понятие и суждение выступают  «кирпичиками» для построения умозаключений, которые представляют собой моменты  движения мышления от одних суждений и понятий к другим, выражают процесс  получения новых результатов  в познании. Умозаключение - рассуждения, в ходе которых логически выводится  новое суждение (заключение или вывод).

Итак, можно выделить следующие  черты, отличающие способность к  абстрактному мышлению от чувственно-сенситивного отражения действительности:

- способность к отражению  общего в предметах; 

- способность к отражению  существенного в предметах;

-способность к конструированию  на основе познания сущности  предметов понятий-идей, подлежащих  опредмечиванию;

- опосредованное познание  действительности - как через посредство  сенситивного отражения, так и  с помощью рассуждений, умозаключений  благодаря применению приборов.

4. Интуитивное познание

В получении нового знания, важное место занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление  движения.

Интуиция как специфический  познавательный процесс, непосредственно  продуцирующий новое знание, выступает  столь же всеобщей, свойственной всем людям способностью, как и чувства, и абстрактное мышление.

Человеческая культура знает  немало случаев, когда ученый, конструктор, художник или музыкант достигали  принципиально нового в своей  области как бы путем «озарения», «по наитию».

С действием интуиции связаны  и крупнейшие достижения теоретической  науки.

Немаловажное значение имеет  интуиция в сфере философского познания. С интуицией связывают идею силлогизмов  Аристотеля, идею соединения философии  и математики Р.Декарта и др.

Информация о работе Гносеология - философское учение о познании