Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:00, контрольная работа
1. Процесс познания как движение мысли от «живого созерцания» к абстрактному мышлению и от него к практике.
2. Живое созерцание», или чувственное познание, его особенности, формы и роль в процессе познания.
3. Абстрактно-мысленное постижение мира, его особенности, формы и роль в познании.
4. Интуитивное познание.
5. Сенсуализм, рационализм, интуитивизм, как гносеологические установки.
Тема: «Гносеология - философское учение о познании»
Задание 1.
Абстракция - отвлеченное понятие, теоретическое обобщение опыта.
Агностицизм - учение о реальности недоступных познанию вещей.
Восприятие - целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения.
Герменевтика - направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания.
Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления.
Гносеология - философская теория познания.
Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним.
Глупость - умственная ограниченность, неспособность к здравому рассуждению; неумный поступок; неумное высказывание, неумная мысль без проверки.
Знание - результаты познания, научные сведения.
Незнание - область преимущественно рационального планирования познавательной деятельности.
Интуиция - это непосредственное неосознанно полученное знание.
Иррационализм - философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т.п.
Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Категория - общее понятия, отражающее наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания.
Критерий истины - объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей.
Метод - способ познания.
Методология - учение о методах.
Моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте - модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности.
Наблюдение - целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающиеся в основном на данные органов чувств.
Наука - выработка и теоретическая систематизация знания.
Объект - то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира.
Субъект - познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания.
Парадигма - совокупность убеждений,
ценностей, технических средств, принятых
научным сообществом и
Парадокс - это неожиданное высказывание, апория - это затруднение, недоумение, трудноразрешимая задача.
Понимание - постижение смысла того или иного явления, его места в мире, его функции в системе целого.
Предметная область - множество объектов, рассматриваемых в пределах данного контекста.
Представление - это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека и потом восстанавливаются по сохранившимся в мозгу связям.
Рационализм - направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.
Рефлексия - размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
Редукция - переход, сведение сложного к простому.
Сенсуализм - философское направление, признающее ощущения, восприятия единственным источником познания.
Скептицизм теория - философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности.
Факт - явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства отношения.
Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.
Эмпирический - 1. Прил. к «эмпиризм», свойственный эмпиризму.
2. Прил. к «эмпирия», опытный, данный в опыте.
Эмпиризм - философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение понятий, теоретических обобщений при изучении отдельных фактов, явлений.
Эпистема - структура, существенно
обусловливающая возможность
Эпистемология - то же, что теория познания.
Задание второе
Познавательный процесс как единство чувственного и абстрактно мысленного (сочинение)
1. Процесс познания как
движение мысли от «живого
созерцания» к абстрактному
В недалеком прошлом считалось,
что познание имеет две ступени:
чувственное отражение
С нашей точки зрения, такое
представление более адекватно
реальной структуре познавательной
деятельности, однако оно нуждается
в дальнейшей конкретизации и
терминологическом уточнении. При
таком подходе не замечается еще
один, причем исходный уровень познания
- «живое созерцание»; этот этап познания
оказывается не выделенным из эмпирического.
Между тем живое созерцание имеет
место при обыденном и
Живое созерцание - это скорее не познавательная способность, а результат реализации этих способностей или сам процесс познания указанной стороны объектов [7].
Процесс познания во всех своих существенных моментах связан с практикой.
Практика - это основа формирования и развития познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания [1].
Таким образом, познавательное и практическое взаимосвязаны, друг без друга не существуют.
2. «Живое созерцание», или чувственное познание, его особенности, формы и роль в процессе познания
Чувственное познание (или «живое созерцание») осуществляется посредством органов чувств - зрения, слуха, осязания и др., которые у человека есть «продукты всемирной истории», а не только биологической эволюции.
Кроме того, у человека имеются возможности для значительного расширения диапазона чувствительности. Во-первых, это изготовление и применение приборов, позволяющих воспринимать рентгеновские лучи, магнитные поля и пр., т.е. то, что в повседневной практике не требуется воспринимать и что не характеризует его уже только как биологическое существо. Во-вторых, это мышление, мыслительная деятельность человека, обладающая по сути дела, неограниченными возможностями для познания объективной действительности. Мысль стала направлять органы чувств на отражение таких сторон, которые в других ситуациях не могли стать объектом отражения.
Будучи моментом чувственно-предметной деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех формах: ощущения, восприятие, представление.
Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные (играющие наиболее важную роль), слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные. В зависимости от других оснований выделяют ощущения тактильные (ощущения прикосновения), температурные, болевые, вибрационные, ощущения равновесия, ускорения и др. Ощущения, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа - восприятия.
Восприятие - это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех сторон, синтез данных отдельных ощущений [7]. При этом восприятие не сводится к суме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Среди последних наиболее важными считаются предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.
Следует иметь в виду, что восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта, от его прошлого опыта: при восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Кроме того, содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей и мотивами его деятельности. Из видов восприятий чаще всего выделяют восприятие пространства, времени и движения.
Представление - это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относят образы памяти , образы воображения и др. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных, случайных.
Для живого созерцания в целом
характерно отражение внешнего мира
в наглядной форме, наличие непосредственной
связи человека с реальной действительностью,
отражение преимущественно
В заключение отметим, что
роль чувственного отражения действительности
в обеспечении всего
-органы чувств являются
единственным каналом, который
непосредственно связывает
- без органов чувств человек не способен вообще ни к познанию, ни к мышлению;
- потеря части органов
чувств затрудняет, осложняет познание,
но не перекрывает его
- рациональное базируется
на анализе того материала,
которые дают нам органы
- регулирование предметной деятельности осуществляется, прежде всего, с помощью информации, получаемой органами чувств;
- органы чувств дают
тот минимум первичной
3. Абстрактно-мысленное
Значение способности человека к чувственному отражению действительности велико. Но ее сила является и ее слабостью: человек остается привязанным к конкретной ситуации. Хотя он и может ориентироваться в окружающей обстановке, все же этого недостаточно, чтобы преобразовывать природу, предметы окружающего мира в своих интересах.
В связи с этим возникает потребность в отграничении того, что свойственно объектам самим по себе, от того, что связано с состоянием человеческого организма. Все это требовало, в свою очередь, развития способностей к свободным представлениям, к выходу за рамки непосредственно данной в органах чувств ситуации.
Практическая, трудовая деятельность и в этом случае оказалась основой процесса перерастания сенситивной способности в новую, связанную с зачатками разума. Так, трудовые операции требовали все большего умения отчленять, т.е. абстрагировать одни признаки вещей от других.
Большую роль в развитии способности
к абстракциям сыграло
Итак, благодаря выработке
способности к свободным
Исходной и ведущей формой абстрактно-мысленного отражения объектов является понятие. Понятие - форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях [1]. Сами понятия подлежат обобщению. В научном познании функционируют частнонаучные, общенаучные и всеобщие (философские) понятия. Понятия выражаются в языковой форме - в виде отдельных слов.
Наряду с понятиями
абстрактно-мысленная
Понятие и суждение выступают «кирпичиками» для построения умозаключений, которые представляют собой моменты движения мышления от одних суждений и понятий к другим, выражают процесс получения новых результатов в познании. Умозаключение - рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод).
Итак, можно выделить следующие черты, отличающие способность к абстрактному мышлению от чувственно-сенситивного отражения действительности:
- способность к отражению общего в предметах;
- способность к отражению существенного в предметах;
-способность к
- опосредованное познание
действительности - как через посредство
сенситивного отражения, так и
с помощью рассуждений,
4. Интуитивное познание
В получении нового знания, важное место занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление движения.
Интуиция как специфический познавательный процесс, непосредственно продуцирующий новое знание, выступает столь же всеобщей, свойственной всем людям способностью, как и чувства, и абстрактное мышление.
Человеческая культура знает немало случаев, когда ученый, конструктор, художник или музыкант достигали принципиально нового в своей области как бы путем «озарения», «по наитию».
С действием интуиции связаны и крупнейшие достижения теоретической науки.
Немаловажное значение имеет интуиция в сфере философского познания. С интуицией связывают идею силлогизмов Аристотеля, идею соединения философии и математики Р.Декарта и др.
Информация о работе Гносеология - философское учение о познании