Глобальные проблемы современности: философские аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2010 в 13:11, доклад

Описание работы

ПЕРВАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА наших дней — все еще сохраняющаяся УГРОЗА ТЕРМОЯДЕРНОГО ПОЖАРА. Призрак «судного дня», «омницида», уничтожения всех и вся еще бродит по планете. Возможности возникновения «всесжигающего пламени» и последующей «ядерной зимы» отнюдь не абстрактны, у них есть зримые черты

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 26.41 Кб (Скачать)

Разумеется, всплеск  «этничности», националистических страстей продолжают сотрясать человеческий род, но, думается, что это — уродливый  зигзаг истории. Есть основания предполагать, что он недолговечен. Устремленность к единству будет довлеть. Полифония  самобытного и общечеловеческого, их оптимальная связь пробьет  себе дорогу.

ШЕСТАЯ ПРЕДПОСЫЛКА (последняя по счету,, но не по значимости) — НАМЕЧАЮЩИЕСЯ ПРОРЫВЫ В ОБЛАСТИ  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОИСКА. Иногда даже говорят, что мы — в преддверии интеллектуальной революции. Речь идет о поиске и нахождении новой парадигмы  мышления, не исключающей противоречий, но обращающей внимание на комплиментарность, взаимодополнительность идей, их интегрирование в многомерную целостность.

Завершая обозрение  предпосылок преодоления глобальных кризисных коллизий, скажем о необходимости  конструирования глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих всечеловеческую солидарность. Мудрость и совесть выше прямолинейных  истин сухо-рационального знания. Знание, не облагороженное вечными  ценностями, не помноженное на идею блага, не утверждающее справедливость, может привести к всеобщей гибели. Без этики человеческой солидарности угрозы не смогут быть отведены, а надеждам не суждено будет осуществиться. Таковы основания для выхода из глобального  кризиса, в который мы погружены.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.

Все то, что уже  сказано об обществе и его развитии, дает нам основание рассмотреть  проблемы современного этапа эволюции этой глобальной системы. В наши дни  этот этап называют по-разному: научно-технической  революцией, технологической революцией, информационной, компьютерной, телекоммуникационной и т. д. Дело не в терминах, а в  существе процесса, происходящего в  обществе, которое с 70-х гг. XX в. чаще всего называют постиндустриальным.

Эти дефиниции (определения) относятся в основном к западной и японской цивилизациям, хотя определенные черты подобных процессов просматриваются  и в других общественных организмах. Главное здесь — РОСТ ЗНАЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА в  сравнении с веществом и энергией, которые до сих пор определяли темпы развития мировой цивилизации. Появление в 30-е гг. XX в. теории информации, а затем и кибернетики резко  стимулировало развитие компьютерной техники и технологии, что позволило  в корне изменить Производство.

Для философского анализа основное в данном процессе то, что ИЗМЕНИЛОСЬ ПОЛОЖЕНИЕ И  РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ, ЕГО ВЗАИМООТНОШЕНИЕ  С ПРИРОДОЙ И ТЕХНИКОЙ: появились  информационное общество и информационный человек, своеобразный коллективный интеллект  обитателей планеты. Кричать «ура!»  по этому поводу или не торопиться с восторгами? Во всяком случае не мешает прислушаться к высказываниям тех  современных мыслителей, которые  обеспокоены нынешним состоянием дел  в мировой цивилизации.

Так, Ортега-и-Гассет писал, что наш век глубоко  уверен в своих творческих способностях, но и не знает, что ему творить. Хозяин всего мира, он не хозяин самому себе. Он растерян среди изобилия. Обладая  большими средствами, большими знаниями, большей техникой, чем все предыдущие эпохи, наш век ведет себя, как  самый убогий из всех, плывет по течению.

Нобелевский лауреат  К. Лоренц еще четверть века назад  обозначил восемь «смертных грехов»  цивилизованного человечества, назвав среди них: перенаселенность планеты; опустошение жизненного пространства; безудержный рост производства и  потребления; разрыв традиции и вследствие этого глубокое отчуждение между  молодым и старым поколениями; научное  доктринерство; ядерное оружие.

Все названное  заставляет по-новому взглянуть на ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА как интегральный показатель уровня развития общества. При всех поражающих воображение успехах науки и  техники, создании огромного по масштабам  мира вещей и банков информации в  основном жизнь человека не стала  безопаснее и счастливее, здоровее и благополучнее. Более того, впереди  все ощутимее маячит призрак превращения  человека в слугу роботизированных компьютерных систем, что волнует  не только писателей-фантастов, но и  серьезных ученых, политиков.

Не случайно практически во всех современных  цивилизациях набирают силы КОНЦЕПЦИИ  ФУНДАМЕНТАЛИЗМА, сутью которых  является фанатичное стремление кардинально  изменить личность и общество в соответствии с высшими метафизическими представлениями  и заповедями. Парадокс этого явления  состоит еще и в том, что, отвергая многие ценности современного мира —  демократию, либерализм, автономию  личности и т. д., — фундаментаписты  охотно воспринимают и берут на вооружение все технико-технологические достижения компьютерной революции. Они готовы железной рукой загнать человечество в рай, устроенный, по их представлениям, на основе тоталитарной идеологии.

Многие философы, политологи и социологи не без  оснований полагают, что фундаментализм сегодня являет собой наибольшую угрозу для развития мирового сообщества.

Рост числа  техногенных катастроф, отказ, казалось бы, самой надежной космической техники  и т. п. заставляют еще раз вернуться  к оценке и переоценке системы  ценностей современного мира, вспомнить  этический принцип «благоговения  перед жизнью», сформулированный еще  в 1915 г. выдающимся мыслителем и гуманистом Альбертом Швейцером. Значение этого  принципа на рубеже XX-XXI вв. не только не уменьшилось, наоборот, колоссально  возросло. Реальности информационного  общества, новые угрозы и опасности, которые оно несет человеку и  человечеству, заставляют все более  и более обращаться к познанию механизмов стабилизации, обеспечению  устойчивого развития, минимизации  превращения в действительность возможных непредсказуемых процессов  и явлений.

В связи с  этим вспоминаются знаменитые слова  одного из величайших умов XX в. Альберта Эйнштейна. Его как-то спросили: чем  будут сражаться люди в третьей  мировой войне? Он ответил, что не знает, чем они будут сражаться  в третьей мировой войне, но точно  знает, что в четвертой мировой  войне сражаться будут дубинами.

При всех успехах  науки, техники, технологий главная  надежда все же связывается с  самим человеком, с его способностью познать то, что раньше называли провидением, а сегодня — законами истории и закономерностями развития общества, сделать все для того, чтобы предотвратить вселенскую катастрофу.

Подведем итоги. Общество — это сверхсложная система, включенная в суперсистему Космоса  и Земли и обладающая значительной спецификой в своем происхождении, функционировании и развитии. Источник ее развития представляет собой единство разных сил — природных, собственно социальных и духовных. Соотношение  их в ходе истории меняется и никогда  не может быть предсказано с абсолютной точностью.

Общество —  вероятностная система с еще  далеко не полностью реализованными потенциальными возможностями и  с закономерной непредсказуемостью многих событий. Есть основания полагать, что мировая цивилизация в  целом находится на рубеже, когда  необходимо без промедления решать глобальные проблемы современности  и определять новые горизонты  развития. Это заставляет по-новому взглянуть на процессы взаимодействия культур и цивилизаций, религий  и моральных учений, политических и экономических концепций.

Человечество  способно выжить, развиваться и эволюционировать при исключении насилия как пути решения всех проблем общества и  обеспечения права каждого человека и биосферы в целом на существование  в соответствии с их предназначением  и сущностью.

Список  литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://www.filreferats.ru

Информация о работе Глобальные проблемы современности: философские аспекты