Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2010 в 13:11, доклад
ПЕРВАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА наших дней — все еще сохраняющаяся УГРОЗА ТЕРМОЯДЕРНОГО ПОЖАРА. Призрак «судного дня», «омницида», уничтожения всех и вся еще бродит по планете. Возможности возникновения «всесжигающего пламени» и последующей «ядерной зимы» отнюдь не абстрактны, у них есть зримые черты
Глобальные проблемы современности: философские аспекты
Итак, ПЕРВАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА наших дней — все еще сохраняющаяся УГРОЗА ТЕРМОЯДЕРНОГО ПОЖАРА. Призрак «судного дня», «омницида», уничтожения всех и вся еще бродит по планете. Возможности возникновения «всесжигающего пламени» и последующей «ядерной зимы» отнюдь не абстрактны, у них есть зримые черты.
Действительно, договоры о сокращении стратегических ядерных арсеналов подписаны, молчаливо соблюдаются, но еще ни одним ядерным государством не ратифицированы, не приобрели статуса закона. Пока уничтожено лишь несколько процентов огромных ядерных запасов. Процесс ядерного разоружения может растянуться на неопределенно длительный срок. А только на территории США и бывшего СССР в середине 1995 г. насчитывалось около 25 тысяч ядерных боеголовок.
К тому же идет расползание
атомной технологии. Уже готовы к
производству ядерного оружия Индия, Пакистан,
ЮАР, Израиль и ряд других государств.
Нарастает опасность обладания
ядерным оружием
Сейчас вроде
бы уменьшилась опасность прямого
военного столкновения ядерных сверхдержав,
но при этом не исчезла, а даже увеличилась
угроза слепой технологической случайности
— «чернобыльского варианта». Кстати,
причина катастрофы на Припяти до
сих пор не установлена. Есть немало
версий, но они — еще не истина.
Любая техника, как свидетельствует
история, когда-либо ломается. И абсолютной
гарантии от повторения Чернобыля никто
не дает. Это особенно тревожит, если
учесть, что на планете сейчас насчитывается
более 430 действующих атомных
ВТОРАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА — НАДВИГАЮЩАЯСЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА. Колыбель наша и обитель в опасности. В чем же суть экологической угрозы?
В том, что растущее
давление антропогенных факторов на
биосферу может полностью разорвать
естественные циклы воспроизводства
биологических ресурсов, самоочищения
почвы, вод, атмосферы. Это породит
«коллапс» — резкое и стремительное
ухудшение экологической
Уже не говорят,
а кричат об уменьшении количества
кислорода в атмосфере, нарастании
«парникового эффекта», расползании
озоновых дыр, безостановочном загрязнении
природных вод. Подсчитано, что не
менее 1 млрд. 200 млн. землян испытывают
острую нехватку питьевой воды. Интенсивное
сельское хозяйство истощает почвы
в 20-40 раз быстрее, чем они могут
естественно восстановиться. Биологи
фиксируют ежедневную потерю 150 видов
животных и растений. По прогнозам
Станислава Лема в XXI в. практически
вымрут все дикие животные. Когда
же может наступить такой «
Предсказывают сроки от 2-3-х десятков лет до столетия. Но дело даже не в сроках: все сведущие люди, осознавшие жесткость ситуации, согласны, что без принятия мер глобального масштаба он неотвратим.
Среди этих мер
называют, в частности, ограничение
прироста народонаселения. Сегодня
он составляет до 83 млн. человек в
год. Причем, появляются на белый свет
вначале не «рабочие руки», а «рты».
Поэтому неконтролируемый рост населения,
особенно в «развивающихся» странах,
подрывает ресурсную базу, стремительно
принижает нас к максимально
допустимым нагрузкам на природную
среду. Из других мер особого внимания
заслуживает необходимость
Мощь человека обернулась против него самого. В этом суть экологической проблемы. Заметим, что экологический вызов не менее, если не более, опасен и трагичен, чем экономический и политический. Но надо признать и то, что ответить на него невозможно без радикальных сдвигов в мировой экономике и политике, в сознании лидеров и миллионов рядовых людей.
ТРЕТЬЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА — ОПАСНОСТЬ. НАВИСШАЯ НАД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ТЕЛЕСНОСТЬЮ. Под домокловым мечом находится не только «внешняя» природа, та экологическая ниша, в которой мы живем, но и «внутренняя»: наш организм, плоть, человеческая телесность. Тело — вещь не шутейная. Мы с ним приходим в этот мир и оставляем наши бренные телесные остатки, покидая его. Тело доставляет огромные радости и жестоко терзает нас хворями и недугами. Телесное здоровье — всегда на одном из первых мест в системе человеческих ценностей.
И тем тревожнее
слышать нарастающие
Уже есть зримые последствия этого явления. Леденящее слово «СПИД» все чаще вторгается в человеческую жизнь. Такая беда, постигшая человечество, есть первая в истории глобальная пандемия (повальная эпидемия), сеющая смерть не в одной стране, а по всему миру. Ряд исследователей полагает, что это не просто болезнь, а некий этап в биологическом существовании рода людей. Он связан с их необузданным массовым вторжением в природные основы собственного бытия. СПИД сегодня — уже не медицинская, а подлинно общечеловеческая проблема.
Океан химических
веществ, в который погрузилась
наша повседневная жизнь, резкие изменения
в политике и зигзаги в экономике
— все это действует на нервную
систему, воспроизводительные
Наконец, ЧЕТВЕРТАЯ, не менее страшная ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА — КРИЗИС ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУХОВНОСТИ. Практически все светские и религиозные, глобальные и региональные, древние и новые идеологии не могут сегодня даже сколько-нибудь доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа. Беззащитная, мечущаяся, хромающая человеческая мысль во многих случаях оказывается неспособной охватить настоящее, зрело оценить прошлое, хотя бы как-то предвидеть будущее.
Нет сейчас надежных
социальных теорий и философско-
Нет свежего взгляда на мир. Никто не нащупал путеводной нити масштабного миросозидающего характера. Производство вдохновляющих символов и призывов как-то споткнулось и захлебнулось. Иногда говорят, что из XIX столетия к нам пришли две идеи, достойные быть названными идеями века (понимая, что это сильное упрощение, все же условно с ним согласимся). Одна идея — социалистическая, другая — научно-технологическая. Считалось, что, опираясь на них, люди Земли построят справедливое общество, обретут полноту жизни, утвердят свободу и достоинство личности.
Обе эти идеи
сейчас — в руинах. И та, и другая
столкнулись с границами, поставленными
биосферными глобальными
Благородна была
давняя мечта людей об обществе справедливости,
реального социального
Есть простой расчет: если стандарт потребления 4 млрд. аутсайдеров поднять до уровня уже упоминавшегося нами «золотого миллиарда», то за 50 лет надо в 2 раза увеличить потребление всех ресурсов и в 500 раз — производство энергии. При этом не надо забывать, что человечество к 2030 г. удвоится. Биосфера планеты при существующих технологиях и потребительных ориентациях этого просто не выдержит. Да при нынешней технической оснащенности производства это и невозможно.
То же относится
и к технократическому
Социалистическая
идея поднимала на щит социальную
справедливость, технократическая —
экономическую эффективность. Их состыковка,
сопряжение, органическое объединение
сегодня не удается. А новых ярких,
принципиальных, объединяющих идей наш
век не породил. И все человечество
сейчас в каком-то идейном вакууме.
Такова судьба светских, научных и
философско-социологических
А мировые да
и местные религии, или эзотерические
учения западных и восточных оттенков,
как им и положено, зовут в «мир
иной». Однако несмотря на обилие неорелигий
(типа «мунизма» или «бахаизма»),
многоликого сектантства в
Таковы некоторые глобальные проблемы современности. Они реальны. Их нельзя не видеть. Однако не стоит опускать руки, впадать в беспросветный пессимизм, отчаиваться и драматизировать все и вся. Есть угрозы, но есть и надежды. Пусть робкие, но все же надежды, предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий, блокирования и предотвращения вселенской угрозы человечеству.
ПЕРВАЯ ПРЕДПОСЫЛКА — РАЗВЕРТЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ (КОМПЬЮТЕРНОЙ), БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Важно подчеркнуть, что именно она создает объективную предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу, а также опасность, нависшую над человеческой телесностью.
ВТОРАЯ ПРЕДПОСЫЛКА
— УТВЕРЖДЕНИЕ СМЕШАННОЙ
ТРЕТЬЯ ПРЕДПОСЫЛКА — СТАНОВЛЕНИЕ ПРИНЦИПА НЕНАСИЛИЯ И ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОГЛАСИЯ во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях. Как это ни прискорбно, но агрессия, насилие были вечными спутниками истории. Войны, перевороты, кровь сопровождают все значимые события.
Оставаясь на почве реальности, мы видим, что выстрелы еще гремят, кровь людская проливается, ненависть слепит и «образ врага» не исчезает. Однако с немалыми издержками, через отступления и остановки идея перехода от культа силы к диалогу, поискам согласия, взаимоприемлемых решений пробивает себе дорогу. Термины «консенсус», «переговорный процесс», «компромисс» становятся постоянными в международной и внутренней политике. И это ободряет, вселяет надежду на то, что в перспективе (пусть не самой близкой) возможно устранить войны, вооруженные конфликты, жестокие «разборки».
ЧЕТВЕРТАЯ ПРЕДПОСЫЛКА — ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫЕ (ОЙКУМЕНИЧЕСКИЕ) ПРОЦЕССЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ как в религиозном, так и в светском варианте. С немалыми издержками идет поиск того, что может сближать либеральную и социалистическую мысль, установки Ватикана и Православия, западный менталитет и восточный этикет. Попытки поддержать этот процесс нередки. Ватикан уже предложил иерархам Православия найти пути для преодоления церковного раскола, идущего от 1054 г. Социал-демократические лидеры стремятся найти точки соприкосновения с коммунистами и консерваторами.
Попытки идейного
сближения, взаимопонимания все
время возобновляются. Они еще
слабы, робки, неуверенны, наталкиваются
на упорное сопротивление
ПЯТАЯ ПРЕДПОСЫЛКА
— ЭТО МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ И
Информация о работе Глобальные проблемы современности: философские аспекты