Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 21:54, доклад
Герменевтика означает искусство истолкования, обеспечивающее с помощью различных технических правил, интуиции, догадок правильное понимание полученного известия.
Существуют различные виды герменевтической деятельности: филологическая, религиозно-догматическая (экзегетика), философская герменевтики.
Позитиви́зм (фр.
positivisme, от лат. positivus — положительный)
— философское учение и направление в
методологии науки, определяющее единственным
источником истинного, действительного
знания эмпирические исследования и отрицающее
познавательную ценность философского
исследования. Позитивизм — основной
тезис: все подлинное (позитивное) знание
— совокупный результат специальных наук.
Позитивизм Огюста
Конта - первая волна позитивизма, направления
в философии, теоретические предпосылки
которого были сформулированы Сен-Симоном,
а разработку и пропаганду позитивных
концепций осуществлял Огюст Конт
(его принято считать основоположником
позитивизма).
Математика, занимающаяся
определением неизвестных величин
через соотношение их с известными,
разделяется на абстрактную, или
учение о числах вообще, и конкретную,
занимающуюся уравнениями в области
пространственных форм и явлений
природы; вторая, в свою очередь, расчленяется
на статическую, или геометрию, и
динамическую, или механику. Астрономия
прилагает математические законы к определенным
конкретным телам (нашей солнечной системы,
пределами которой К. ограничивал область
этой науки); это есть небесная геометрия
и механика; особый факт природы, составляющий
специфический элемент астрономии, есть
мировое тяготение, не вытекающее из данных
чистой математики, хотя и определяемое
математически в своих законах. Физика
занимается такими явлениями телесной
природы, при которых частичный состав
тел остается неизменным: вес, теплота,
звук, свет и электричество. Она сложнее
астрономии как по орудиям непосредственного
чувственного познания, которыми, сверх
зрения, употребляемого астрономией, служат
ещё слух и осязание, так равно и со стороны
научного метода, к средствам которого,
сверх наблюдения и вычисления, присоединяется
здесь ещё эксперимент. Химия изучает
изменения в составе веществ или те явления
их сочетаний и разрешений, которые происходят
из особого частичного взаимодействия
тел или так называемого избирательного
сродства. Биология имеет специфическим
предметом органические или живые тела:
жизнь К. определяет, по Блэнвиллю, как
особое взаимодействие данного существа
с внешней средой, выражающееся в двойном
внутреннем процессе новообразования
и разложения частей. Биология разделяется
на статическую, или анатомию, и динамическую,
или физиологию, а первая расчленяется
на биономию, которая исследует организацию
отдельных видов, и биотаксию или сравнительную
анатомию, изучающую строение целого ряда
органических форм. Завершающая эту лестницу
наук социология изучает строение и развитие
человеческой общественности, первое
— в социальной статике, второе — в социальной
динамике. Элементом общества К. признает
не индивидуального человека, а семью,
которая уже заключает в зародыше основные
социальные отношения, обусловленные
симпатическим инстинктом. При образовании
более широких общественных союзов, сверх
этого инстинкта главное значение принадлежит
принципу сотрудничества (кооперации).
Кооперация многих частных сил для общей
цели требует единого правительства, выражающего
воздействие целого на части и поддерживающего
солидарность общественного тела против
пагубного стремления в нём к раздроблению
и противоборству идей, чувств и интересов.
Своей объединяющей цели правительство
должно достигать не только материальными,
но и нравственными средствами; отсюда
необходимое различение двух властей:
светской и духовной.
Эмпириокритици́зм, (др.-греч. ἐμπειρία — опыт и критика, «критика опыта» или «критика с позиций опыта»; также известен как «Второй позитивизм») — философское направление, родоначальником которого является Рихард Авенариус: отправным пунктом теории познания Авенариуса является не мышление или субъект, не материя или объект, а чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познаётся людьми.
Логи́ческий позитиви́зм (англ. Logical positivism) — (логический эмпиризм или неопозитивизм) является школой философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающийся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии. Логический позитивизм утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого. Логический позитивизм еще часто называют логическим эмпиризмом. Он имеет своим предшественником Дэвида Юма, который отвергал претензии на знание таких метафизических вопросов, как существование Бога и бессмертие души, так как идеи, на которых эти претензии основываются, не могут быть прослежены к простым чувственным впечатлениям, являющимися их источником. Таким же образом члены Венского кружка отвергали как бессмысленные любые утверждения, которые не проверяемы эмпирически. Посредством этого критерия верифицируемости они считали, что метафизические утверждения бессмысленны.В манифесте Венского кружка было записано: «Если кто-либо утверждает: „Существует Бог“, „Первоначальной причиной мира есть бессознательное“, „Существует энтелехия, которая является основой жизни существ“, то мы не должны говорить: „То, что вы говорите, ошибочно“, а должны скорее спросить: „Что вы имеете в виду под этими предложениями?“ По-видимому существует четкое разделение между двумя типами утверждений. Один из типов включает утверждения в том виде, как они высказаны в эмпирической науке, их значение может быть определено логическим анализом, или, более точно, сведением к простым предложениям об эмпирически данном. Другие утверждения, включая вышеупомянутые утверждения, оказываются полностью бессмысленными, если мы берем в том смысле, в котором использует их метафизик».
Постпозитиви́зм — общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта.