Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 21:54, доклад
Герменевтика означает искусство истолкования, обеспечивающее с помощью различных технических правил, интуиции, догадок правильное понимание полученного известия.
Существуют различные виды герменевтической деятельности: филологическая, религиозно-догматическая (экзегетика), философская герменевтики.
Герменевтика означает искусство истолкования, обеспечивающее с помощью различных технических правил, интуиции, догадок правильное понимание полученного известия.
Существуют различные виды герменевтической деятельности: филологическая, религиозно-догматическая (экзегетика), философская герменевтики.
Основателем философской герменевтики считают немецкого философа Фридриха Шлейермахера (1768-1834). В своих сочинениях он охарактеризовал свое понимание герменевтики как учения о способах проникновения в индивидуальный духовный мир апостолов – авторов евангелических текстов.
Он
говорит о герменевтике, как об
искусстве понимания чужой
Представитель академической философии жизни В. Дильтей, идя дальше Шлейермахера, приписал герменевтике задачу проникновения через смысл текстов не только во внутренний субъективный строй мысли писателя, но и постижение целостности душевно-духовной жизни, объективного дух культуры исследуемой эпохи, определив герменевтику как «искусство понимания письменно фиксированных жизненных проявлений».
М.Хайдеггер раскрывает уже не семантическую, а онтологическую сторону герменевтики, утверждая, что язык есть «обиталище бытия», есть само бытие. Он утверждает, что не мы говорим языком, а скорее язык «говорит нами», раскрывает существование человека, становиться «свершением бытия».
Значительно развил герменевтику ученик и последователь Хайдеггера Ханс-Георг Гадамер (род. 1900). Если для Шлейермахера и Дильтея текст являлся как бы трамплином для углубления в подтекст и выявления мира личности, а для Хайдеггера в подтексте должно быть выявлено бытие мира и личности, то для Гадамера текст превращается в окончательную реальность, становиться самостоятельным от автора и среды его жизнедеятельности. Поэтому он считает, что нужно уже не выявлять мыслившиеся подтексты, а обнаруживать различные возможные интерпретации их. (Интерпретация (искусство) — индивидуальная трактовка исполнителем исполняемого произведения (вообще говоря, не определяемая однозначно замыслом автора): интерпретация роли актёром, интерпретация музыкального произведения пианистом и т. п.
Интерпретация (методология) — совокупность значений (смыслов), придаваемых так или иначе элементам (выражениям, формулам, символам...) какой-либо теории (в случаях же, когда «осмыслению» подвергаются сами элементы этой теории, то говорят также об интерпретации символов, формул и т. д.)).
Характерной особенностью философской герменевтики является уподобление языковой деятельности игре. Об игре как способе проявления личности и ее свободе говорили многие философы. Необычность подхода Гадамера состоит в том, что язык, а не говорящий, является субъектом речи, т.е. язык творит субъекта. А поэтому игра, в которую вовлечен язык, оказывается той силой, которая конституирует мир субъекта, поэтому и история общества есть своего рода игра в стихии языка. Герменевтика, таким образом, должна быть и средством постижения истории, и средством участия в ней.
Поль Рикер (род. 1913) феноменологическая герменевтика, объясняет не только тексты, но и человека, и мир, и культуру; выступающую и в плане семантическом (интерпретация смысла, стоящего за очевидным смыслом), и в плане рефлексивном (интерпретация психоанализа), и в плане экзистенциальном (интерпретация декартовского «Cogito» («Мыслю»)для познания бытия).
1)
Понимание событий прошлого
2)
Каждый новый герменевтик
Главным
принципом является герменевтический
круг (см.: рис. 5), являющийся по
форме логическим кругом (например:
для того, чтобы успешно познавать, нужно
знать, что такое познание; но знать –
это значит, что уже до этого надо познавать);
а по содержанию – это проблема, выраженная
посредством противоречия и разрешаемая
через реальное познавательное движение.
Здесь налицо диалектика целого и части:
целое познается через часть, а части через
целое. Содержание герменевтического
круга: слово может быть познано только
в контексте фразы, фраза – в контексте
абзаца или страницы, страница – в контексте
произведения, однако произведение понять
в целом невозможно без понимания слов.
Это противоречие разрешается путем приращения
знаний при движении мысли по кругу «часть
– целое»: с каждым новым прочтением субъект-герменевтик
приближается к истинному смыслу текста
к более полному пониманию субъекта-автора.
Таким образом, сциентистская философия в своем развитии решает важные и актуальные проблемы научного познания, исследует его структуру, средства и методы научного познания, выдвигая на первый план следующие вопросы: анализ структуры научной теории и ее функции; понятие научного закона; процедуры проверки, подтверждения и опровержения научных теорий, законов, гипотез; анализ языка науки; история развития научного знания и др.
Позна́ние — совокупность
процессов, процедур и методов приобретения
знаний о явлениях и закономерностях объективного
мира.
Сциентизм (от лат. scientia наука, знания) — это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире. Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику и призывают строить остальные науки по их образу и подобию. Сциентизм ставит науку в главенствующее положение в идейной и культурной жизни общества.
Антисциентизм — полная противоположность сциентизма, отрицающая главенствующую роль науки в идейной жизни общества.
Аргументы сциентистов и антисциентистов
Сциентисты приветствуют достижения науки. Антисциентиcты испытывают недоверие к научным инновациям.
Сциентисты провозглашают знание как наивысшую культурную ценность.
В качестве аргументов в свою пользу сциентисты привлекают знаменитый пример из прошлого, когда наука Нового времени пыталась обосновать новые, подлинно гуманные ценности и культуру. Ими подчеркивается, что наука есть производительная сила общества, порождающая общественные ценности и имеющая огромные возможности для познания. В качестве контраргумента антисциентисты отмечают простую истину, что наука может порождать опасности, способные уничтожить всё человечество, и вместе с тем её многочисленные достижения не сделали человечество счастливее. По их мнению, это означает, что наука не может сделать свои успехи благом для человечества.
Сциентисты полагают, что только благодаря науке жизнь может стать организованной, управляемой и успешной, поэтому они во всём стремятся к «онаучиванию» всех сфер деятельности человека и всего общества в целом. У антисциентистов считается, что понятие «научное знание» имеет не то же самое значение, что понятие «истинное знание», и «знание» не означает «мудрость».
Посредством всевозможных
драматических сценариев
Антисциентизм
(англ. antiscientism) — философско-мировоззренческая
идейная позиция, состоящая в критической
(вплоть до враждебной) оценке науки и
её роли в системе культуры и научного
познания как фактора отношения человека
к миру. Концепции, учения и деятельность
радикальной антисциентистской направленности
носят обобщённое наименование «антинаука».
Экзистенциали́зм
(фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование),
также философия существования — направление
в философии XX века, акцентирующее своё
внимание на уникальности иррационального
бытия человека.
Персонали́зм (от
лат. persona — личность) — экзистенциально-теистическое
направление в философии, признающее личность
первичной творческой реальностью и высшей
духовной ценностью, а весь мир проявлением
творческой активности верховной личности
— Бога.
Философия жизни
— философское течение, получившее
основное развитие в конце XIX — начале
XX веков. В рамках этого направления
взамен таких традиционных понятий
философской онтологии, как «бытие»,
«разум», «материя» в качестве исходного
выдвигается «жизнь» как
Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) — комплекс психологических теорий и методов психотерапии, выдвинутых Зигмундом Фрейдом в начале XX века.
1)Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии — см. также Психология личности. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется также к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».
2)Набор методов
исследования основных мотивов
человека. Фундаментальный предмет
изучения психоанализа —
3)Метод и методики
лечения психических
Филосо́фская антрополо́гия (от философия и антропология; филосо́фия челове́ка) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др
Сущность человека
многогранна. И сам Шелер говорил,
что человека невозможно познать, человек
слишком широк. Поэтому последующие
направления философской
Однако большинство
представителей философской антропологии
после Шелера (и одновременно с
Шелером) рассматривали человека с
точки зрения не его сущности, а
с точки зрения его проявлений.
Так возникает функциональная, или
функционалистская школа философской
антропологии, одним из основных представителей
которой является Эрнст Кассирер (1874—1945).
Он утверждал, что поскольку сущность
человека непознаваема, то познать его
можно через его проявления, через те функции,
которые человек выполняет. Основное отличие
человека от животного — это его деятельный
труд. Трудовая деятельность может быть
самой разнообразной. Человек создает
вещественные предметы, создает науки,
религию, искусство, язык и т. п. — все это
есть продукты человеческой деятельности.
Поэтому познание человека возможно через
его функциональные проявления, то есть
через его культурную и творческую деятельность.
Объединяет всю деятельность и все проявления
человека то, что все они — и язык, и наука,
и религия — есть символы некоей действительности.
Но, в отличие от Шелера, Кассирер утверждает,
что человеку доступны только символы.
Что бы за этими символами ни скрывалось,
доступны человеку только они, и познание
человека возможно только через познание
символов. В отличие от Шелера, Кассирер
не призывает восходить через символы
к бытию Бога.