Герменевтика. В. Дильтей, Г. Гадамер, П. Рикер

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 08:17, реферат

Описание работы

С развитием общественной практики и научного познания изменялся характер герменевтической традиции, методов, приемов, целей и задач герменевтики. Пройдя продолжительный путь своего развития, объединяя и синтезируя различные концепции, она превратилась в специальное философское течение, которое все больше вмешивается в теоретическую и идеологическую деятельность различных культурных и философских объединений, претендуя на универсальность своего положения.

Содержание

Введение 3
1. Понятие герменевтика 4
2. Герменевтика В. Дильтей 8
3. Герменевтика Г. Гадамера 10
4. Герменевтика П. Рикер 16
Заключение 21
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

Герменевтика.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

     Понятие воли (способности к деятельности) - одно из центральных в концепции  Рикёра. Конституирующая воля отождествляется им с понятием собственно человеческого опыта; она - первоначальный акт сознания и человека вообще. Принятая в качестве "предельной изначальности" субъекта, воля служит Рикёру и точкой отсчета, от которой можно идти в двух направлениях: одно из них - исследование движения сознания, открывающего будущее (трансцендирование); другое - обращение к археологии субъекта, к его изначальным влечениям, далее не редуцируемым и обнаруживаемым только в сопоставлении с небытием.

     Так феноменологический дескриптивный анализ с его принципом редукции дает Рикёру возможность открыть область неволевого, которое, как он считает, не принималось в расчет классической психологией и философией20. По его замечанию, последние строили человека, как дом: внизу - элементарные функции, сверху - дополнительные этажи волевого, и, следовательно, упускали из виду, что воля включает в себя также и неволевое.

     По  теории П. Рикёра, потребности, желания, привычки человека приобретают подлинный смысл только по отношению к воле, которую они вызывают, мотивируют; воля же завершает их смысл, она детерминирует их своим выбором. «Не существует собственно интеллигибельности неволевого как бессознательного; интеллигибельно только живое отношение волевого и неволевого.»21. Понимание диалектического единства волевого и неволевого дает Рикёру возможность представить волевое (собственно человеческое) как дающее смысл.

     В учении П. Рикёра область неволевого (бессознательного), взятая в качестве момента диалектического единства волевого и неволевого, отождествляется им с понятием "жизненного мира", "бытия", включение которых в анализ ставит, по его мнению, феноменологию "на порог онтологии" и тем самым превращает ее в онтологическую феноменологию. При разработке методологии феноменологической онтологии Рикёр опирается также и на психоаналитический метод истолкования, выделяя в нем следующие моменты.

     Во-первых, психоанализ идет к онтологии  путем критики сознания: "интерпретации  снов, фантазмов, мифов, символов, какие  предлагает психоанализ, суть своего рода оспаривание претензий сознания быть источником смысла"; психоанализ говорит об "утраченных объектах, которые надлежит отыскать символически", что, по мысли Рикёра, является условием для создания герменевтики, освобожденной от предрассудков Ego, где проблематика рефлексии преодолевается в проблематике существования.

     И второе, на что обращает внимание Рикёр, осмысливая психоаналитическую методологию: только в интерпретации и при  ее помощи возможно движение к онтологии. "Расшифровывая тайны желания  быть, - пишет он, - мы раскрываем само желание, лежащее в основании смысла и рефлексии; Cogito путем интерпретации открывает за самим собой то, что называют археологией субъекта; в этой археологии можно различить существование, но оно остается включенным в деятельность расшифровки".

     Следующим период в научных исследованиях  П. Рикёра является 70-е годы, когда он переосмысливает проблематику символа при помощи, как он сам говорит, «более подходящего инструментария", каковым философ считает метафору». Метафорические выражения, перемещающие анализ из сферы слова в сферу фразы, дают Рикёру возможность вплотную подойти к проблеме инновации. Метафора не заключена ни в одном из отдельно взятых слов, она рождается из конфликта, из той напряженности, которая возникает в результате соединения слов в фразе.

     Метафора  наиболее очевидно демонстрирует символическую  функцию языка: когда язык пользуется метафорой, буквальный смысл отступает  перед метафорическим смыслом, однако тем самым усиливается соотнесенность слова с реальностью и углубляется эвристическая деятельность субъекта. В метафорическом выражении, нарушающем семантическую правильность фразы и несовместимым с ее буквальным прочтением, Рикёр обнаруживает осуществление человеческой способности к творчеству.

     Еще одной временной точкой в учении Рикёра является 80-ый год, когда происходит осмысление повествовательной функции культуры и предпринимаемые в связи с этим попытки соединить феноменологию с лингвистическим анализом, герменевтику - с аналитической философией позволяют мыслителю перейти от анализа фрагментов культуры, запечатленных в слове или фразе, к анализу текстов культуры, в конечном итоге - к бытию культуры как исторической целостности. Одной из главных проблем феноменологической герменевтики становится вопрос о человеке как субъекте интерпретации и об истолковании как преимущественном способе включения индивида в целостный контекст культуры. 

     Рикёр преобразует регрессивно-прогрессивный  метод в метод исторической эпистемологии, основанный на диалектическом понимании времени. Все здание герменевтической философии Рикёра пронизывает теперь принцип деятельностного подхода, в центре ее - человек как субъект культурно-исторического творчества (реализующий себя 1'homme capable, т.е. человек, обладающий способностями), в котором и благодаря которому осуществляется связь времен.

     Именно  этой проблеме посвящено трехтомное произведение философа "Время и  повествование". Под углом зрения повествовательности Рикёр осмысливает  философское понимание субъекта. Целостность, автономность, творческая сущность человека рассматриваются им как "повествовательная идентичность", без которой, по мнению философа, проблема личной идентичности обречена на антиномичность: либо мы полагаем субъекта постоянно идентичным самому себе, либо считаем самоидентичного субъекта субстанциалистской иллюзией.

     Последним периодом научного творчества является 90-ые годы, когда П. Рикёр выступил в России с циклом лекций, содержание которых позволяет судить о том, что волнует мыслителя на исходе XX в.: целостность человеческой личности, целостность культуры/ответственность человека перед историей, наука и идеология, идеология и утопия, техника, политика, этика22.

     В своих последних работах Рикёр  делает акцент на проблеме взаимодействия и взаимопонимания людей - их общении, их совместном бытии: в центре внимания мыслителя вопросы этики и политики и особенно - проблема ответственности: люди должны чрезвычайно внимательно следить за тем, чтобы между этикой и политикой существовала тесная связь, чтобы политика научилась говорить на языке морали, - в противном случае победит политический цинизм, смертельно опасный для всего человечества.

     Таким образом, вся теория герменевтики П. Рикёра, так или иначе, основывается на человеческом факторе, их основных факторах жизнедеятельности. П. Рикёр рассматривает все основные человеческие составляющие, делая акцент на основополагающие вопросы взаимопонимания и взаимосвязей людей, с учетом их особенностей и характерных черт. 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Герменевтика  – направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания.

     В современном словоупотреблении  герменевтика — термин греческого происхождения (разъясняю, истолковываю) употребляется в трех основных значениях: 1) теория и практика истолкования текстов; 2) течение в современной философии; 3) как методология «наук о духе», главной задачей которых является понимание — постижение смысла. Феномен понимания и правильного истолкования понятого не является только специальной методологической проблемой гуманитарных наук («наук о духе»), а оно относится ко всей совокупности человеческого опыта в целом.

     Основными формами герменевтики являются:

     1. Теологическая герменевтика возникла  из необходимости самозащиты  реформационного истолкования Библии  от нападок католических теологов. Может быть догматической или критической (например, критика Библии Спинозой).

     2. Филологическая герменевтика как  теоретически обоснованное и  методически выверенное истолкование  текстов уже была достаточно  разработана в XVIII веке. Пример  филологической герменевтики — перевод с одного языка на другой.

     3. Юридическая герменевтика, суть  которой — толкование правового  смысла того или иного действующего  закона применительно к конкретным  условиям, данному случаю.

     4. Универсальная (философская) герменевтика, где проблемой становится понимание как таковое, а сама герменевтика представляет собой универсальный аспект философии, а не просто методологический базис т. наз. «наук о духе».

     Философская герменевтика стала одним из основных направлений в современной западной философии.

     Нарастающая популярность герменевтики обусловлена  общим состоянием философского процесса конца XX в., когда социальная реальность бросает новый вызов философской  рефлексии. Формирование информационного  общества способствует тому, что понятие информации приобретает философский статус. В нем релятивизируется различие духа и мира, так как оба они могут быть интерпретированы как информация.

     Общим местом стало утверждение, что цель философии в историческом аспекте  развивается согласно схеме: истина, действительность, информация. Информация, таким образом, занимает место истины и действительности.

     В данной работе рассматривается основные тенденции развития  герменевтики в исследованиям В. Дильтей, Г. Гадамер, П. Рикер. На основе данных философов рассмотрены основные направления развития данного течения в философии. 

     Список  литературы 

    1. Богданов, Е.В. Философская герменевтика: история  и современность [Текст] / Е.В. Богданов . - Спб.: СпбГУАП, 2002.
    2. Вдовина И.С. Памяти Поля Рикёра // Вопросы философии.2005. № 11.
    3. Вдовина И.С. Поль Рикёр: феноменолого-герменевтическая методология анализа произведений искусства // Теория художественной культуры. Вып.10. М., 2006.
    4. Гадамер Г.Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Маркова Б. В. СПб.,1999
    5. Гадамер, Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. — Москва: Прогресс, 1988. 
    6. Дильтей В. Сущность философии. М., 2001.
    7. Дильтей, В. Собрание сочинений в 6 тт. Под ред. A. B. Михайлова и Н. С. Плотникова. Т. 1: Введение в науки о духе: Опыт полагания основ для изучения общества и истории / Пер. с нем. под ред. B. C. Малахова. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2000
    8. Зотов А.Ф. Поиски синтеза: Поль Рикёр // Современная западная философия М., 2004.
    9. История философия: Запад-Россия-Восток. – (Книга четвертая: Философия XX в). Под ред. Н.В. Мотрошиловой и А.М. Руткевича.. М., 1999.
    10. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М.,1996.
    11. Рикёр, П. Герменевтика Этика Политика. — М., 1995.
    12. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.
    13. Малахов, В. С. Воспоминание о Х.-Г.Гадамере // Вопросы философии. — 2002. — № 9. — С. 172—177.
    14. Сабирович, Г.Х. Философская герменевтика Г.-Г. Гадамера (Становление и развитие) Текст] / Г.Х. Сабирович Спб, 2003.

Информация о работе Герменевтика. В. Дильтей, Г. Гадамер, П. Рикер