Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 09:44, реферат

Описание работы

Значительное идейное влияние на него оказывали, помимо прочего, греческая Античность (Аристотель), Руссо и Кант. Гегель стремился разработать универсальную философскую систему. Хотя его работы сложны для понимания, он оказал большое воздействие на последующих философов (в том числе и на Маркса). Гегель вел образ жизни представителя среднего класса, вначале как семейный учитель, затем как ректор гимназии в Нюрнберге и, наконец, как профессор в Берлине (с 1818г.).

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 60.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 

. 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: 

«Георг  Вильгельм Фридрих  Гегель» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Жизнь.

Георг Вильгельм  Гегель родился в семье немецкого  государственного

    служащего. Он изучал теорию в протестантской семинарии  в Тюбингене.

Значительное  идейное влияние  на него оказывали, помимо прочего, греческая Античность (Аристотель), Руссо и Кант. Гегель стремился разработать универсальную философскую систему. Хотя его работы сложны для   понимания, он оказал большое воздействие на последующих философов (в том числе и на Маркса). Гегель вел образ жизни представителя среднего класса, вначале как семейный учитель, затем как ректор гимназии в Нюрнберге и, наконец, как профессор в Берлине (с 1818г.). 

2.Общая характеристика философа Г.Гегеля  

      Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) создал грандиозную и всеобъемлющую философскую систему, в которой обобщил, насколько это способен сделать один человек, все существенные достижения не только философии, но буквально всех отраслей знаний. В основу своей системы он положил ряд исходных принципов. Поэтому весь разнообразный материал различных знаний представлен им не в хаотичном, а именно в систематической форме.Г.Гегель принял во внимание достижения не только культуры Нового времени, но стремился опираться на всю совокупность накопленных человечеством знаний. Несмотря на то, что в послегегелевское время философы пришли к выводу об ошибочности попыток построения столь всеобъемлющих систем, гегелевская философия остается грандиозным памятником человеческому духу в его стремлении «объять необъятное».

      Гегелевская философия весьма сложна для интерпретации. Об этом свидетельствует опыт ее прочтения  в последующее время. Разные мыслители, в том числе считавшими себя последователями  Г.Гегеля, воспринимали ее по-разному, часто противоположным образом. Важно также иметь в виду, что в ХХ в. Произошло новое открытие Г.Гегеля. Начало этому положил В.Дильтей (1833-1911), который в опубликованной 1905г. работе «История молодого Гегеля» осуществил новую интерпретацию его ранних работ. Важная роль в более глубоком понимании гегелевской философии принадлежит русским мыслителям П.И. Новгородцеву и особенно его ученику И.А. Ильину. Последний защитил в 1918 г. диссертацию ( в том же году опубликованную) «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», явившуюся плодом многолетнего труда. Подход И.А.Ильина  лежал в русле того понимания Г.Гегеля, которое укрепилось в ХХ в. В литературе Запада (И.А.Ильин во многом превосходил его). Однако в советское время труды Ильина были недоступны отечественному читателю. Философ оказался в числе высланных советской властью из России в 1992г. Его работы замалчивались, а на самого мыслителя был нацеплен ярлык врага (он и был ярым противником большевизма). Его труд о Г.Гегеле опубликован в России лишь в 1994г.  

      Для современной интерпретации Г.Гегеля следует учесть, кроме того, критику его учения последующими философами, начиная от А.Шопенгаузера, который был младшим современником Г.Гегеля, до К Поппера, творившего в середине  ХХв. К.Поппер усматривает в г.Гегеле одного из родоначальников идеологии тоталитарного общества наряду с Платоном  и К.Марксом.

      Гегелевская философия является тоталитарной.

Сейчас в свете  последних полутора веков немецкой истории нам легко осуждать Гегеля за поддержку германского объединения  с целью усиления немецкого государства. Но делать такой вывод было бы явным анахронизмом. В его время для политически сознательных немецких граждан было разумным стремиться к усилению государства. И, несмотря на то, что иногда Гегель, по-видимому, верил в то, что он должен был знать о немецких трагедиях нашего столетия и, следовательно, разделить ответственность за них. Исследования показывают к тому же, что из-за цензуры изложенное в Философии права не совпадает полностью с собственными взглядами Гегеля. В узком кругу Гегель высказывал более либеральные взгляды.

      Касаясь вопроса об отношении Гегеля к  тоталитаризму, мы можем сказать, что  «официальный» Гегель, которого мы встречаем, например, в Философии  права, поддерживает

 Современное  ему Прусское государство (приблизительно 1820гг.) Во многом идеал, публично провозглашенный Гегелем, является авторитарным, но не тоталитарным и не фашистским. ( Маркузе утверждает, что Гегель был далек от фашизма, поскольку поддерживал конституционное государство, управляемое в соответствии с правом.)

      Он  поддерживал Конституционно сильное правительство и решительно выступает против взглядов, согласно которым диктатор должен управлять в соответствии с собственными прихотями. Гегель является приверженцем государств, которое управляется согласно закону и праву, и презирает иррациональность, тогда как фашисты восхваляют неконституционное правление и иррациональность. Некоторые радикалы утверждают с негативным подтекстом, что Гегель «консервативен». Но слово « консерватор» имеет несколько значений - как положительных, так и отрицательных. Какое из них выбирают, зависит от занимаемой позиции.

Надо заметить, что для К. Поппера характерно стремление дискредитировать  Г.Гегеля любой ценой (как и других мыслителей, которых он считал причастными к разработке и защите тоталитарного способа мышления). С этой цель он обращается, в частности, к малоизвестным фактам биографии Г.Гегеля,  подчеркивает его человеческие слабости и недостатки, противопоставляет ему других мыслителей по принципу «враг моего врага - мой друг» и т.д.

Наконец, последнее  обстоятельство, которое должно быть учтено при общей оценке философии  Г.Гегеля. Его учению было отведено почетное место в официальной  идеологии советского общества, длительное время бывшего тоталитарным. Однако этот факт не может быть истолкован однозначно, в частности, в пользу негативной оценки гегелевской философии. Он должен лишь настраивать на более тщательный анализ существа гегелевских идей. На сколько на них может быть возложена ответственность за их участие в идеологии тоталитаризма - этот вопрос может быть решен только при непредвзятом подходе. В.И.Ленин, опираясь на ряд высказываний К.Маркса и Ф. Энгельса, заложил основы мифологемы, с позиции которой гегелевская философия рассматривалась на протяжении всего советского периода. Официальная мифологема предусматривала двойной взгляд на Г.Гегеля. С одной стороны, он оценивался положительно  как предшественник марксизма. В этой связи говорилось о так называемой « рациональном зерне» гегелевской философии.  С другой – Г.Гегель клеймился за идеализм. В слово «идеализм» при этом вкладывалось специфическое марксистко-ленинское содержание. Такой  предельно упрощенный взгляд  был  рассчитан на людей, пришедших на кафедры университетов и партийных школ после того, как представители отечественной интеллектуальной элиты были высланы из страны (1922г.) или репрессированы. Однако находится в тисках официальной мифологемы советская философия была вынуждена плоть до 1991г., в том числе и тогда, когда уровень философской культуры неизмеримо вырос по сравнению с периодом оформления мифологемы(20-30-е гг.). Политическое крушение идеологии марксизма-ленинизма само по себе не ведет к выработке непредвзятого отношения к Г.Гегелю. Для этого необходимы целенаправленные интеллектуальные  усилия. При всех особенностях современной интерпретации Г.Гегеля его философию следует рассматривать лежащей в русле новоевропейской культуры. В философии Г.Гегеля обнаруживаются те же фундаментальные черты этой культуры, которые ярко выражены у его предшественников.

      Это культ научного разума, и активно-творческое отношение к миру. Г.Гегель более отчетливо, чем его предшественники, видит не только положительные, но и отрицательные стороны фундаментальных установок новоевропейского мышления. Обнаруживает он и то, что разделение на субъект и объект чревато внутренней разорванностью человеческого духа. Именно поэтому он и настаивает на тождестве субъекта и объекта. Однако в целом гегелевская философия остается внутри субъектно-объектной парадигмы, выявляя ее окончательные теоретические резервы. 

Г.Гегель ведет  читателя по пути духовного в восхождения. Но мыслитель отчетливо понимает, что этот путь не может быть лишь его, Гегеля, изобретением. Это путь общечеловеческой культуры, взятой в ее историческом развитии. Одновременно этот путь духовного развития отдельного человека. Человек проходит путь от детски-наивного сознания до зрелого. Задача  мыслителя - обнаружить закономерности этого пути, его основные вехи и конечную цель. Именно так построено первое самостоятельное крупное произведение Г.Гегеля «Феноменология духа» (1807).

Согласно Г.Гегелю, в истории действует разум, он же необходимость, он же, в глубине своей, -свобода. Привлекательность гегелевской концепции состоит в том, что в ней выражена твердая вера в исторический прогресс. Гегель увязывает исторический прогресс с понятием свободы. С его точки зрения, история есть не что иное, как прогресс в сознании свободы.  Иначе говоря, по мере исторического развития разум расширяет сферу своего действия, а это в свою очередь ведет к тому, что расширяется сфера свободы. Сама свобода заложена в историческом процессе, составляет его внутреннюю основу.

3.Гегелевская  концепция: 

      Однако  постепенно в европейской мысли  вызревает более глубокий подход к истории. В ХVIII в. Вольтер (1694-1788) вводит в употребление термин «философия истории». Многие мыслители стремились осмыслить историю философски (Д.Вико, И.Гердер, И.Кант и др.). Однако только Гегель предпринял попытку  построения систематической и полной философской исторической концепции. 

      Гегелевская концепция философии истории  наложила глубокий отпечаток на последующие философское и культурное развитие. Вместе с тем она неоднократно подверглась критики. Отметим несколько упреков, наиболее часто выдвигавшихся критиками в адрес философии истории Г.Гегеля. Первый из них состоит в том, что в ней присутствует значительный элемент фатализма. Фатализм возникает вследствие того, что «мировой разум», т.е. историческая закономерность, действует, по Г.Гегелю, помимо воли и согласия людей. Люди же выступают в роли своеобразных марионеток-кукол, которые приводятся в действие невидимой для них силой-мировым разумом. Они, по сути, не ведают, что творят, и направляются к провиденциальной цели истории- свободе, сами не подозревают об этом. Так, по крайней мере, обстояло дело до того, как самой гегелевской философией был открыт закон истории и раскрыта цель.

Критику гегелевского фатализма можно подразделить на два направления.

  1. Первое направление критиковало гегелевский фатализм с позиции оправдания более радикального вмешательства в исторический процесс, чем это допускала гегелевская философия. Предполагалось, что такое вмешательство может быть осуществлено со стороны некой общественной силы, группы людей, политической партии и пр. Так или иначе, оно означало допустимость применения революционного насилия в тех случаях, когда это требовалось для победы сил прогресса.Г.Гегель же революции предпочитает плавные изменения. Призывая  к революционной активности, философия»вмешалась бы в ход вещей, ее не касающихся». По Г.Гегелю, все разумное должно осуществиться, но для всего наступает свое время.
  2. Второе направление критики гегелевского фатализма акцентировало внимание на вытекающей из него недооценке индивидуального достоинства личности. Конечно, Г.Гегель был прекрасно осведомлен о кантовском категорическом императиве, в том числе о той его формулировке, которая подчеркивает отношение к человеку как к цели, а не только как средству. Однако гегелевская концепция исторического процесса учитывает достоинство личности лишь «в конечном итоге, а не актуально, в каждый данный момент истории.

    Свобода людей, как свобода выбора между добром и злом, не принимаются Г.Гегелем во внимание. Нравственный выбор устраняется, таким образом, из истории, как якобы не имеющий для нее никакого значения. Тем самым из истории устраняется личность, способная к духовному самоопределению, т.е. личность в собственном смысле слова.

    Своеобразное  исключение представляет собой так  называемые «великие личности». О них мыслитель говорит особо. Всемирно-исторические личности, подобные  Александру Македонскому, Цезарю или Наполеону,- это подлинные герои истории. Именно поэтому они достойны преклонения. Именно поэтому им может быть дозволено то, что недозволенно простому человеку. «Случается, - пишет Г.ГЕГЕЛЬ,- …. Что такие личности обнаруживают легкомыслие  к другим, великим или даже священным интересам….Но такая великая личность бывает вынуждена растоптать иной невинный цветок, сокрушить многое на своем пути».

    Понятие жизни.

Понятие жизни  Г.Гегель играет значительную роль, но оно не является центральным для  его философии, будучи несколько отодвинуто  на второй план рационализмом гегелевской системы. Однако с его помощью мыслитель решает целый ряд самых существенных вопросов. Выясняется, в частности, что вопреки всемогуществу научной рациональности истинным движителем поступков людей являются страсти. Стихийный природный, «этнографический» человек никогда не исчезает с ростом культуры и облагораживающим воздействием просвещения и цивилизации. Он сидит внутри даже самого цивилизованного индивида и на  деле управляет всеми его помыслами и стремлениями. При этом страсть Гегель понимает предельно обнажено - это страсть к наживе, обогащению, к славе и могуществу, к материальному и духовному господству над миром и людьми. В полной мере реализуют собственную страсть к самоутверждению лишь «всемирно-исторические» личности, т.е. великие люди типа А.Македонского Цезаря, Наполеона. Но и остальные тайно или явно стремятся к могуществу и славе.

Информация о работе Георг Вильгельм Фридрих Гегель