Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:52, контрольная работа
Вершиной немецкого идеализма первой половины XIX в. по праву считается творчество Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831).
Концепцию Гегеля можно представить следующим образом. Весь мир - это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа. Мировой дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Общая схема творческой деятельности этого безличного идеального начала носит у Гегеля название абсолютной идеи.
Введение
1.Биография Гегеля……..……...………..……………………………………….4
2. Философия Гегеля……………………………………………………………..7
3.Философская система……………………………………………………….....15
4.Законы диалектики Гегеля…………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...20
Новосибирск 2011
Содержание
Введение
1.Биография Гегеля……..……...………..…………………………
2. Философия Гегеля…………………………………………………………….
3.Философская система………………………………………………………..
4.Законы диалектики Гегеля…………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение.
Вершиной немецкого идеализма
первой половины XIX в. по праву считается
творчество Георга Вильгельма Фридриха
Гегеля (1770-1831).
Концепцию Гегеля можно представить следующим
образом. Весь мир - это грандиозный исторический
процесс развертывания и реализации возможностей
некоего мирового разума, духа. Мировой
дух есть совершенно объективное, безличное,
идеальное начало, выступающее основой
и субъектом развития, творцом мира в целом.
Общая схема творческой деятельности
этого безличного идеального начала носит
у Гегеля название абсолютной идеи. Все,
что существует на свете, - лишь ее бледное
отражение, следствие и результат ее активности.
Предметом исследования данной работы
является творчество выдающегося немецкого
философа-идеалиста Георга Гегеля. В данной
работе будут освещены философские и психологические
аспекты философии Гегеля, его творчество,
а также рассмотрен вклад в философию
и психологию.
Биография.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
(Georg Wilhelm Friedrich Hegel) (1770-1831), немецкий философ, родился 27 августа 1770 в Штутгарте. Его отец был офицером дохода с гражданской службой, и он был протестантским воспитанием. Окончив гимназию в родном городе, Гегель учился на богословском отделении Тюбингенского университета в 1788-1793 годах, прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию. В то же время в Тюбингене учились Фридрих фон Шеллинг, который был на пять лет моложе Гегеля, и Фридрих Гёльдерлин, поэзия которого оказала глубокое влияние на немецкую литературу. Дружба с Шеллингом и Гёльдерлином сыграла значительную роль в умственном развитии Гегеля. Изучая в университете философию, он обратил особое внимание на работы Иммануила Канта, которые широко обсуждались в то время, а также на поэтические и эстетические произведения Ф.Шиллера. В 1793-1796 годах Гегель служил в качестве домашнего учителя в швейцарской семье в Берне, а в 1797-1800 годах — во Франкфурте-на-Майне. Все эти годы он занимался изучением теологии и политической мысли и в 1800 году сделал первый набросок будущей философской системы ("Фрагмент системы").
После смерти отца в 1799 году
Гегель получил небольшое наследство,
которое, вкупе с его собственными
сбережениями, позволило ему отказаться
от учительствования и вступить на
поприще академической
Не дождавшись опубликования "Феноменологии", Гегель покинул Йену, не пожелав остаться в захваченном французами городе. Он оставил должность в университете, оказавшись в трудных личных и материальных обстоятельствах. Какое-то время Гегель редактировал "Бамбергскую газету" ("Bamberger Zeitung"), но меньше чем через два года отказался от "газетной каторги" и в 1808 году получил место ректора классической гимназии в Нюрнберге. Восемь лет, которые Гегель провел в Нюрнберге, дали ему богатый опыт преподавания, руководства и общения с людьми. В гимназии он преподавал философию права, этику, логику, феноменологию духа и обзорный курс философских наук; ему также приходилось вести уроки литературы, греческого, латинского, математики и истории религии. В 1811 году он женился на Марии фон Тухер, семья которой принадлежала к баварской знати. Этот сравнительно спокойный период жизни Гегеля способствовал появлению его наиболее важных произведений. В Нюрнберге вышла первая часть гегелевской системы — "Наука логики" ("Die Wissenschaft der Logik", 1812-1816).
В 1816 году Гегель возобновил университетскую карьеру, получив приглашение в Гейдельберг на место, которое ранее занимал его соперник по Йене Якоб Фриз. В Гейдельбергском университете он преподавал в течение четырех семестров; из прочитанных лекций был составлен учебник "Энциклопедия философских наук" ("Enzyklopadie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse", первое издание 1817), по-видимому, лучшее введение в его философию. В 1818 году Гегель был приглашен в Берлинский университет на место, которое когда-то занимал знаменитый И.Г.Фихте. Приглашение было инициировано прусским министром по делам вероисповеданий (ведавшим вопросами религии, здравоохранения и просвещения) с надеждой усмирить при помощи гегелевской философии опасный дух мятежа, бродивший в студенческой среде.
Первые лекции Гегеля в
Берлине остались почти без внимания,
однако постепенно курсы стали собирать
всё большую аудиторию. Студенты
не только из различных областей Германии,
но также из Польши, Греции, Скандинавии
и других европейских стран устремились
в Берлин. Гегелевская философия
права и государственного строя
все более становилась
Последней опубликованной работой Гегеля была "Философия права" ("Grundlinien der Philosophie des Rechts oder Naturrecht und Staatswissenschaft im Grundrisse"), вышедшая в свет в Берлине в 1820 году (на титуле — 1821). Вскоре после смерти Гегеля некоторые его друзья и ученики стали готовить полное издание его работ, которое было осуществлено в 1832-1845 годах. В него вошли не только работы, опубликованные при жизни философа, но также лекции, подготовленные на основе обширных, довольно запутанных рукописей, а также студенческих записей. В результате вышли в свет знаменитые лекции по философии истории, а также по философии религии, эстетике и истории философии. Новое издание трудов Гегеля, частично включившее новые материалы, началось после Первой мировой войны под руководством Георга Лассона в рамках "Философской библиотеки" и после смерти последнего было продолжено Й.Хоффмайстером. Старое издание было заново отредактировано Г.Глокнером и вышло в 20 томах; оно было дополнено монографией о Гегеле и тремя томами "Словаря Гегеля" (Hegel Lexikon) Глокнера. С 1958 года после основания в Бонне "Архива Гегеля" в рамках "Немецкого исследовательского общества" была создана "Гегелевская комиссия", принявшая на себя общую редакцию нового историко-критического собрания сочинений. С 1968 по 1994 год работой Архива руководил О.Пёггелер.
Философия Гегеля.
| ||||||
|
Система Гегеля
В развитом
виде содержание философской системы
Гегеля, сжато изложенное в "Энциклопедии
философских наук" (1817), состоит в следующем
В основе всех явлений природы и общества
лежит абсолют, духовное и разумное начало
- абсолютная идея, мировой разум, мировой
дух и т.п. Это начало активно и деятельно,
причем деятельность его состоит в мышлении,
а точнее - в самопознании.
В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа:
развитие идеи в ее собственном лоне, в "стихии чистого мышления" - "Логика", где идея раскрывает свое содержание в системе взаимно связанных и переходящих друг в друга логических категорий;
развитие идеи в форме "инобытия", т.е. в форме природы - "Философия природы". Природа служит лишь внешним проявлениям саморазвития логических категорий;
развитие идеи в сознании, праве, нравственности, всемирной истории, т.е. в "духе" - "Философия духа". На этом этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого
1. Логика. Занимает центральное место и по своему содержанию, т.к. в ней субъектом и объектом выступает одно и тоже начало – мышление, – и по форме, т.к. в ней абсолютная идея пребывает в своей родной стихии – в сфере логического, которое совпадает с истинным.
Логика, которая учит человек мыслить, - лишь «субъективная» логика (учение о понятии). Ей(и в этом новизна Гегеля) предшествует «объективная логика» (учение о бытии и учение о сущности). Это не логика человеческой мысли, а логика не зависящей от человека действительности, логика «доприродного» состояния Абсолютной идеи.
Абсолютная идея Гегеля и Бог христианской религии, понятия близкие, однако если Бог всегда равен самому себе, то а.и. находится в состоянии непрерывного развития.
Принципами логики выступает метод восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического. Высшим началом логики и мышления служит положение о тождестве бытия и разума (все действительное разумно, все разумное действительно).
2. Философия природы. Смысл и значение природного мира в том, что он опосредует собою дух божественный и дух человеческий. Природу рассматривал не саму по себе, а как ступень становления, проявления и формирования разума, как орудие возникающего сознания. Философия природы содержит 3 раздела: механика, физика, органическая физика.
3. Философия духа. 3 раздела: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. На данной ступени своего проявления абсолютная идея выступает в формах сознания, разума и деятельности человека. Ф.д. охватывает все проявления социального и духовного мира: индивид. и обществ. сознание, всемирную историю и государство.
Учение о субъективном духе изображает
становление индивидуального
В учении об объективном духе рассматривает социально-политическую жизнь, в рамках которой абсолютная идея проходит через ступени права, семьи, нравственности (в состав которой включает семью, гражданское общество, государство). Развитие общества он трактует как прогресс в сознании свободы, который необходимо познать в его внутренней необходимости.
В учении об абсолютном духе рассматривает диалектику движения к истине общественных форм сознания: искусства, религии. Философии. Искусство выражает абсолютную идею в форме созерцания, религия – в форме представления, и лишь в философии а.и. обретает абсолютную форму – понятие.
Основное достижение Гегеля
это создание на объективно-идеалистической
основе систематической теории диалектики.
Ее центральное понятие — развитие
— есть характеристика деятельности
абсолюта (мирового духа), его сверхвременного
движения в области чистой мысли
в восходящем ряду все более конкретных
категорий (бытие, ничто, становление;
качество, количество, мера; сущность,
явление, действительность, понятие, объект,
идея, завершающаяся абсолютной идеей),
его перехода в отчужденное состояние
инобытия — в природу, его возвращения
к себе в человеке в формах психической
деятельности индивида (субъективный
дух), сверхиндивидуального «объективного
духа» (право, мораль и «нравственность»
— семья, гражданское общество, государство
) и «абсолютного духа» (искусство, религия,
философия как формы
Диалектика Гегеля.
Гегель подверг пересмотру логику, идущую от Аристотеля. Выдвинул самый смелый за всю историю философии принцип: «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия есть критерий заблуждения». Создатель неформальной – диалектической- логики.
Значение ф-ии Гегеля заключалось
в том, что в ней в систематической
форме было изложено диалектическое
миропонимание и