Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:08, реферат
. Философия разрабатывает определенные "модели" реальности, сквозь "призму" которых ученый смотрит на свой предмет исследования (онтологический аспект). Философия дает наиболее общую картину мира в его универсально-объективных характеристиках, представляет материальную действительность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундаментальных законов. Такая философская картина мира (в отличие от религиозной, мифологической и т.п.) служит предпосылкой и условием для разработки физической, биологической и других картин мира в качестве универсальной онтологической установки.
2. Общенаучные
подходы и методы исследования, которые
получили широкое развитие и применение
в науке XX века. Они выступают в качестве
своеобразной "промежуточной методологии"
между философией и фундаментальными
теоретико-методологическими положениями
специальных наук. К общенаучным понятиям
чаще всего относят такие понятия, как
"информация", "модель", "структура",
"функция", "система", "элемент",
"оптимальность", "вероятность"
и др. Характерными чертами общенаучных
понятий являются, во-первых, «сплавленность»
в их содержании отдельных свойств, признаков,
понятий ряда частных наук и философских
категорий. Во-вторых, возможность (в отличие
от последних) их формализации, уточнения
средствами математической теории, символической
логики. Если философские категории воплощают
в себе предельно возможную степень общности
– конкретно-всеобщее, то для общенаучных
понятий присуще большей частью абстрактно-общее
(одинаковое), что и позволяет выразить
их абстрактно-формальными средствами.
На основе общенаучных понятий и концепций
формулируются соответствующие методы
и принципы познания, которые и обеспечивают
связь и оптимальное взаимодействие философии
со специально-научным знанием и его методами.
К числу общенаучных принципов и подходов
относятся системный и структурно-функциональный,
кибернетический, вероятностный, моделирование,
формализация и ряд других.[2,с. 245] Особенно
бурно в последнее время развивается такая
общенаучная дисциплина как синергетика
– теория самоорганизации и развития
открытых целостных систем любой природы
– природных, социальных, когнитивных
(познавательных). Среди основных понятий
синергетики такие понятия как "порядок",
"хаос", "нелинейность", "неопределённость",
"нестабильность", "диссипативные
структуры" и др. Синергетические понятия
тесно связаны и переплетаются с рядом
философских категорий, особенно таких
как «бытие», «развитие», «становление»,
«время», «целое», «случайность», «возможность»
и др. Важная роль общенаучных подходов
состоит в том, что в силу своего «промежуточного
характера», они опосредствуют взаимопереход
философского и частнонаучного знания
(а также соответствующих методов). Дело
в том, что первое не накладывается чисто
внешним, непосредственным образом на
второе. Поэтому попытки сразу, "в упор"
выразить специально-научное содержание
на языке философских категорий бывает,
как правило, неконструктивным и малоэффективным.
3. Частнонаучные
методы – совокупность
4. Дисциплинарные
методы – система приемов,
применяемых в той или иной
научной дисциплине, входящей в
какую-нибудь отрасль науки
5. Методы междисциплинарного
исследования – совокупность
ряда синтетических,
Две модели решения
вопроса о методологической роли философии
в научном познании
Во-первых, умозрительный-философский
подход (натурфилософия, историософия
и т. П.), При котором исходные положения
научных теорий выводятся конкретно
из философских принципов, минуя
анализ специального — фактического и
концептуального — материала данной науки
(Шеллинг, Гегель). Во-вторых, позитивизм,
согласно которому «наука сама себе философия».
В первой модели роль философии в частно-научном
познании абсолютизируется, во второй
— принижается либо даже совсем отвергается.
И хотя обе крайности дали определенные
положительные результаты, но указанная
неувязка не была решена. История философии
указывает, что действие гносеологии на
процесс развития науки и её результаты
ярко проявляется в следующих главных
моментах:
1. Философия
влияет на научное познание
так либо по другому на всех
его стадиях, но в наивысшей
мере — при построении теорий,
в особенности базовых. Схожее
почаще всего наблюдается в
периоды «крутых ломок»
2. На развитие
научного познания философия
значительно влияет
3. Философские принципы
на процесс научного исследования постоянно
воздействуют не прямо и конкретно, а сложным,
опосредованным методом — через способы,
формы и концепции остальных методологических
уровней. Причем, реализация философских
принципов в научном познании значит совместно
с тем их переосмысление, углубление, улучшение
и развитие.
4. Философские
способы не постоянно дают
о себе знать в процессе
исследования в явном виде. Они
могут учитываться и
5. Принципы философии
реально работают в науке в
виде всеобщих регулятивов, универсальных
норм, образующих в собственной совокупности
методологическую программу самого верхнего
уровня. Данная программа не обязана быть
твердой схемой, шаблоном, стереотипом,
по которому «кроят и перекраивают факты»,
а только совсем гибким и динамичным общим
управлением для исследования.
6. Философия
разрабатывает определенные
7. Философско-методологические
принципы выполняют функцию вспомогательного,
производного от практики, критерия истины,
о чем уже шла речь. Способ существует,
развивается лишь в сложной диалектике
субъективного и объективного, при определяющей
роли последнего. Совместно с тем он сразу
субъективен, но не как совокупность умозрительных
приемов, правил и процедур, а как продолжение
и завершение объективности, из которой
он вырастает.
Вывод
В реферате
описана роль философии в
Литература
1. Горохов В.Г.,
Розин В. М. Введение в
2. Гегель Г.В.
//Энциклопедия философских
3. Кохановский
В.П. Философия и методология
науки // Учебник для высших
учебных заведений /под ред. В.П.
Кохановского. – Ростов н/Д.: «Феникс»,
1999. – С.574
Роль философии
в научном познании
Говоря о роли
философии (независимо от ее формы) в
научном познании, следует указать
на две крайние модели, которые
сложились в решении этого
очень сложного вопроса:
1.Умозрительно-философский
подход (натурфилософия, философия
истории и т.п.), суть которого
— прямое выведение исходных
принципов научных теорий
2.Позитивизм, согласно
которому «наука сама себе
философия». Роль философии в
частнонаучном познании либо
абсолютизируется, либо принижается
или даже вовсе отвергается.
И хотя в обоих случаях были
достигнуты определенные позитивные результаты,
однако указанная проблема не была решена.
История познания
и самой философии показывает,
что ее воздействие на процесс
развития науки и ее результаты выражаются
в следующих основных моментах:
а) Интегративная (синтетическая) функция философии —
системное, целостное
обобщение и синтез (объединение)
разнообразных форм познания, практики,
культуры — всего опыта человечества
в целом. Философское обобщение
— это не просто механическое, эклектическое
соединение частных проявлений этого
опыта, а качественно новое, всеобщее и
универсальное знание.
б) Критическая функция философии, которая в этой своей
функции нацелена на все сферы человеческой деятельности.
При этом критика
должна быть конструктивной «с удержанием
в старом положительного», предлагающая
новые решения, а не тотальноотрицающей
все и вся. При этой критике мысль должна
быть тесно связана и перерастать в критику
социальной действительности. Отсутствие
конструктивно-критического подхода неизбежно
оборачивается апологетикой — предвзятой
защитой, безудержным восхвалением чего-либо
вместо объективного анализа.
в) Философия
разрабатывает определенные модели
реальности, сквозь призму которых
ученый смотрит на свой предмет исследования.
Философия дает наиболее общую картину
мира в его универсально-объективных характеристиках,
представляет материальную действительность
в единстве всех ее атрибутов, форм движения
и фундаментальных законов.
г) Философия
вооружает исследователя
закономерностей
самого познавательного процесса в его
целостности и развитии, в единстве всех
его уровней, моментов, сторон, форм и т.п.,
чем специально и непосредственно не занимается
ни одна частная наука или научная дисциплина.
Кроме того, философия поставляет ученому
конкретно историческую сетку логических
понятий и т.п., с помощью которых строит
концептуальные модели реальности или
самого познания.
д) Философия дает науке наиболее общие методологические
принципы, формулируемые
на основе определенных категорий.
Принципы философии
реально функционируют в науке в виде
всеобщих регулятивов, универсальных
норм, образующих в своей совокупности
методологическую программу самого верхнего
уровня.
е) От философии
ученый получает определенные мировоззренческие
ценностные установки и смысложизненные
ориентиры, которые иногда в значительной
степени (особенно в гуманитарных науках)
влияют на процесс научного исследования
и его конечные результаты.
ж) Существенное влияние на развитие научного познания
философия оказывает своей «умозрительно прогнозирующей»
функцией. Речь
идет о том, что в рамках философии
вырабатываются идеи, принципы, представления
и т.п., значимость которых обнаруживается
лишь на будущих этапах эволюции познания
через сотни, а то и через тысячи
лет. Таковы, в частности, были идеи
античной атомистики, гегелевский аппарат
диалектики, предвосхитивший определенные
положения синергетики.