Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:08, реферат
. Философия разрабатывает определенные "модели" реальности, сквозь "призму" которых ученый смотрит на свой предмет исследования (онтологический аспект). Философия дает наиболее общую картину мира в его универсально-объективных характеристиках, представляет материальную действительность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундаментальных законов. Такая философская картина мира (в отличие от религиозной, мифологической и т.п.) служит предпосылкой и условием для разработки физической, биологической и других картин мира в качестве универсальной онтологической установки.
1 Гейзенберг
В. Шаги за горизонт. - М., 1987. С.
40-41.
7. Философско-методологические
принципы в их единстве выполняют
в ряде случаев функцию вспомогательного,
производного от практики критерия истины.
Они не заменяют практику как решающий
критерий, но дополняют его - особенно
когда обращение к ней, в силу целого ряда
обстоятельств, невозможно. Так, например,
если замечены нарушения со стороны исследователя
таких принципов диалектики, как объективность,
всесторонность конкретность, историзм
и других, то никакой практики не нужно,
чтобы убедиться в том, что выводы, сделанные
на такой "основе", вряд ли будут истинными.
333
8. Интегративная
(синтетическая) функция
Для философии,
как и для всей современной
науки, характерны именно
Несмотря
на несходство, а порой конфликты
между отдельными философскими
учениями, философия по существу своему
интегральна и синтетична. Она выражает
в своих категориях многообразный человеческий
опыт и потому является "метаязыком"
всех его проявлений, самым общим "интегратором"
познания и практики, в том числе и их методов
("интеграция по методу").
9. Критическая
функция философии, которая в
этой своей функции нацелена
на все сферы человеческой
деятельности - не только на познание,
но и на практику, на общество,
на социальные отношения людей.
Критика -
способ духовной деятельности, основная
задача которого состоит в том, чтобы дать
целостную оценку явления, выявить его
противоречия, сильные и слабые стороны,
позитивные и негативные моменты. Существуют
две основных формы критики: а) негативная,
разрушительная, "тотальное отрицание",
отвергающее все и вся; б) конструктивная,
созидательная, не уничтожающая все "до
основания", а сохраняющая позитивное
(но переработанное) содержание старого
в новом, предлагающая конкретные пути
решения проблем, эффективные способы
преодоления заблуждений.
334
В философии
и научном познании
Способность
философии к конструктивному
анализу "всего сущего" - ее
"структурный реквизит". Она
нацелена на развенчание
Философская
критика мысли должна быть
тесно связана и перерастать
в критику социальной
Воздействие
философских принципов на
Следует иметь
в виду, что роль философских
принципов довольно часто
335
Поскольку
влияние философии на науку
является, как правило, опосредованным,
тем более в условиях
Таким образом,
недопустимо рассматривать
Философские
методы не всегда дают о
себе знать в процессе
Следует сказать,
что широкое развитие в современной
науке внутринаучной методологической
рефлексии не "отменяет" философские
методы, не элиминирует их из науки. Эти
336
методы всегда
в той или иной мере
Реализация
философских принципов в
1 Эйнштейн А.,
Инфельд Л. Эволюция физики. - М.,
1965. С. 47-48.
Тем самым
путь реализации
337
Источник: Реферат
по философии науки и технике
Содержание:
Введение
1.Взаимосвязь
философии и частных наук
2.Функции философии
в научном познании
3. Роль философии
в научном познании
4.Две модели
решения вопроса о
Вывод
Литература
Введение
Сказанного
уже достаточно, чтобы понять, что наука
– это вполне достойный объект изучения.
В наше время она оказалась под перекрестным
вниманием сразу нескольких дисциплин,
включая историю, социологию, экономику,
психологию. Философия и её роль в научном
познании занимают в этом ряду особое
место. Философия науки ставит задачу
раскрыть природу, условия и характер
научных знаний. Предметом философии науки
являются общие закономерности и тенденции
научного познания как особой деятельности
по производству научных знаний, взятых
в их историческом развитии и рассмотренных
в исторически изменяющемся социокультурном
контексте. Задача исследования философии
и её роли в научном познании заключается
в развёртывании таких представлений
о науке как в взаимосвязь философии и
частных наук, функции философии в научном
познании, роль философии в научном познании,
модели решения вопроса о методологической
роли философии в научном познании. Цель:
определить роль философии в научном познании
Взаимосвязь философии
и частных наук
Решение вопроса
о соотношении философских и частных наук
можно свести к двум основным моделям
(типам): а) абсолютизация одной из этих
сторон (метафизический подход); б) взаимосвязь,
взаимодействие (союз) обеих сторон (диалектический
подход). Характеризуя первый тип, следует
выделить две главные его формы: спекулятивное
(лат. – наблюдаю, созерцаю) умозрение
и позитивизм (лат. – положительный). Если
рассматривать вопрос о соотношении философии
и науки диалектически, то наиболее характерными
здесь являются: а) диалектически- идеалистический
подход (Шеллинг и особенно Гегель); б)
диалектико- материалистический подход
(Энгельс и последующее развитие этого
подхода). Говоря о необходимости союза
философии и частных наук, Гегель писал,
что необходимо, чтобы философия согласовывалась
с действительностью и опытом – это "пробный
камень" истинности философского учения.
"Возбужденное опытом, как раздражителем"
мышление затем поднимается в свою «чистую
стихию», развивается из себя. Диалектика
как Логика и теория познания, согласно
Гегелю, не отбрасывает в сторону эмпирическое
содержание частных наук, а признаёт его,
пользуется им и делает его своим собственным
содержанием. Она также признаёт всеобщее
в этих науках, законы, принципы и т.п.,
но она вводит в эти категории другие –
философские – категории и удерживает
их. Различие, таким образом, состоит лишь
в этом изменении категорий. Отсюда Гегель
делает свой знаменитый вывод о том, что
"всякая наука есть прикладная логика".
Общий механизм
взаимосвязи философии и
1. Положение
философии в структуре
2. Можно быть
хорошим философом без всякой
ученой подготовки. Наряду с этим
философии можно и нужно
3. Факт, против которого
спорить не приходиться, состоит в том,
что одновременно сосуществуют многие
различные, независимые и разнообразные,
сходные и несходные, противоречащие философские
системы и концепции, и что выбор между
ними на основе истинности одной из них
не может быть логически сделан. Сила философии
– в её разнородности и в большом диапазоне
этой разнородности. Поэтому не может
быть и речи о согласовании философских
концепций и о нахождении какого-нибудь
единого, общего, всеобнимающего представления.
4. В основе
философии лежит примат
5. Глубочайший
анализ разума – эта основная
база философии – не может
служить мерилом современного
научного знания, так как оно
в своём научном аппарате, неизбежно
захватывающем будущее ноосферы
(сферы разума), имеет научную эмпирическую
базу, значительно более мощную и прочную,
чем указанная база философии.
6. Учёный не
может не считаться с работой
философа, должен критически