Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 22:29, доклад
В науке под функцией (лат. functio — исполнение) по¬нимают внешнее проявление свойств того или иного объек¬та в данной системе отношений. Указать на функции фи¬лософии — значит определить ее место и роль в обще-ственной жизни, значение для развития науки и культуры, практической деятельности.
которым никакая наука, кроме философии, не занималась, не занимается и не
будет заниматься» (Б. Рассел).
С самого зарождения философии более двух тысяч лет назад В Древней Греции
среди серьезных мыслителей, вовлекавшихся в этот процесс, существовало
убеждение в необходимости тщательной проверки рациональной обоснованности тех
воззрений на окружающий мир и нас самих, которые мы принимаем. Все мы
воспринимаем массу информации и множество мнений о материальной вселенной и
человеческом мире. Однако только очень немногие из нас когда-либо
задумываются, насколько достоверны или существенны эти данные. Обычно мы
склонны без сомнений принимать сообщения об открытиях науки, освященные
традицией убеждения и разнообразия воззрения, основанные на личном опыте. Так
же и философ настаивает на скрупулезной критической проверке всего этого,
чтобы установить, основываются ли эти верования и воззрения на достаточных
основаниях и следует ли мыслящему человеку их принимать.
По своему методу философия есть рациональный способ объяснения
действительности. Она не довольствуется эмоциональными символами, а стремится
к логической аргументированности и обоснованности. Философия стремится к
построению системы, основанной на разуме, а не на вере или художественном
образе, которые в философии играют вспомогательную роль.
Цель философии – знание, свободное от обычных практических интересов.
Полезность – не ее цель. Еще Аристотель говорил: «Все другие науки более
необходимы, а лучше нет ни одной».
В мировой философии достаточно
четко просматриваются две
сближается либо с наукой, либо с искусством (В.А. Канке) .
Во все исторические эпохи философия и наука шли рука об руку, дополняя друг
друга. Многие идеалы науки, такие как доказательность, систематичность,
проверяемость высказываний, были первоначально выработаны в философии. В
философии, как и в науке, исследуют, размышляют, одни высказывания
обосновываются другими. Но там, где наука разъединяет (значение имеет только
то, что относится в сфере данной науки), философия объединяет, для нее не
характерно дистанцирование от какой-либо сферы бытия человека. Идет ни на миг
не останавливающийся процесс обмена идеями между философией и наукой, что
породило пограничные между наукой и философией области знания (философские
вопросы физики, математики, биологии, социологии; например, идея
относительности, несамостоятельности пространства и времени, которая сначала
обсуждалась в философии Лейбницем, Махом, затем в математике Лобачевским,
Пуанкаре, позднее в физике Эйнштейном). Никогда ранее философия не была столь
научно ориентирована, как сейчас. С одной стороны это – благо. Но с другой,
неправильно сводить к научной ориентации философии все ее достоинства. Первые
ученые были убеждены в совместимости их воззрений и религии. Разгадывая тайны
природы, они пытались расшифровать «письмена Бога». Но с развитием науки и
ростом ее общественного влияния происходит вытеснение наукой всех других форм
культуры – религии, философии, искусства. (Об этом написал И.С. Тургенев свой
роман «Отцы и дети»). Такая установка грозит полностью вытеснить из
человеческих отношений элементы гуманности, сочувствия людей друг к другу.
Существует еще и чувственно-
считал, что философия не довольствуется понятийным постижением мира, а
стремится к возвышенному (чувству) и искусство ей ближе, чем наука. Эта идея
выявила гуманистическую функцию философии, ее предельно внимательное
отношение к человеку. Эта позиция – благо, плохо, когда ее преувеличивают и
отрицают научную и моральную ориентацию философии. «Философия – это призыв к
рафинированной истине и возвышенному чувству» (В.А. Канке).
Но мало объяснять мир и звать к совершенству, нужно этот мир изменять. Но в
каком направлении? Нужна система ценностей, представлений о добре и зле,
должном и недолжном. Здесь и выясняется особая роль философии в практическом
обеспечении успешного развития цивилизации. При более детальном рассмотрении
философских систем всегда выявляется их этическое содержание. Практическая
(моральная) философия заинтересована в достижении добра. Высокие моральные
черты людей не возникают сами по себе, они довольно часто являются
непосредственным результатом плодотворной деятельности философов. В наши дни
этическую функцию философии часто называют аксиологической; имеется в виду
ориентация философии на известные ценности. Аксиология, как наука о ценностях
сложилась только к началу ХХ века.
Философ-этик в качестве цели своей деятельности избирает идеалы добра ( а не
зла). В фокус философского обсуждения поставлена не мысль-действие и не
чувство-действие, а любое действие, универсальная цель – добро. Идеалы добра
характерны и для
для прокладчиков автомобильных дорог, и для строителей электростанций.
Практическая ориентация характерна для философии в целом, но универсальную
значимость она приобретает именно в рамках этической функции философии.
Значение философии не в практической полезности, а в нравственной, потому что
философия ищет идеал, путеводную звезду в жизни людей. Прежде всего идеал
нравственный, связанный с отысканием смысла жизни человека и общественного
развития. При этом философия ориентируется на идеалы науки, искусства и
практики, но эти идеалы приобретают в философии соответствующее ее специфике
своеобразие. Будучи целым, философия обладает разветвленной структурой.
В качестве учения о бытии
философия выступает как
Выделение различных видов бытия – природы, человека, общества, техники –
приведет к философии природы, человека (антропологии), общества (философии
истории). Философию познания называют гносеологией или эпистемологией. Как
учение о способах познания философия есть методология. Как учение о путях
творчества философия есть эвристика. Разветвленными областями философии
являются философия науки, философия религии, философия языка, философия
искусства (эстетика), философия культуры, философия практики (этика), история
философии. В философии науки относительно самостоятельным значением обладают
философские вопросы отдельных наук (логики, математики, физики, биологии,
кибернетики, политологии
и т.д.). И эти отдельные
философского знания косвенно способны приносить значительные практические
результаты. Например, философия и методология науки помогают отдельным наукам
в решении стоящих перед ними задач. Тем самым философия способствует научному
и техническому прогрессу. Социальная философия участвует в решении
общественно-политических, экономических и др. проблем. Можно с полным правом
утверждать, что во всех достижениях человечества присутствует значительный,
хотя и косвенный вклад философии. Философия едина и многообразна, человек не
обходится без нее ни в одной из областей своей жизни.
О чем же эта наука? Почему бы просто не дать четкое определение ее предмета,
рассмотреть его так, чтобы с самого начала было понятно, что же пытается
делать философ?
Трудность состоит в том, что философию легче объяснить, занимаясь ею, чем
описывая ее со стороны. Частично она заключается в определенным подходе к
рассмотрению вопросов, частично – в попытках решить некоторые проблемы,
традиционно интересующие тех, кто называет себя (или кого так называют
другие) «философами». Единственная вещь, относительно которой философы
никогда не могли договориться да и вряд ли вообще договорятся ли когда-нибудь
вообще – это то, в чем состоит философия.
Люди, серьезно занимающиеся философией, ставили перед собой различные задачи.
Одни пытались объяснить и обосновать определенные религиозные воззрения,
другие, занимаясь наукой – стремились показать значение и раскрыть смысл
различных научных открытий и теорий. Третьи (Джон Локк, Маркс) использовали
философию, пытаясь изменить политическую организацию общества. Многих
интересовало обоснование и обнародование каких-то идей, которые, по их
мнению, могли бы помочь человечеству. Некоторые же не ставили перед собой
столь грандиозных целей, а просто хотели разобраться в особенностях мира, в
котором живут, и понять верования, которых придерживаются люди.
Профессии философов также разнообразны как и их задачи. Некоторые были
преподавателями, часто профессорами университетов, читавшими курсы философии.
Другие были лидерами религиозных движений, многие были и вовсе обычными
ремесленниками.
Независимо от преследуемых целей и конкретного рода занятий все философы
придерживаются убеждений, что крайне важным и необходимым является тщательное
исследование и анализ наших воззрений, нашего обоснования их. Философу
свойственно подходить к определенным вещам определенным образом. Ему хочется
установить, какой смысл несут наши фундаментальные идеи и понятия, на каком
основании базируется наше знание, каких следует придерживаться стандартов,
чтобы приходить к правильным заключениям, какие убеждения необходимо
отстаивать, и .т.п. Философ считает, что размышление над такими вопросами
приводит человека к более глубокому пониманию вселенной, природы и людей.
Философия обобщает достижения науки, опирается на них. Игнорирование научных
достижений привело бы ее к бессодержательности. Но развитие науки происходит
на фоне культурного и социального развития. Поэтому философия призвана
способствовать гуманизации науки, повышению в ней роли нравственных факторов.
Она должна ограничивать непомерные притязания науки на роль единственного и
универсального способа освоения мира. Она соотносит факты научного познания с
идеалами и ценностями гуманитарной культуры.
Изучение философии
философской культуры личности. Она расширяет сознание: людям для общения
нужна широта сознания, умение понять другого человека или себя как бы со
стороны. В этом помогает философия и навыки философского мышления. Философу
приходится рассматривать точки зрения разных людей, критически их
осмысливать. Так накапливается духовный опыт, который способствует расширению
сознания.
Однако, подвергая какие-либо идеи или теории сомнениям не следует долго
оставаться на этом этапе, необходимо двигаться дальше в поисках позитивного
решения, поскольку беспрерывные колебания представляют собой бесплодный
тупик.