Функции философии и её роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 22:29, доклад

Описание работы

В науке под функцией (лат. functio — исполнение) по¬нимают внешнее проявление свойств того или иного объек¬та в данной системе отношений. Указать на функции фи¬лософии — значит определить ее место и роль в обще-ственной жизни, значение для развития науки и культуры, практической деятельности.

Работа содержит 1 файл

Функции философии и её роль в обществе.docx

— 42.79 Кб (Скачать)

которым никакая наука, кроме философии, не занималась, не занимается и не

будет заниматься» (Б. Рассел).

С самого зарождения философии  более двух тысяч лет назад В Древней Греции

среди серьезных мыслителей, вовлекавшихся в этот процесс, существовало

убеждение в необходимости  тщательной проверки рациональной обоснованности тех

воззрений на окружающий мир  и нас самих, которые мы принимаем. Все мы

воспринимаем массу информации и множество мнений о материальной вселенной и

человеческом мире. Однако только очень немногие из нас когда-либо

задумываются, насколько  достоверны или существенны эти  данные. Обычно мы

склонны без сомнений принимать  сообщения об открытиях науки, освященные

традицией убеждения и  разнообразия воззрения, основанные на личном опыте. Так

же и философ настаивает на скрупулезной критической проверке всего этого,

чтобы установить, основываются ли эти верования и воззрения  на достаточных

основаниях и следует ли мыслящему человеку их принимать.

По своему методу философия  есть рациональный способ объяснения

действительности. Она не довольствуется эмоциональными символами, а стремится

к логической аргументированности  и обоснованности. Философия стремится  к

построению системы, основанной на разуме, а не на вере или художественном

образе, которые в философии играют вспомогательную роль.

Цель философии – знание, свободное от обычных практических интересов.

Полезность – не ее цель. Еще Аристотель говорил: «Все другие науки более

необходимы, а лучше нет ни одной».

В мировой философии достаточно четко просматриваются две тенденции. Философия

сближается либо с наукой, либо с искусством (В.А. Канке) .

Во все исторические эпохи  философия и наука шли рука об руку, дополняя друг

друга. Многие идеалы науки, такие как доказательность, систематичность,

проверяемость высказываний, были первоначально выработаны в философии. В

философии, как и в науке, исследуют, размышляют, одни высказывания

обосновываются другими. Но там, где наука разъединяет (значение имеет только

то, что относится в  сфере данной науки), философия объединяет, для нее не

характерно дистанцирование от какой-либо сферы бытия человека. Идет ни на миг

не останавливающийся  процесс обмена идеями между философией и наукой, что

породило пограничные  между наукой и философией области  знания (философские

вопросы физики, математики, биологии, социологии; например, идея

относительности, несамостоятельности  пространства и времени, которая  сначала

обсуждалась в философии  Лейбницем, Махом, затем в математике Лобачевским,

Пуанкаре, позднее в физике Эйнштейном). Никогда ранее философия не была столь

научно ориентирована, как  сейчас. С одной стороны это  – благо. Но с другой,

неправильно сводить к  научной ориентации философии все  ее достоинства. Первые

ученые были убеждены в  совместимости их воззрений и  религии. Разгадывая тайны

природы, они пытались расшифровать «письмена Бога». Но с развитием  науки и

ростом ее общественного  влияния происходит вытеснение наукой всех других форм

культуры – религии, философии, искусства. (Об этом написал И.С. Тургенев свой

роман «Отцы и дети»). Такая  установка грозит полностью вытеснить  из

человеческих отношений  элементы гуманности, сочувствия людей  друг к другу.

Существует еще и чувственно-эстетический аспект философии. Например, Шеллинг

считал, что философия  не довольствуется понятийным постижением  мира, а

стремится к возвышенному (чувству) и искусство ей ближе, чем  наука. Эта идея

выявила гуманистическую  функцию философии, ее предельно  внимательное

отношение к человеку. Эта  позиция – благо, плохо, когда  ее преувеличивают и

отрицают научную и  моральную ориентацию философии. «Философия – это призыв к

рафинированной истине и  возвышенному чувству» (В.А. Канке).

Но мало объяснять мир  и звать к совершенству, нужно  этот мир изменять. Но в

каком направлении? Нужна система ценностей, представлений о добре и зле,

должном и недолжном.  Здесь и выясняется особая роль философии  в практическом

обеспечении успешного развития цивилизации.  При более детальном рассмотрении

философских систем всегда выявляется их этическое содержание. Практическая

(моральная) философия  заинтересована в достижении  добра. Высокие моральные

черты людей не возникают  сами по себе, они довольно часто  являются

непосредственным результатом  плодотворной деятельности философов. В наши дни

этическую функцию философии  часто называют аксиологической; имеется в виду

ориентация философии  на известные ценности. Аксиология, как наука о ценностях

сложилась только к началу ХХ века.

Философ-этик в качестве цели своей деятельности избирает идеалы добра ( а не

зла). В фокус философского обсуждения поставлена не мысль-действие и не

чувство-действие, а любое  действие, универсальная цель –  добро. Идеалы добра

характерны и для осуществляющих рост знания, и для ценителей возвышенного, и

для прокладчиков автомобильных  дорог, и для строителей электростанций.

Практическая ориентация характерна для философии в целом, но универсальную

значимость она приобретает  именно в рамках этической функции  философии.

Значение философии не в практической полезности, а в  нравственной, потому что

философия ищет идеал, путеводную звезду в жизни людей. Прежде всего идеал

нравственный, связанный с отысканием смысла жизни человека и общественного

развития. При этом философия  ориентируется на идеалы науки, искусства  и

практики, но эти идеалы приобретают  в философии соответствующее ее специфике

своеобразие. Будучи целым, философия обладает разветвленной  структурой.

В качестве учения о бытии  философия выступает как онтология (учение о сущем).

Выделение различных видов  бытия – природы, человека, общества, техники –

приведет к философии  природы, человека (антропологии), общества (философии

истории). Философию познания называют гносеологией или эпистемологией. Как

учение о способах познания философия есть методология. Как  учение о путях

творчества  философия  есть эвристика.  Разветвленными областями  философии

являются философия науки, философия религии, философия языка, философия

искусства (эстетика), философия  культуры, философия практики (этика), история

философии. В философии  науки относительно самостоятельным  значением обладают

философские вопросы отдельных  наук (логики, математики, физики, биологии,

кибернетики, политологии  и т.д.). И эти отдельные специализированные сферы

философского знания косвенно способны приносить значительные практические

результаты. Например, философия  и методология науки помогают отдельным наукам

в решении стоящих перед  ними задач. Тем самым философия  способствует научному

и техническому прогрессу. Социальная философия участвует в решении

общественно-политических, экономических и др. проблем. Можно  с полным правом

утверждать, что во всех достижениях  человечества присутствует значительный,

хотя и косвенный вклад  философии. Философия едина и  многообразна, человек не

обходится без нее ни в  одной из областей своей жизни.

О чем же эта наука? Почему бы просто не дать четкое определение  ее предмета,

рассмотреть его так, чтобы  с самого начала было понятно, что  же пытается

делать философ?

Трудность состоит в том, что философию легче объяснить, занимаясь ею, чем

описывая ее со стороны. Частично она заключается в определенным подходе к

рассмотрению вопросов, частично – в попытках решить некоторые  проблемы,

традиционно интересующие тех, кто называет себя (или кого так  называют

другие) «философами». Единственная вещь, относительно которой философы

никогда не могли договориться да и вряд ли вообще договорятся ли когда-нибудь

вообще – это то, в  чем состоит философия.

Люди, серьезно занимающиеся философией, ставили перед собой  различные задачи.

Одни пытались объяснить  и обосновать определенные религиозные  воззрения,

другие, занимаясь наукой – стремились показать значение и  раскрыть смысл

различных научных открытий и теорий. Третьи (Джон Локк, Маркс) использовали

философию, пытаясь изменить политическую организацию общества. Многих

интересовало обоснование  и обнародование каких-то идей, которые, по их

мнению, могли бы помочь человечеству. Некоторые же не ставили перед  собой

столь грандиозных целей, а просто хотели разобраться в  особенностях мира, в

котором живут, и понять верования, которых придерживаются люди.

Профессии философов также  разнообразны как и их задачи. Некоторые были

преподавателями, часто профессорами университетов, читавшими курсы  философии.

Другие были лидерами религиозных  движений, многие были и вовсе обычными

ремесленниками.

Независимо от преследуемых целей и конкретного рода занятий  все философы

придерживаются убеждений, что крайне важным и необходимым  является тщательное

исследование и анализ наших воззрений, нашего обоснования  их. Философу

свойственно подходить к  определенным вещам определенным образом. Ему хочется

установить, какой смысл  несут наши фундаментальные идеи и понятия, на каком

основании базируется наше знание, каких следует придерживаться стандартов,

чтобы приходить к правильным заключениям, какие убеждения необходимо

отстаивать, и .т.п.  Философ считает, что размышление над такими вопросами

приводит человека к более  глубокому пониманию вселенной, природы и людей.

Философия обобщает достижения науки, опирается на них. Игнорирование  научных

достижений привело бы ее к бессодержательности. Но развитие науки происходит

на фоне культурного и  социального развития. Поэтому философия  призвана

способствовать гуманизации науки, повышению в ней роли нравственных факторов.

Она должна ограничивать непомерные притязания науки на роль единственного  и

универсального способа  освоения мира. Она соотносит факты  научного познания с

идеалами и ценностями гуманитарной культуры.

Изучение философии способствует повышению общей культуры и формированию

философской культуры личности. Она расширяет сознание: людям  для общения

нужна широта сознания, умение понять другого человека или себя  как бы со

стороны. В этом помогает философия и навыки философского мышления. Философу

приходится рассматривать  точки зрения разных людей, критически их

осмысливать. Так накапливается  духовный опыт, который способствует расширению

сознания.

Однако, подвергая какие-либо идеи или теории сомнениям не следует долго

оставаться на этом этапе, необходимо двигаться дальше в поисках  позитивного

решения, поскольку беспрерывные колебания представляют собой бесплодный

тупик.


Информация о работе Функции философии и её роль в обществе