Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:51, лекция
Рассмотрены философские взгляды Фридриха Августа фон Хайека.
Прежде чем мы сможем двигаться
дальше, надлежит прояснить одно недоразумение,
которое в значительной степени
повинно в том, что в нашем
обществе происходят вещи, ни для кого
не желательные. Недоразумение это
касается самого понятия "социализм".
Это слово нередко используют
для обозначения идеалов
Многие люди, называющие себя социалистами, имеют в виду только первое значение термина, т.е. они искренне верят в необходимость достижения конечных целей, но им все равно или они не понимают, каким образом цели эти могут быть достигнуты. Но для тех, для кого социализм -- это не только надежда, но и область политической деятельности, современные методы, характерные для этой доктрины, столь же важны, как и цели. С другой стороны, существуют люди, которые верят в цели социализма не меньше, чем сами социалисты, но тем не менее отказываются их поддерживать, поскольку усматривают в социалистических методах угрозу другим человеческим ценностям. Таким образом, спор идет скорее о средствах, чем о целях, хотя вопрос о том, могут ли быть одновременно достигнуты различные цели социализма, тоже иногда становится предметом дискуссий.
Этого уже достаточно, чтобы возникло недоразумение, но оно усугубляется еще и тем, что людей, отвергающих средства, часто обвиняют в пренебрежении к целям. А если мы вспомним, что одни и те же средства, например "экономическое планирование", являющееся ключевым инструментом социалистических реформ, могут использоваться для достижения различных целей, то поймем, насколько в действительности запутана ситуация. Конечно, мы должны направлять экономическую деятельность, если хотим, чтобы распределение доходов шло в соответствии с современными представлениями о социальной справедливости. Следовательно, все, кто мечтает, чтобы производство развивалось не "во имя прибыли", а "на благо человека", должны начертать на своем знамени лозунг "планирование". Однако то же самое планирование может быть использовано и для несправедливого по нашим теперешним представлениям распределения доходов. Хотим ли мы, чтобы основные блага в этом мире доставались представителям расовой элиты или людям нордического типа, членам партии или аристократии, -- мы должны будем использовать те же методы, что и при уравнительном распределении.
Быть может, ошибка заключается
в том, чтобы использовать термин
"социализм" для описания конкретных
методов, в то время как для
многих людей он обозначает прежде
всего цель, идеал. Наверное, лучше
обозначить методы, которые можно
использовать для достижения различных
целей, термином "коллективизм" и
рассматривать социализм как
одну из его многочисленных разновидностей.
И хотя для большинства социалистов
только один тип коллективизма является
подлинным социализмом, мы будем
помнить, что социализм -- это частный
случай коллективизма и поэтому
все, что верно для коллективизма,
будет также применимо и к
социализму. Практически все пункты,
по которым расходятся социалисты и
либералы, касаются коллективизма вообще,
а не конкретных целей, во имя которых
социалисты предполагают этот коллективизм
использовать. И все вопросы, которые
мы будем поднимать в этой книге,
связаны с последствиями
* * *
Однако даже если мы согласимся использовать
для обозначения всей совокупности
типов "плановой экономики" независимо
от их целей термин "коллективизм",
мы еще не преодолеем всех затруднений,
связанных с употреблением
Популярность идеи "планирования" связана прежде всего с совершенно понятным стремлением решать наши общие проблемы по возможности рационально, чтобы удавалось предвидеть последствия наших действий. В этом смысле каждый, кто не является полным фаталистом, мыслит "планово". И всякое политическое действие -- это акт планирования (по крайней мере должно быть таковым), хорошего или плохого, умного или неумного, прозорливого или недальновидного, но планирования. Экономист, который по долгу своей профессии призван изучать человеческую деятельность, неразрывно связанную с планированием, не может иметь ничего против этого понятия. Но дело заключается в том, что наши энтузиасты планового общества используют этот термин совсем в другом смысле. Они не ограничиваются утверждением, что если мы хотим распределять доходы или блага в соответствии с определенными стандартами, мы должны прибегать к планированию. Как следует из современных теорий планирования, недостаточно однажды создать рациональную систему, в рамках которой будут протекать различные процессы деятельности, направляемые индивидуальными планами ее участников. Такое либеральное планирование авторы подобных теорий вовсе не считают планированием, и действительно здесь нет никакого плана, который бы в точности предусматривал, кто и что получит. Но наши адепты планирования требуют централизованного управления всей экономической деятельностью, осуществляемой по такому единому плану, где однозначно расписано, как будут "сознательно" использоваться общественные ресурсы, чтобы определенные цели достигались определенным образом.
Этот спор между сторонниками планирования
и их оппонентами не сводится, следовательно,
ни к тому, должны ли мы разумно выбирать
тип организации общества, ни к
вопросу о необходимости
* * *
Несогласие с таким пониманием планирования не следует путать с догматической приверженностью принципу "laissez-faire". Либералы говорят о необходимости максимального использования потенциала конкуренции для координации деятельности, а не призывают пускать вещи на самотек. Их доводы основаны на убеждении, что конкуренция, если ее удается создать, -- лучший способ управления деятельностью индивидов. И они вовсе не отрицают, а, наоборот, всячески подчеркивают, что для создания эффективной конкуренции нужна хорошо продуманная система законов, но как нынешнее законодательство, так и законодательство прошлого в этом отношении далеки от совершенства. Не отрицают они и того, что там, где не удается создать условий для эффективной конкуренции, надо использовать другие методы управления экономической деятельностью. Но либералы решительно возражают против замены конкуренции координацией сверху. Они предпочитают конкуренцию не только потому, что она обычно оказывается более эффективной, но прежде всего по той причине, что она позволяет координировать деятельность внутренним образом, избегая насильственного вмешательства. В самом деле, разве не является сильнейшим аргументом в пользу конкуренции то, что она позволяет обойтись без "сознательного общественного контроля" и дает индивиду шанс самому принимать решения, взвешивая успех и неудачу того или иного предприятия?
Эффективное применение конкуренции
исключает одни виды принудительного
вмешательства в экономическую
жизнь, но допускает другие, способствующие
развитию конкуренции и требующие
иногда определенных действий со стороны
правительства. Но надо обратить особое
внимание, что существуют ситуации,
полностью исключающие
Впрочем, это не всегда верно. Возможны
меры, ограничивающие допустимые технологии
производства, если ограничения касаются
всех потенциальных предпринимателей
и не являются косвенным способом
контроля цен или количества товаров.
И хотя такой контроль за методами
производства приводит обычно к дополнительным
затратам (так как требует
К сожалению (хотя это и объяснимо),
в прошлом запретительным мерам
уделяли гораздо больше внимания,
чем мерам позитивным, стимулирующим
развитие конкуренции. Ведь действие конкуренции
требует не только правильной организации
таких институтов, как деньги, рынок
и каналы информации (причем в некоторых
случаях частное
Наконец, существуют области, в которых
никакие правовые установления не могут
создать условий для
Таким образом, перед государством
открывается довольно широкое поле
деятельности. Это и создание условий
для развития конкуренции, и замена
ее другими методами регуляции, там,
где это необходимо, и развитие
услуг, которые, по словам Адама Смита,
"хотя и могут быть в высшей
степени полезными для общества
в целом, но по природе своей таковы,
что прибыль от них не сможет окупить
затрат отдельного лица или небольшой
группы предпринимателей". Никакая
рациональная система организации
не обрекает государство на бездействие.
И система, основанная на конкуренции,
нуждается в разумно
* * *
Работа по созданию правовой системы, способствующей развитию конкуренции, была еще только в самом начале, когда во всех государствах вдруг наметился резкий поворот в сторону иного принципа, несовместимого с принципом конкуренции. Речь шла уже не о стимулировании и не о дополнении конкуренции, а об ее полной замене. Здесь важно расставить все точки над "i": современное движение, отстаивающее принцип планирования, -- это движение, направленное против конкуренции как таковой, новый лозунг, под которым собрались все старые враги конкурентной системы. И хотя различные группировки пытаются сейчас, пользуясь случаем, вернуть себе привилегии, с которыми было покончено в эпоху либерализма, но именно социалистическая пропаганда планирования вернула позиции, направленной против конкуренции, определенную респектабельность в глазах либерально настроенных людей, усыпив здоровую подозрительность, всегда возникающую при попытках устранить конкуренцию. [Правда, в последнее время некоторые кабинетные социалисты под влиянием критики и из опасений потерять в планируемом обществе свободу изобрели новую концепцию -- "конкурентный социализм", которая, как они надеются, позволит избежать опасностей централизованного планирования и соединить уничтожение частной собственности с сохранением всех свобод. И хотя в некоторых ученых журналах завязалась какая-то дискуссия об этой новой разновидности социализма, практических политиков она вряд ли заинтересует. А если бы и заинтересовала, то нетрудно показать (и автор уже пытался это сделать: см. Economica, 1940), что концепция эта абсолютно иллюзорна и внутренне противоречива. Невозможно установить контроль над всеми производственными ресурсами, не определяя, кто и для кого будет эти ресурсы использовать. И хотя при "конкурентном социализме" планирование должно идти окольными путями, результаты его будут теми же самыми, а элемент конкуренции останется не более чем бутафорией.] Единственное, что объединяет социалистов левого и правого толка, это ненависть к конкуренции и желание заменить ее директивной экономикой. И хотя термины "капитализм" и "социализм" все еще широко употребляются для обозначения прошлого и будущего состояния общества, они не проясняют, а скорее затемняют сущность переживаемого нами периода.
Информация о работе Фридрих Август фон Хайек. Дорога к рабству