Формирование личности как трудовой процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:19, реферат

Описание работы

Формирование личности в процессе труда происходит не само собой, а лишь при определенной организации труда школьников.
Под организацией труда понимается его упорядочивание, придание ему планомерности. Организация детского труда должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В процессе труда осуществляется эстетическое и физическое развитие.

Работа содержит 1 файл

реферат по философии образования.docx

— 57.98 Кб (Скачать)

Целеобразующей основой государственной политики системы развития личности должно стать воспитание целостного гармоничного человека, осознающего ответственность за свои мысли, чувства, поступки перед обществом и природой, свою сопричастность к эволюции жизни, человека-творца. Основой развития личности должна стать культура народа, аккумулирующая в себе образ мысли и основной принцип жизни.

Нравственный смысл решения  данной проблемы вытекает из того, что  человек и общество перестают  рассматривать друг друга как  средство. С одной стороны, личность делает непосредственно своими цели общества. С другой - общество не ставит никаких целей, противоречащих интересам  самого полного развития и духовного  расцвета всех внутренних сил личности.[13]

Личнocти cильнo paзнятcя по тeм ycилиям, кoтopыe oни нaпpaвляют нa coбcтвeннoe paзвитиe. Heкoтopыe люди пocвящaют ceбя pacшиpeнию cвoeгo пoтeнциaлa, a дpyгиe пpeдocтaвляют жизни тeчь cвoим чepeдoм тaкoй жe oтpeшeннocтыo, c кaкoй cмoтpeли бы тpeтьеcopтный тeлecпeктaкль. Pyтинa пoвceднeвнoй жизни пoзвoляeт мнoгим людям oбxoдитьcя лишь чacтью cвoих пoтeнциaльныx вoзмoжнocтeй,oднaкo в чpeзвычaйных обcтoятeльcтвax эти люди мoгyт, caми yдивляяcь этoмy, извepгaть cтoйкyю и пpoдyктивнyю энepгию.

Синтетический процесс развития личности тесно связан с анализом условий, в которых личность развивается. Критерии оценки динамики процесса развития личности должны соответствовать объективным  законам эволюции человека и отражать эффективность каждого этапа. Одним  из этапов развития личности является её развитие в процессе трудовой деятельности на предприятии, организации или  фирме, что отличается от её развития в процессе индивидуальной трудовой или других видов деятельности.

Главной задачей науки  управления является повышение эффективности  производства за счет всестороннего  развития и разумного применения творческих сил человека, повышение  уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы.

Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты  управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения  производительности, путей роста  творческой инициативы, а также стимулирование и мотивация работников.

Обращение к человеческому  фактору - это революционный переворот  в науке управления и менеджмента. Под «человеческим фактором»  понимают личность, группу, коллектив, общество, включенные в управленческую систему.

Именно «человеческий  фактор» определяет ныне конкурентоспособность  и эффективность организации. Поэтому  в последние годы затраты на человека стали рассматриваться не как  издержки, а как активы компании, которые надо правильно использовать. Поэтому такая система управления, где основное внимание уделяется  человеческому фактору, является наиболее оптимальной в условиях рынка.

Родоначальниками науки  управления были американцы. Были созданы  теории мотивации деятельности человека, ориентирующихся на активизацию человеческого фактора, условно называемые теории Х , Y и Z. Эти теории оказали сильное влияние на развитие управленческой мысли в целом. Ссылки на них сегодня можно встретить во многих практических пособиях по управлению персоналом предприятия, мотивации подчиненных.

Основная задача управляющего, явно или неявно руководствующегося «Теорией Х» или «Теорией Y», состояла в том, чтобы найти и обучить  человека для исполнения той или  иной функции. В соответствии же с  «Теорией Z» основная проблема заключается  в том, чтобы подобрать для  человека такую функцию или комплекс функций, которые позволяют ему  наилучшим образом реализовать  свой потенциал, развить себя.

В организациях типа «Z» сознательно  и планомерно применяются моральные  механизмы регуляции: проявляется  интерес к человеку как личности, а не просто как к работнику, значительное внимание уделяется неформальным взаимоотношениям.[3]

Актуальность выбранной  темы работы заключается в том, что  новый подход к управлению персоналом всё более базируется на признании  приоритета личности перед производством, перед прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждения. Именно такая постановка вопроса ныне составляет культуру управления. В соответствии с ней все системы управления нацелены на более полное использование  способностей работника в процессе производства, что является основой  эффективной деятельности предприятия (организации, фирмы). Действительно, использование  вещественного фактора производства зависит от уровня развития работника, совокупности его профессиональных знаний, умений, навыков, способностей и мотивов к труду. Вот почему без психологических знаний о  личности не обойтись.

Психологическое планирование - новое направление в работе с  персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива предприятия. Оно исходит из необходимости  концепции всестороннего развития личности человека, устранения негативных тенденций деградации отсталой части  трудового коллектива.

Когда-то работа с кадрами  у нас заключалась исключительно  в мероприятиях по набору и отбору рабочей силы. Идея заключалась в  том, что если удалось найти нужных людей, то они смогут выполнить нужную работу. Современные организации, в  которых хорошо поставлено дело управления, считают, что набор подходящих людей является всего лишь началом.

В то время как большая  часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость  которых со временем снижается посредством  амортизации, ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать. Таким образом, как для блага  самой организации, так и для  личного блага служащих своей  организации, руководство должно постоянно  работать над всемерным развитием  потенциала кадров.

Успешная программа по развитию кадров способствует созданию рабочей силы, обладающей более высокими способностями и сильной мотивацией к выполнению задач, стоящих перед  организацией. Естественно, что это  должно вести к росту производительности, а значит, и к увеличению ценности людских ресурсов организации.

Цель работы - определить основные пути развития личности в  процессе трудовой деятельности на предприятии, организации или фирме. Для реализации цели работы использованы основные принципы Теории Z:

- люди предпочитают работать  в группе и предпочитают групповой  метод принятия решений;

должна существовать индивидуальная ответственность за результаты труда;

предпочтительнее неформальный контроль за результатами труда на основе четких методов и критериев оценки;

на предприятии должна существовать постоянная ротация кадров с постоянным самообразованием;

предпочтительнее медленная  служебная карьера с продвижением людей по достижении определенного  возраста;

администрация проявляет  постоянную заботу о работнике и  обеспечивает ему долгосрочный или  пожизненный наем;

- человек - основа любого  коллектива, и именно он обеспечивает  успех предприятия.

Задачи работы:

Выявление индивидуальных психологических  особенностей личности в управлении;

Анализ путей саморазвития личности;

Увязка целей развития каждой отдельной личности с целями развития предприятия;

Определение путей и методов  развития личности руководителя предприятия (менеджера организации);

Объект исследования - открытое акционерное общество "Белгородэнерго".

Работа выполнена на базе информации, полученной из учебной  и научной литературы отечественных  и зарубежных авторов, а также  из других источников: сети Internet, периодических изданий, средств массовой информации, бесед и опросов специалистов данного дела.

Теоретическая глава. Становление и развитие личности

1.1 Понятие личности, психологические черты личности  в управлении

Слово личность ("personality") в английском языке происходит от латинского "persona". Понятие личности относится к числу сложнейших в человекосознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения, многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспективностью проявлений личности, многообразием её становления и развития.

Личность - это  автономный человек, то есть человек  в определённой степени выступающий  независимо от общества, способный  противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением  властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие  у личности не просто сознания, то есть мышления и воли, а самосознания, то есть самоанализа, самооценки, самоконтроля за своим поведением. Самосознание личности по мере своего развития трансформируется в жизненную позицию.

Способ реализации жизненной позиции - социальная активность, которая представляет собой процесс  и способ самореализации личностью  своей сущности. Социальная активность - показатель того, что представляет собой человек как субъект  социальной деятельности, каково его  отношение к окружающей действительности, к другим людям. [12]

Личностями не рождаются. К новорожденному ребенку  термин “личность” не приложим, хотя все люди появляются на свет как  индивиды и как индивидуальности. Многие предпосылки личностного  развития закладываются еще во внутриутробном периоде, что требует соответствующее  осмысление в рамках определенного  мировоззрения.

Дальнейшее развитие личности связано с “происхождением” других возрастных периодов и с, другой стороны, - с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек  и юношей. Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха - все это формирует  личность. На жизненном пути неизбежны  и взлеты - как правило, в юности и в возрасте 30 - 40 лет и застои(25-30лет, 40-45 лет).

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного  общества, что называют социализацией. Становление личности - итог взаимодействия человека и общества. [15]

Личностные качества характеризуют внешний образ  сотрудника, который достаточно стабильно  проявляется в коллективе, и является неотъемлемой частью социологии личности. Личностные качества можно разделить  на деловые (организационные), которые  необходимы для выполнения конкретных функций и задач, и моральные (нравственные), отражающие проявления личной морали человека. В работе по управлению развитием  личности необходимо знать достоинства  и недостатки сотрудников, исходя из которых им подбирается рабочее место, намечается служебная карьера и обеспечивается продвижение.

Для оценки целостности  человеческой натуры разработано множество  измерительных моделей, некоторые  из которых могут быть применимы  и для характеристики профессионального  поведения человека. Так, Р. Кэттелл предлагает тест на базе 16 личностных качеств (воодушевленность, скептицизм, теоретический интеллект, обеспокоенность, добросовестность, самостоятельность, доминантность, дисциплинированность, одаренность, деликатность, внутренняя собранность, контактность, социальная инициативность, индивидуализм, уверенность в своих силах, общительность) и 192 вопросов для измерения свойств человеческого характера.

Более простая  измерительная концепция создана  на основе пяти более крупных групп  поведенческих факторов (добросовестность, открытость, эмоциональная устойчивость, дружелюбие, готовность к экспериментам). В США большой популярностью  пользуется тест на базе индикаторов  Мейрса-Бриггса, который строится на известных принципах психологической типизации К. Юнга. Этот тест применяется для характеристик и оценок профессиональной предрасположенности менеджеров и других руководящих работников. [9]

Введение

 
Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые  редко истолковываются одинаково  двумя разными авторами. Все определения  личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.  
Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности.  
Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются. 
Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы. 
Предметом моего исследования является процесс формирования человеческой личности под влиянием биологических факторов.  
Цель работы состоит в анализе влияния этих факторов на развитие личности. Из темы, цели и содержания работы следуют ниже-перечисленные задачи: 
• определить влияние на развитие личности человека таких биологических факторов как наследственности, врожденных особенностей, состояния здоровья; 
• в ходе теоретического анализа педагогической, психологической литературы по теме работы попытаться выяснить, какие же факторы оказывают более весомое влияние на формирование личности: биологические особенности или ее социальный опыт.  
• какой педагогический подход наиболее благоприятен для развития и формирования личности, как ученика.  
 
"Своеобразие людей не следует ценить слишком высоко. Напротив, мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразоваться с нею и развивать ее, является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет и времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех правилам. Тут приходится заботиться о том, что бы дети отвыкали от своей оригинальности, что бы они умели хотели выполнять общие правила и усваивали себе результаты общего образования. Только что преобразование души составляет воспитание.» 
 
Гегель

Информация о работе Формирование личности как трудовой процесс