Формирование личности как трудовой процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:19, реферат

Описание работы

Формирование личности в процессе труда происходит не само собой, а лишь при определенной организации труда школьников.
Под организацией труда понимается его упорядочивание, придание ему планомерности. Организация детского труда должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В процессе труда осуществляется эстетическое и физическое развитие.

Работа содержит 1 файл

реферат по философии образования.docx

— 57.98 Кб (Скачать)

Федеральное агентство РФ по образованию

Министерство образования  и науки РФ

ГОУ ВПО

Горно – Алтайский Государственный университет

Психолого – педагогический факультет

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

Реферат: «Формирование личности как трудовой процесс».

 

 

 

                                                                Выполнила: Студентка 2 курса ППФ

                                                                                1139гр. Зотова Анна

                                                                     Преподаватель: Табакаев Ю. В.

 

 

 

г. Горно – Алтайск

2011г.

Формирование личности в  процессе труда происходит не само собой, а лишь при определенной организации  труда школьников.

Под организацией труда понимается его упорядочивание, придание ему  планомерности. Организация детского труда должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей  и закономерности их развития. В процессе труда осуществляется эстетическое и физическое развитие.

Психологический аспект деятельности педагога при воспитании средствами труда состоит в воздействии  личным примером, в управлении воздействия  среды на личность, а также управление его трудовой деятельностью. Педагог  согласовывает содержание и формы  труда с педагогическими целями, направляет трудовую деятельность таким  образом, чтобы она требовала  от учеников проявление тех или иных качеств, оценивает эффективность  воспитательных воздействий. Роль педагога состоит также в помощи ученику  повысить свой авторитет у сверстников.

В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных результатов чем в общеобразовательных предметах. В связи с этим у ребенка возникает потребность в признании. Если он добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И одна из главных задач педагога сформировать и направить эту активность. 

 

Заключение

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в  трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление  о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. В следствии коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Труд является равнозначным предметом программы обучения. Правда в последнее время в большинстве  школ труд находится в упадке. Это  связано как с общей социально-экономической  ситуацией, так и с общим развитием  социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен взять на себя более  широкую функцию, чем подготовка детей к работе на производстве, но не исключая ее. В этом я вижу будущее трудового обучения.  

1. Психология и трудовое воспитание

Как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще  неиспользованные резервы. Над их вскрытием  работают педагогические коллективы, социологи. Особая роль в этом отношении  принадлежит психологической науке.

В психологических знаниях  в обобщенном виде отражены уже познанные  психологические закономерности обучения и воспитания, формирования личности ребенка на различных возрастных этапах в условиях различных видов  деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических и психологических явлений. Психологическая  наука накопила немало ценных фактов, использование которых может  обогатить содержание и организацию  трудового и производственного  труда школьника, более полно  использовать резерв его личности, обеспечить в трудовом воспитании систему  и тем самым повысить его воспитательную ценность. О возможностях психологии в области трудового обучения и воспитания многое говорит сам  перечень изучаемых ею проблем. Назовем  некоторые из них.

Прежде всего здесь следует выделить проблему главного психологического “ядра” в трудовой подготовке школьников. Такое “ядро”, как показали исследования Т. В. Кудрявцева, Э. А. Ферапоновой и других психологов, составляют формирование общетрудовых умений интеллектуального характера, умение выполнить задачу не только индивидуально, но и в условиях совместного труда, развитие положительной мотивации труда школьников, их творческих способностей и других качеств личности, важных для профессионального самоопределении школьников. Поскольку творчество является наиболее значительным проявлением человека, психологи ищут оптимальные пути и способы приобщения школьников к творческому труду.

Особенно важным в трудовом обучении школьников являются мотивы, побуждающие детей трудиться. Именно с мотивами связано формирование отношения к труду, как главной  ценности.

Много внимания психологи  уделяют изучению психологического содержания трудовой деятельности профессионалов и составлению на этой основе профессиограмм.

Во многих случаях психологические  знания используются с эвристическими целями для объяснения механизмов эффективности  тех или иных способов обучения и  воспитания для предсказания результатов  их применения. В качестве такого механизма  могут выступать мотив, потребность, интерес, самооценка.

Многие психологические  знания используются в целях объединения  психологически сходных трудовых целей  и способов действия, а также способов обучения и воспитания.

Педагогу необходимо усвоить  общие закономерности развития личности. Личность формируется под влиянием воспитания, социализации и самовоспитания. Личность - результат взаимодействия внешних влияний с внутренними  условиями индивидуума, к которым  относятся его направленность, способности, характер и другие личностные свойства.

Познакомимся с тем, как  психологи исследуют психологическое  содержание трудового воспитания, в  частности, формирование всесторонне развитой личности средствами труда. По каким показателям судит психолог об изменениях, происходящих в облике личности под влиянием труда? Прежде всего по действиям и поступкам человека, по изменению производительности его труда, по отношению к труду, к своему коллективу, по сдвигам в его потребностях, интересах, самооценке и притязаниях

Психика работающего человека, особенно его отношение к труду, очень заметно проявляются в  продуктах его деятельности. Как  школьник реагирует на неудачи и  успехи в труде, на оценку качества его работы, когда его личные интересы сталкиваются с общественными.

Наиболее распространенными  методами исследования психологических  проблем трудового воспитания являются наблюдения, эксперимент, опрос, тесты. С помощью наблюдений изучаются  важные в любом виде труда черты  характера: внимательность, самостоятельность, аккуратность и ряд других. Используется оно также для исследования взаимоотношений  в детском коллективе.

Богатым источником психологических  знаний является  эксперимент. Однако его использование связано большими трудностями. во-первых, изменения в личности происходят постепенно, а исследователь не всегда располагает временем. Во-вторых, изменения в личности являются функцией не одного, а многих факторов, действующих в условиях трудового воспитания.

В результате проведенного эксперимента было установлено, что  общественная мотивация трудовой деятельности усиливает интерес детей к  труду. Другой разновидностью эксперимента является разработанная методика самооценивания через сравнение себя с другими. Результаты этого сравнения человеку не безразличны: он ими доволен или не доволен, успокаивается или начинает беспокоиться.

Эту методику применяли для  изучения отношения испытуемого  к своим достижениям в трудовой деятельности, а также для выявления  сдвигов в этом отношении при  переходе к другим видам деятельности, например, от учебной к трудовой. Для этого испытуемым предлагается сравнивать свои успехи с успехами других учащихся.

Таким образом, каждый оценивал не только других, но и самого себя, так как одних учащихся он располагал впереди себя. Но это самооценивание проводится не прямо, а косвенно. На основе ответов испытуемых затем определяются ранговые места испытуемого по самооценке.

Для выявления основных тенденций  в исследуемом поведении (например, типичных мотивов трудовой деятельности или выбора профессии, престижности различных профессий среди детей  одного и того же возраста и др.) широко используется анкетирование, успех  которого зависит от компетентности составителя анкеты в изучаемой  проблематике. Например, при изучении основных мотивов трудовой деятельности старшеклассников с помощью закрытой анкеты составляют перечень наиболее распространенных побуждений к труду. Для этого изучается литература по психологии детского труда. В анкете предусматривается возможность  самостоятельного ответа по заданному  вопросу.

В ряде случаев в анкету включается шкала полярных баллов, которая требует оценки привлекательности  для опрашиваемого того или иного  условия труда или профессии.

Предлагаемая шкала: “очень нравится” - “6”, “нравится” - “5”, “больше  нравится, чем не нравится” - “4”; “больше  не нравится, чем нравится” - “3”; “не  нравится” - “2”; “очень нравится” - “1”.

При анкетировании очень  важно обеспечить искренность ответов  опрашиваемых. Это достигается продуманным  инструктажем, в котором называется цель исследования  и его научная важность, а также гарантируется конфиденциальность.

Но недостатком анкет  является то, что полученные с их помощью данные допускают дифференциированного анализа, что не позволяет соотнести ответы с реальным поведением испытуемых, проверить достоверность их ответов.

Для психологического изучения личности школьника широко применяется  метод обобщения независимых  характеристик, предложенный психологом К. К. Платоновым. Он предусматривает  сбор и обобщение сведений о личности, получаемых различными лицами при наблюдении за ней в различных видах деятельности. В различных условиях общие свойства и качества личности (моральные качества, черты характера, темперамент) проявляются по-разному, поэтому сведения собираются от различных лиц. Оценки этих людей будут различны. Это является достоинством данного метода, позволяющим более полно охарактеризовать личность, определить ей зону ближайшего развития, спроектировать ей дальнейшие пути развития.

Для изучения направленности личности, ее мотивов, интересов, склонностей  иногда применяют проективный метод (тест на завершение незаконченных  предложений, изображений и др.).

В основе этих методик лежит  несознательная склонность человека к  проекции, то есть к приписыванию другим людям черт, стремлений, интересов  волнующих его самого. Так испытуемому  предлагается картинка с изображенными  на ней предметами, действующими лицами. Ситуация не определена. Испытуемому  предлагается рассказать, что по его мнению, было до этого, происходит сейчас, что будет в дальнейшем. По его высказываниям можно судить о мотивах.

Преимущество этих методик  заключается в том, что во время  их применения снижается смущение, настороженность испытуемого благодаря чему он максимально вовлекается в эксперимент. Недостаток - трудность в истолковании результатов.

Труд  и всестороннее развитие личности

Значение труда в развитии личности общепризнанно. В чем конкретно  состоит развивающая роль труда, какие ее особенности выступают  как главные условия развития психики человека?

Возможности для этого  развития содержаться уже в самих  орудиях, предметах и результатах  труда. В орудиях труда, кроме  назначения, воплощены познанные  человеком явления, законы, свойства и условия существования предметов. Условия труда тоже должны быть познаны  человеком. Предмет, орудие и условия  труда являются богатейшим источником знаний о существенной части окружающей действительности. Эти знания являются основным звеном в мировоззрении  человека.

Для успешного осуществления  трудовой деятельности требуется участие  всей личности индивидуума: его психических  процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется  в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности. Высокие  требования к человеку предъявляют  социальные условия труда. В различных  детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его  осуществление связано с включением школьника в широкую и сложную  систему производственных, нравственных и других отношений.

Включение учащегося в  коллективный труд способствует усвоению им названных отношений, превращению  их из внешних во внутренние. Это происходит под влиянием господствующих норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемость, соревновательность.

Важной производной этих социально-психологичес-ких факторов является формирование ответственности за результаты труда коллектива, Исследования показали, что большинство старшеклассников - членов бригад готовы отвечать за результаты труда своего звена.

Большое требование к человеку предъявляют результаты труда. Таким  образом, требования предмета, орудий, условий и результатов труда  являются  важнейшим условием развития психики человека в процессе трудовой деятельности.

Вторым условием развития психики человека пол влиянием труда  является целесообразная деятельность самого субъекта. Преобразуя предмет  труда, создавая общественно ценные продукты, он преобразует себя. Для  более полного использования  развивающих возможностей труда  они должны быть дополнены деятельностью  старших - обучением и воспитанием.

Информация о работе Формирование личности как трудовой процесс