Формирование философской культуры в средневековой Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 23:18, лекция

Описание работы

Философская традиция в Древней Руси формировалась в той же мере, в какой развивалась традиция общекультурная. Характер древнерусской культуры в решающей степени определялся важнейшим историческим событием - крещением Руси. Усвоение византийского и южнославянского духовного опыта, становление письменности, новые формы культурного творчества - все это звенья единого культурного процесса, в ходе которого складывалась и философская культура Древней Руси.

Работа содержит 1 файл

Формирование философской культуры в средневековой Руси.docx

— 41.98 Кб (Скачать)

Бердяев был  склонен считать, что "основная идея" Шестова заключалась в борьбе  "против власти общеобязательного" и в отстаивании значения "личной истины", которая есть у каждого человека.

 Шестов  расходился с Бердяевым в самом  важном для последнего метафизическом  вопросе - вопросе о свободе.  Для Шестова учение Бердяева о духовном преодолении необходимости и духовном же созидании "царства свободы" - это не более чем обычный идеализм, причем идеализм как в философском, так и в житейском смысле, то есть нечто возвышенное, но не жизненное, не мощное ("Николай Бердяев. Гнозис и экзистенциальная философия"). Бердяевскому "гнозису" несотворенной свободы Шестов противопоставляет собственное ее понимание. "Вера есть свобода", "свобода приходит не от знания, а от веры"... - подобные утверждения постоянно присутствуют в поздних произведениях Шестова.

Именно идея веры - свободы дает основание рассматривать  Шестова как религиозного мыслителя. Критикуя любые попытки умозрительного отношения к Богу (философские и богословские в равной мере), Шестов противопоставляет им исключительно индивидуальный, жизненный (экзистенциальный) и свободный путь веры. Вера у Шестова свободна ( вопреки логике и наперекор ей, вопреки очевидности, вопреки судьбе). 

Существенную  роль играли метафизические идеи в  творчестве двух крупных русских  историков-медиевистов: Г. П. Федотова и Л. П. Карсавина.  Можно назвать еще целый ряд ярких мыслителей-метафизиков: Иван Александрович Ильин (1883-1954) - автор глубоких историко-философских сочинений ("Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека" и др.), трудов по философии права, нравственной философии, философии религии ("Аксиомы религиозного опыта" и др.), эстетике; центральное место в религиозно-философской эссеистике Ильина занимала тема России, ее исторической судьбы; Борис Петрович Вышеславцев (1877-1954), основные метафизические идеи которого нашли отражение в его книге "Этика преображенного Эроса. Проблемы закона и благодати"; Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962) - автор фундаментальной "Истории русской философии", "Основ христианской философии" и других сочинений; Георгий Васильевич Флоровский (1893-1979) - богослов и философ, историк русской мысли ("Пути русского богословия"). Это далеко не полный перечень. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формирование философской культуры в средневековой Руси