Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 23:18, лекция
Философская традиция в Древней Руси формировалась в той же мере, в какой развивалась традиция общекультурная. Характер древнерусской культуры в решающей степени определялся важнейшим историческим событием - крещением Руси. Усвоение византийского и южнославянского духовного опыта, становление письменности, новые формы культурного творчества - все это звенья единого культурного процесса, в ходе которого складывалась и философская культура Древней Руси.
Именно человек в своем разуме и совести (а не во всех своих поступках и жизнепроявлениях) есть безусловная форма для добра как безусловного содержания. Его право и долг – оценивать с точки зрения соответствия идее Добра не только собственное поведение, но и те общественные образования, в которые он оказывается включенным (семья, церковь, Отечество). Соловьев не принимает противопоставления личности и общества, критикуя как утверждающих самодостаточность отдельной личности, так и тех, которые видят в жизни человека только общественные массы. Человек для него – существо лично-общественное. Соловьев различает три основные формы организации человеческого общества:
1) родовую форму;
2) национально-государственный строй;
3) всемирное общение жизни.
Последняя
из этих форм есть осуществление идеи
всеединства – идеал будущего,
когда в «действительном
ФИЛОСОФИЯ Н.А. БЕРДЯЕВА
Николай Александрович Бердяев (1874–1948) – философ и публицист. Работы: «Философия свободы», «Самопознание», «Я и мир объектов» и др.
В основе философии
Бердяева – две «центральные»
идеи: а) принцип объективации; б) «примат
свободы над бытием», но, по существу,
это суть идеи, связанные с
В основе философского мировоззрения Бердяева лежит различение «мира» призрачного (это «мир» в кавычках, эмпирические условия жизни человека, где царствует разъединенность, разорванность, вражда, рабство) и мира подлинного (мир без кавычек, «космос», идеальное бытие, где царствует любовь и свобода). Человек, его тело и дух находятся в плену у «мира» призрачного бытия. Задача же человека состоит в том, чтобы освободить свой дух из этого плена, «выйти из рабства в свободу, из вражды «мира» в космическую любовь». Это возможно лишь благодаря творчеству, способностью к которому одарен человек, поскольку природа человека есть образ и подобие Бога-творца. Свобода и творчество неразрывно связаны: «Тайна творчества есть тайна свободы. Понять творческий акт – значит признать его неизъяснимость и безосновность. Рассмотрение человека как существа, одаренного огромной творческой мощью и в то же время вынужденного подчиняться материальной необходимости, определяет характер понимания Бердяевым таких глубинных вопросов человеческого существования, как вопросы пола и любви. Глубинное основание полового влечения Бердяев видит в том, что ни мужчина, ни женщина сами по себе не есть образ и подобие Бога в полном смысле этого слова. Только соединяясь в любви, они образуют целостную личность, подобную личности Божественной. Это воссоединение в любви есть одновременно творчество, выводящее человека из мировой данности, царства необходимости в космос, в царство свободы.
Говоря о
предмете и характере философского
познания, Бердяев подчеркивал
"Религиозно-философский ренессанс".
Духовное
движение, традиционно именуемое "русским
религиозно-философским
Русская религиозная философия формируется на излете "петербургской" эпохи, перед очередным и, может быть, самым драматичным разрывом в российской истории. Это исключительно сложное духовное явление, ставшее возможным в том числе и благодаря высокому уровню культуры петербургской России начала века.
В русской
религиозной философии мы обнаруживаем
существенное разнообразие тем и
подходов, в том числе и достаточно
далеких от принципов метафизики
всеединства Соловьева. Но его аргументы
в споре с позитивизмом, отрицавшим
значение метафизики, были восприняты
самым серьезным образом. Конечно,
признание столь
Русский
"религиозно-философский
Первым зримым
результатом религиозного движения
российской интеллигенции в начале
века принято считать Религиозно-
Религиозно-философское
движение получило свое продолжение. В
1905 году в Москве было создано Религиозно-
В 1910
году в Москве было образовано
философское издательство "Путь",
первым изданием которого стал
сборник "О Владимире
Творчество,
в том числе и творчество философское,
далеко не всегда поддается жесткой
классификации по направлениям и
школам. Это в существенной мере
относится и к русской
П. А. Флоренский. Сложную диалектику философских и богословских идей можно обнаружить при рассмотрении "конкретной метафизики" Павла Александровича Флоренского (1882-1937). Он учился на физико-математическом факультете Московского университета. Уже в годы учебы выдвинул ряд новаторских идей, в частности в сочинении по теории множеств - "О символах бесконечности". После окончания Московской духовной академии он стал ее преподавателем. В 1911 году Флоренский был рукоположен в сан священника. С 1914 года он - профессор академии по кафедре истории философии. С 1912 года и вплоть до Февральской революции был редактором академического журнала "Богословский вестник". В 20-е годы деятельность Флоренского была связана с различными областями культурной, научной и хозяйственной жизни: участие в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, в организации Государственного исторического музея, научно-исследовательская работа в государственных научных учреждениях, редактирование "Технической энциклопедии" и многое другое. В 1933 году он был арестован и осужден. С 1934 года находился в Соловецком лагере. 8 декабря 1937 года П. А. Флоренский был расстрелян.
"Конкретную
метафизику" Флоренского в целом
можно отнести к направлению
российской философии
Флоренский критиковал философский и богословский рационализм, настаивая на принципиальном антиномизме как разума, так и бытия. Наш разум "раздроблен и расколот", "надтреснут" и тварный мир в его бытийственности, и все это следствие грехопадения.
Критикуя
субъективистский тип мировосприятия,
доминирующий, по его убеждению, в
Европе с эпохи Возрождения, за отвлеченный
логицизм, индивидуализм, иллюзионизм
и т.п., Флоренский в этой своей
критике менее всего был
Флоренский
в своей софиологической концепции,
видел в образе Софии Премудрости Божиеи
прежде всего символическое раскрытие
единства небесного и земного: в церкви,
в нетленной красоте тварного мира, в "идеальном"
в человеческой природе и т.д. Метафизика
Флоренского в существенной мере и была
творческим опытом преодоления инструментально-
С. Л. Франк. Одной из наиболее последовательных метафизических систем в истории отечественной мысли принято считать философию Семена Людвиговича Франка (1877-1950). Он учился на юридическом факультете Московского университета, а в дальнейшем изучал философию и социальные науки в университетах Германии. Прошел путь от "легального марксизма" к идеализму и религиозной метафизике. Первым значительным философским трудом стала книга Франка "Предмет знания" (1915). В своем труде "Душа человека" (1917) он рассматривает душевную жизнь человека как обладающий всей полнотой реальности и особой организацией целостный, динамический мир, не сводимый ни к каким "внешним" факторам и ни в каком смысле не вторичный.
Среди
наиболее значительных трудов
Франка периода эмиграции
Франк писал, что признает себя принадлежащим "к старой, но еще не устаревшей секте платоников". Существенное влияние на него оказала метафизика всеединства В. С. Соловьева. Идея всеединства играет определяющую роль в философской системе Франка и уже с этим обстоятельством связан ее преимущественно онтологический характер. Всеединство имеет, по Франку, абсолютный смысл, поскольку включает в себя отношения Бога и мира. Впрочем, рациональное постижение и объяснение абсолютного всеединства невозможно в принципе и философ вводит понятие "металогичности" как первичной интуиции, способной к цельному видению сущностных связей действительности. Это "первичное знание", полученное таким "металогическим" образом, Франк отличает от знания "отвлеченного", выражаемого в логических понятиях, суждениях и умозаключениях. Знание второго рода совершенно необходимо, оно вводит человека в мир идей, мир идеальных сущностей и, что особенно важно, в конечном счете основано на "первичном", интуитивном (металогическом) познании. Таким образом, принцип всеединства действует у Франка и в гносеологической сфере.
Л. Шестов. Лев Шестов (псевдоним Льва Исааковича Шварцмана) (1866-1938) окончил юридический факультет Киевского университета. В молодости он прошел через увлечение левыми идеями, серьезно занимался проблемами экономического и социального положения российского пролетариата. В дальнейшем он уходит от всякой политики в мир литературной критики и философской эссеистики.
Уже в первой большой работе Шестова-литератора "Шекспир и его критик Брандес" (1898) основные темы его творчества намечены вполне определенно: судьба отдельного, индивидуального человека в равнодушном и беспощадном мире природной и социальной необходимости; наука и "научное мировоззрение", по существу оправдывающие и благословляющие полнейшую безысходность человеческого существования, лишающие жизнь даже трагического смысла. Критика разума вообще и философского умозрения в первую очередь становятся сутью и содержанием всего дальнейшего творчества Шестова.
Информация о работе Формирование философской культуры в средневековой Руси