Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 00:21, биография
Фома Аквинат — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.
Основные сферы деятельности доминиканцев — проповедь Евангелия, изучение наук, образование, борьба с ересями (сознательного отклонения от основных догматов веры), миссионерская деятельность.
Во главе ордена
стоит генеральный магистр. С 5 сентября
2010 года генеральным магистром
Доминиканский орден имеет третью ветвь — терциариев, людей приносящих обеты, но остающихся в миру и живущих духовной жизнью ордена. Сам Доминик основал, под именем «Милиции Иисуса Христа», союз светских людей обоего пола, для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству.
Девиз ордена — Восхвалять, Благословлять, Проповедовать
Далее Фома учится некоторое время
в Париже, а в 1244 или 1245 году, в
Кельне, он становится учеником Альберта
Великого, уже в то время почитающегося
одним из наиболее выдающихся ученых
своего времени. С 1252 года он преподает
в Париже, сначала как baccalaureus biblicus
(то есть ведет занятия, посвященные Библии),
затем baccalaureus sententiarius (преподает "Сентенции"
Петра Ломбардского), тогда же пишет свои
первые труды - "О сущности и существовании", "О началах
природы", "Комментарий к "Сентенциям"".
В 1256 году становится магистром, в течении
трех лет ведет диспуты "Об истине", и, возможно, начинает
работу над "Суммой против язычников". Далее
он странствует по университетам, много
пишет, а с 1265 года приступает к созданию
"Суммы
теологии". К концу жизни с ним часто
случаются экстазы, в одни из которых ему
открылась великая тайна, по сравнению
с которой все написанное им показалось
ему ничтожным, и 6 декабря 1273 он прекращает
работу над незавершенной "Суммой теологии". Умер он в монастыре
Фосса Нуова (7 марта 1274 г.), по пути на Собор,
который должен был открыться в Лионе
1 мая 1274. Его последним трудом был записанный
монахами комментарий на "Песню Песен".
Труды.
В течение своей довольно краткой жизни
Фома написал более шестидесяти трудов
(считая только достоверно принадлежащие
ему произведения). Фома писал быстро и
неразборчиво, многие работы он диктовал
секретарям, и зачастую мог диктовать
нескольким писцам одновременно.
Одним из первых произведений Фомы были "Комментарии к "Сентенциям" Петра Ломбардского" (Commentaria in Libros Sententiarum), основанные на лекциях, которые читал Фома в университете. Произведение Петра Ломбардского представляло собой комментированное собрание размышлений, взятых из Отцов Церкви и посвященных различным вопросам; во времена Фомы "Сентенции" были обязательной книгой, изучаемой на теологических факультетах, и многие ученые составили свои комментарии к "Сентенциям". В "Комментариях" Фомы содержатся многие темы его будущих произведений; композиция этого труда является прообразом сумм.
Фоме принадлежат также
комментарии к Писанию и
Истоки томистской философии.
Томизм (от лат.
Thomas — Фома) — учение в схоластической
философии и теологии католицизма,
основанное Фомой
Аквинским.
Фома жил в бурное интеллектуальное время,
на перекрестье различных философских
традиций, причем не только европейских,
но и мусульманских и иудаистских. Аристотелические
корни его филососфии бросаются в глаза,
но считать его исключительно аристотеликом,
противопоставляя при этом томизм платонизму
в августиновской версии, было бы весьма
поверхностным, и в силу неоднозначности
его аристотелизма - ведь Фома отталкивался
и от мощной греческой традиции толкования
Аристотеля (Александр Афродисийский,
Симпликий, Фемистий), от арабских комментаторов,
и от раннехристианской интерпретации
Аристотеля, как она сложилась у Боэция,
а также от существующей во времена Фомы
практики переводов и школьного толкования
аристотелевской философии. Вместе с тем
его использование аристотелевского наследия
было исключительно творческим, и прежде
всего потому, что Фоме приходилось решать
задачи, далеко выходящие за рамки аристотелевкой
проблематики, и в этом случае его интересовал
аристотелизм как эффективная методика
интеллектуального поиска, а также как
живая система, хранящая в себе возможности
раскрытия совершенно неожиданных (с точки
зрения традиционной комментаторской
работы)выводов. В трудах Фомы сильно влияние
и платонических идей, в первую очередь
Псевдо-Дионисия и Августина, а также и
нехристианских версий платноизма, таких
как анонимная арабская "Книга причин",
имеющая своим источником "Первоосновы
теологии" Прокла.
Что же касается того своеобразного
типа построения философствования, которое
именуется "схоластическим", то парадигмальным
для Фомы (как и для многих его современников)
были в первую очередь "Сентенции"
Петра Ломбардского и традиция их комментирования,
а также труд Иоанна Дамаскина "Основы
православной веры", представляющий
один из наиболее авторитетных сводов
христианской веры, и опирающийся в огромной
мере на Аристотеля.
На вопрос о степени оригинальности философской
позиции Фомы даются различные ответы.
Сильнейшие систематизаторские способности
Фомы очевидны для всех, но многие исследователи,
а в первую очередь составители учебников,
стремятся ограничить достоинство философии
Фомы только этим. С точки зрения других
исследователей, томизм представляет
собой не только систему, новаторскую
для его времени, но и до сих пор актуальный
стиль философствования, в рамках которого
можно искать ответы и на вопросы, которые
ставит перед нами XX век; некоторые видят
в нем даже философию будущего.
Метод иследования и основные проблемы
томизма.
Система томизма охватывает обширные
области философии и богословия; вместе
с тем ее отличает глубина и скурпулезость
анализа, тонкость аргументации и учет
широкого спектра противоречащих мнений
по исследуемому вопросу и возможных возражений.
Все это делает бессмысленным краткое
изложение философии томизма. Здесь мы
лишь укажем на ряд ключевых моментов,
важных как исходные позиции для ориентации
в системе томизма. При этом приводимые
в данной антологии тексты, посвященные
исключительно важным проблемам - соотношению
теологии и философии, возможность и необходимость
разумного богопостижения (вопрос 1), а
также статусу истины (вопросы 16 и 17), оставляются
без вступительного комментария, в силу
их достаточной прозрачности, а также
поскольку они представляют собой своего
рода вводные вопросы к "Сумме теологии".
Пожалуй исходной точкой построения томистской
системы является различение сущности
(чтойности) вещи и акта ее существования
и анализ их связи. Вполне очевидно, что
в вещах, окружающих нас сущность вещи
не соответствует ее существованию. Вымышленные
вещи, такие как кентавр, сколь бы наглядную
и четкую сущность они не имели, не обладают
совсем актом существования, кроме как
в мысли. Но и те вещи, которые существуют
на самом деле, имеют несовершенное существование,
будучи изменчивыми и подверженными гибели.
Но коль скоро эти несовершенные вещи
существуют, должен быть источник, наделяющий
их актом существования, который бы обладал
бытием в абсолютной степени; в таком существе
совпадали бы его сущность и бытие (а также
с бытием совпали бы и истина, и благо,
и красота).
Но для того, чтобы было возможным говорить
о таком существе, необходим особый язык,
который мог бы удерживать проблематику,
и который был бы лишен недостатков двух
существующих способов богословия - апофатического
и катафатического. Фома пытается избежать
эти недостатки путем введения метода
"аналогии", согласно которому позитивное
высказывание о Боге ("Бог - ученый"),
является вариантом негативного ("Бог
- не не-ученый"), но вместе с тем позволяет
обсуждать вопрос, в данном случае, о человеческой
учености и учености Бога как ее источника;
при этом острие внимания направляется
не на свойства Бога и человека, но на их
отношение. Вместе с тем аналогия является
не только способом метафорического описания
Бога, но имеет и онтологическое измерение
- не качество совершенной и симультанной
учености в Боге аналогично качеству несовершенной
и дискурсивной учености в нас, а мы, будучи
учеными, бытийствуем как образ Бога, носителя
совершенной учености (равной в Нем и мудрости,
и благу, и бытию).
Таким образом томизм обладает средствами для создания философской теологии, в рамках которой можно основываясь на человеческом разуме достичь понимания многих истин из тех, которые даются нам и иным путем - благодаря откровению, хотя некоторые другие истины откровения остаются вне рамок автономной способности нашего разума - такие, например, как учение о триединстве. Фома создает обширное учение о Боге, причем рассматривая не только негативные определения - такие, как бесконечность Бога или Его неизменность, но и позитивные, такие как справедливость или вечность. В рамках томизма можно также говорить о невидимых нам регионах бытия - об иерархии ангелов и их свойствах (подробная разработка этой темы, по-видимому, послужила одним из оснований присвоения Фоме титула "ангельского доктора").
Одним из наиболее важных результатов томистского богоучения является выведение пяти доказательств бытия Бога, а вернее пяти путей, благодаря которым мы можем от чувственно воспринимаемого мира, являющегося для нас первично постигаемым, продвигаться к познанию факта существования Бога и познанию многих Его качеств.
Человеческий мир, вызывающий естественным образом особый интерес у Фомы, рассматривается в контексте грандиозной картины сотворения различных регионов бытия, каждый из которых, в том числе и регион материальных существ, необходим для полноты и совершенства мира. Человек, будучи существом как духовным, так и телесным (причем не случайным или временным образом), занимает совершенно особое, "пограничное", место в мире. Это место определяет, с одной стороны, сложность человеческой природы, и проблем (психологических, юридических, политических и т.д) связанных с ней (разрешению которых Фома уделяет столь же напряженное внимание, как и проблемам богопознания), с другой стороны удивительнейшие постулаты христианской веры - о боговоплощении и об искуплении Сыном Божьим человеческой греховности.
Современный томизм.
Философия Фомы и по сей день сохраняет
актуальность и имеет отнюдь не только
исторический интерес. Последователи
Фомы рассматривают его наследие как живое
богатство мысли, на основании которого
можно не только осмыслять "вечные"
философские проблемы, но и продуктивно
решать проблемы современности. Открытость
томизма к чужой мысли, возможность вести
конструктивный диалог, позволяют многим
неотомистам находить синтез томизма
с другими течениями мысли, учитывать
современную научную картину мира, творчески
развить томизм. Такой подход кажется
вполне оправданным, если учесть огромный
внутренний потенциал философии самого
Фомы, направленный на творческую ассимиляцию
достижений мировой философии, готовность
к диалогу и стремление к охвату самой
широкой проблематики. Среди многочисленных
современных последователей Фомы следует
прежде всего назвать французских томистов
Э. Жильсона (1884-1978) и Ж. Маритена (1882-1973),
видного немецкого теолога Карла Ранера
(1904-1984), обращающегося также и к августиновской
традиции, и к философии Канта и Хайдеггера.
С другой стороны к наследию Фомы обращаются
и многие нетеологически ориентированные
философы, как к интреснейшей логической
и онтологической системе. Это относится
прежде всего к онтологически ориентированным
представителям аналитической философии,
таким как Э. Энском, Э. Кенни, П.Т. Гич.