Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 00:21, биография
Фома Аквинат — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.
Три вида познания:
Познание — есть самая благородная деятельность человека: теоретический разум постигающий истины, постигает и абсолютную истину, то есть Бога.
Будучи первопричиной всех вещей, Бог, вместе с тем, является конечной целью их устремлений; конечной целью морально благих человеческих действий является достижение блаженства, состоящее в созерцании Бога (невозможного, согласно Фоме, в пределах настоящей жизни), все остальные цели оцениваются в зависимости от их упорядоченной направленности на конечную цель, уклонение от которой представляет собой зло, коренящееся в недостатке существования и не являющееся некоторой самостоятельной сущностью (О зле, 1). Вместе с тем Фома отдавал должное деятельности, направленной на достижение земных, конечных форм блаженства. Началами собственно нравственных деяний с внутренней стороны являются добродетели, с внешней — законы и благодать. Фома анализирует добродетели (навыки, позволяющие людям устойчиво использовать свои способности во благо (Сумма теологии I—II, 59-67)) и противостоящие им пороки (Сумма теологии I—II, 71-89), следуя аристотелевской традиции, однако он полагает, что для достижения вечного счастья помимо добродетелей существует необходимость в дарах, блаженствах и плодах Св. Духа (Сумма теологии I—II, 68-70). Нравственную жизнь Фома не мыслит вне наличия теологических добродетелей — веры, надежды и любви (Сумма теологии II—II, 1-45). Вслед за теологическими идут четыре «кардинальные» (основополагающие) добродетели — благоразумие и справедливость (Сумма теологии II—II, 47-80), мужество и умеренность (Сумма теологии II—II, 123—170), с которыми связаны остальные добродетели.
Закон (Сумма теологии I—II, 90-108) определяется как «любое повеление разума, которое провозглашается ради общего блага тем, кто печется об общественности» (Сумма теологии I—II, 90, 4). Вечный закон (Сумма теологии I—II, 93), посредством которого божественное провидение управляет миром, не делает излишним другие виды закона, проистекающие от него: естественный закон (Сумма теологии I—II, 94), принципом которого является основной постулат томистской этики — «надлежит стремиться к благу и совершать благое, зло же надлежит избегать», известен в достаточной мере каждому человеку, и человеческий закон (Сумма теологии I—II, 95), конкретизирующий постулаты естественного закона (определяя, например, конкретную форму наказания за совершенное зло), который необходим, поскольку совершенство в добродетели зависит от упражнения и удержания от недобродетельных наклонностей, и силу которого Фома ограничивает совестью, противящейся несправедливому закону. Исторически сложившееся позитивное законодательство, являющееся продуктом человеческих установлений может быть, при определенных условиях, изменено. Благо отдельного человека, общества и универсума определяется божественным замыслом, и нарушение человеком божественных законов является действием, направленным против его собственного блага (Сумма против язычников III, 121).
Следуя Аристотелю, Фома полагал для человека естественной общественную жизнь, требующую управления ради общего блага. Фома выделял шесть форм правления: в зависимости от принадлежности власти одному, немногим или многим и в зависимости от того, исполняет ли данная форма правления надлежащую цель — сохранение мира и общего блага, или же преследует частные цели правителей, противоречащие общественному благу. Справедливые формы правления — монархия, аристократия и полисная система, несправедливые — тирания, олигархия и демократия. Наилучшая форма правления — монархия, поскольку движение к общему благу наиболее эффективно осуществляется, направляясь единым источником; соответственно наихудшая форма правления — тирания, поскольку зло, осуществляемое волей одного, больше, чем зло, проистекающее из множества различных воль, кроме того демократия лучше тирании тем, что служит благу многих, а не одного. Фома оправдывал борьбу с тиранией, особенно если установления тирана явно противоречат божественным установлениям (например, принуждая к идолопоклонству). Единовластие справедливого монарха должно учитывать интересы различных групп населения и не исключает элементов аристократии и полисной демократии. Церковную власть Фома ставил выше светской, ввиду того, что первая направлена на достижение божественного блаженства, в то время как последняя ограничивается преследованием лишь земного блага; однако для реализации этой задачи необходима помощь высших сил и благодати.
Основные статьи: Томизм, Неотомизм
Учение Фомы Аквинского, несмотря на некоторое противодействие со стороны традиционалистов (некоторые из томистских положений были осуждены парижским архиепископом Этьеном Тампье в 1277 году), оказало большое влияние на католическую теологию и философию, чему способствовала канонизация Фомы в 1323 году и признание его наиболее авторитетным католическим теологом в энциклике Aeterni patris папы Льва XIII (1879 год).
Идеи Фомы Аквинского получили развитие в рамках философского направления, именуемого «томизмом» (наиболее яркими представителями которого являются Томмазо де Вио (Каэтан) и Франсиско Суарес), оказали некоторое влияние на развитие нововременной мысли (особенно явное у Готфрида Вильгельма Лейбница).
В течение ряда веков философия
Фомы не играла заметной роли в философском
диалоге, развиваясь в узко-конфессиональных
рамках, однако с конца XIX века учение
Фомы снова начинает вызывать широкий
интерес и стимулировать
В настоящее время существуют многочисленные издания сочинений Фомы Аквинского, в оригинале и переводах на различные языки; неоднократно выходили полные собрания сочинений: «Пиана» в 16 тт. (по постановлению Пия V), Рим, 1570; Пармское издание в 25 тт. 1852—1873, переизд. в Нью-Йорке, 1948—1950; Opera Omnia Vives, (в 34 т.) Париж, 1871-82; «Леонина» (по постановлению Льва XIII), Рим, с 1882 (с 1987 года — републикация предыдущих томов); издание Мариетти, Турин; издание Р. Буса (Thomae Aquinatis Opera omnia; ut sunt in indice thomistico, Stuttgart-Bad Cannstatt, 1980), вышедшая также на CD дисках.
В христианстве существует так
называемых "5 доказательств Бытия
Божьего". Их больше, но в основном
рассматриваются
Фома Аквинский был одним из первых практикующих
логиков и увлекался механикой; наблюдая
за ветряной мельницей, вывел первое доказательство:
1. Все в мире движется за счет чего-то другого,
значит должен быть Один Перводвигатель.
И этот Перводвигатель - Бог!
2. Все в мире происходит благодаря Причинно-Следственной
связи. Причем пичина всегда идет вначале,
а следствие - в конце. Значит, весь ряд
мирских событий должен иметь некую Первопричину.
Это и есть Бог!
3. Все, что происходит в мире, необходимо
этому миру. Из пустоты можно получить
только пустоту. Ничто рождает ничто. Значит,
должно быть что-то, чье существование
влечет за собой существование всего остального,
обеспечивает Бытие всего мира. Это что-то
и есть Бог!
4. Все вещи в мире обладают разной степенью
совершенства. Даже люди есть более совершенные
и менее. Значит есть нечто "абсолютно
более совершенное", к чему стремится
любое несовершенство. Ето совершенство
и есть Бог!
5. Все в мире стремится к какой-то одной
конкретной цели. Как человеческие поступки
всегда имеют конкретную цель, ради которой
совершаются, так есть и некая Цель, ради
которой существует этот мир. Эта Цель
- Бог!
5 доказательств Бытия Божьего, от Фомы
Аквинского
Классические доказательства бытия божия
Из книги
Ивана Андреева "Православная апологетика",
изданной в серии "Духовное наследие
русского зарубежья",
выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.
http://istina.rin.ru/cgi-bin/
Фома Аквинский - крупнейший средневековый философ и
теолог, получивший титул "ангельского
доктора", причисленный 18 июля 1323 г.
к лику святых Иоанном XXII и считающийся
покровителем католических университетов,
колледжей и школ. Папа Лев XIII в энциклике
Aеterni Patris (4 августа 1879) объявил его наиболее
авторитетным католическим ученым.
Жизненный
путь.
Жизнь Фомы
не отличается большим разнообразием
внешних событий, она была богата разве
что странствиями (в которых проходила
обычно жизнь научного сообщества той
эпохи и жизнь нищенствующего монаха-доминианца)
- родившись в Италии, Фома жил в Париже,
Кельне, Риме и других городах Италии.
Более определяющим для биографии Фомы
является интеллектуальный климат эпохи
и участие Фомы в мировоззренческих дискуссиях
этого времени, времени столкновения различных
традиций и зарождения новых способов
миропонимания. Эта эпоха породила
Альберта Великого, Бонавентуры, Рожера
Бэкона, Александра Гэльского и других
ученых, создавших мыслительную культуру
зрелой схоластики.
Жизненный
путь Фомы был недолгим и описание его
легко умещается в несколько десятков
строк. Отец Фомы, Ландульф, был графом
Аквинским; его семейство было в родстве
с императорам Генрихом VI, королями Арагона,
Кастилии и Франции. О том, в каком году он родился, до сих
пор ведутся споры, называется от 1221 до
1227 год (наиболее вероятная дата - 1224-1225);
произошло это в замке Роккасекка близ
Аквино в Неополитанском королевстве.
В возрасте пяти лет он был послан в бенедиктинский
монастырь Монте-Кассино. В 1239-1243 годах
учился в университете Неаполя. Там он
сблизился с доминиканцами и решил вступить
домниканский орден. Однако семья воспротивилась
его решению, и его братья заточили Фому
в крепости Сан-Джовани, где он пребывал
некоторое время, по некоторым свидетельствам
около двух лет. В заточении Фома имел
возможность много читать, в частности
литературу философского содержания.
Однако заточение не смогло изменить решения
Фомы и родителям пришлось смирится с
этим.
ДопИнф
Доминиканцы, Доминиканский орден, Орден братьев-проповедников (Ordo fratrum praedicatorum, O.P.), — 1214 год, католический монашеский орден, основанный испанским монахом святым Домиником.
В 2010 году орден насчитывал 5906 монахов (из них 4456 священников)[1]. Они служат в 607 приходах. Генеральная курия доминиканцев находится в римском монастыре св. Сабины. В России доминиканцы окормляют приход Святой Екатерины в Санкт-Петербурге, приход Божией Матери Неустанной Помощи в Петрозаводске и приход Воздвижения Святого Креста в Ярославле. Женская ветвь ордена (второй орден) — 3724 монахини (подробнее см. доминиканки).