Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:45, реферат
Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканcкого ордена Фома Аквинский (1225/26 - 1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытатели Альберта Великого (1193-1280).
Родиной Фомы была Италия. Родился в конце 1225г. или начале 1226 г. в замке Роккасекка, близ Аквино, в королевстве Неаполитанском. Отец Фомы, граф Ландольф, был видным итальянским феодалом в Аквино. Мать, Теодора происходила из богатого неаполитанского рода.
стр.
1. Введение………………………………………………………………….
3
2. Теология и наука………………………………………………………
5
3. Метафизическая теория бытия…………………………………………
8
3.1. Сущность и существование……………………………………...
8
3.2. Материя и форма...............................................................................
9
4.Доказательства бытия бога…………………………………....................
11
5. Теория познания…………………………………………………………
13
5.1. Чувственное познание……………………………………………...
13
5.2. Интеллектуальное познание………………………………………..
15
5.3. Теория истины………………………………………………………
17
5.4. Критерии истины……………………………………………………
18
6. Проблема зла. Теодицея………………………………………………...
19
7. Заключение………………………………………………………………
21
Список использованной литературы…………………
4.4. Критерий истины
В тесной связи с томистской концепцией истины находится критерий истинности «естественного» знания. Это критерий, по мнению Фомы, содержится в первых принципах, которые потенциально существуют в любом познающем субъекте. Аквинский понимает под ними так называемые высшие законы мышления, а именно принцип тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Эти принципы существуют в разуме как врожденные знания, но мы их сознаем под влиянием опыта. По мнению Аквинского, высшие принципы мышления, которые выступают в качестве критерия знания, не являющегося откровением, также врожденны, с той только разницей, что человек осознает их благодаря опыту.
Таким образом, томистский критерий истины также подчинен теологическим целям и служит доказательству зависимости человека, его несовершенства по сравнению с творцом.
Фома считает, что человек является единством тела и души. Тело выполняет функцию возможности, душа же есть его форма, акт. Однако, защищая самостоятельность и бессмертие души, Фома вводит понятие полных и неполных субстанций. Полной субстанцией является человек как единство тела и души, душа же, взятая отдельно, представляет собой неполную субстанцию. Тело не является оковами души, напротив, их соединение - благо для души. Бог, создав душу и вдохнув ее в человеческий эмбрион, как бы приспосабливает ее к тому телу, которое должно составлять основу ее индивидуальности и бессмертия. В иерархии видов земного бытия она является самой совершенной формой, самостоятельной, способной существовать без материи, но она ниже чистых духов. Таким образом, человек оказался помещенным посредине - между животным миром и ангелами.
5. Проблема зла. Теодицея.
Традиционная тема христианской философии - защита совершенства бога и того, что им сотворено, перед лицом существующего в мире зла - занимает много места в работах Аквинского. Обращение его к этой проблеме и широкое ее рассмотрение диктовались историческими и доктринальными потребностями церкви.
Томистская теодицея была прежде всего направлена против идеологии катаров и других еретических сект. Катары провозглашали, что материальный мир по своей природе есть зло, продукт злого духа, а поскольку человеческое тело является его составной частью, следовательно, оно по своему происхождению есть зло и достойно презрения. Соединение тела и души для последней не благодеяние, а, напротив, наказание, оковы. А если так, то Христос не мог воплотиться в человека. Из этих принципов следовало отрицание необходимости церкви, осуждение ее как собственника материальных богатств.
Перед христианской философией была поставлена важная дилема: если бог - творец всего и он добр, то откуда же берет начало зло? Из необходимости ответить на этот вопрос, возникла особая область христианской философии, называемая теодицеей и занимающаяся защитой совершенства бога и того, что сотворено им, перед лицом существующего в мире зла.
Исходным пунктом теодицеи Фомы была предпосылка, что зло не является позитивным явлением и не существует само по себе, как добро, а представляет собой просто обычное небытие, ущербность добра. Понятие зла Фома выводит из понятия добра, исходя из теоретико-познавательной предпосылки о том, что одна противоположность познается через другую, как например, темнота через свет. Это относится также к добру и злу.
Второй тезис томистской теодицеи выражается в утверждении, что «добро является субъектом зла». Фома утверждает, что все, а следовательно, и зло, имеет свою причину. Причиной же может быть лишь то, чему присуще понятие бытия, а, следовательно, и добра. Зло же, будучи полным небытием, не может выступать в роли какой бы то ни было причины. В таком случае остается принять, что субъектом или источником зла является добро. Исходной точкой для Аквинского являются слова Августина: «Бог не является создателем зла, ибо не он причина стремления к небытию». Развивая эту мысль, Фома напоминает, что в области морали зло основано на несовершенстве поведения, которое в свою очередь следует из несовершенства морального субъекта. А если бог - это абсолютное совершенство, то он не может быть причиной морального зла.
Несколько иначе обстоит дело с естественными вещами. Здесь зло основано просто на их порче и распаде. В замыслах же творца каждая форма была задумана как благо мироздания, как его совершенство, которое требует, чтобы «в вещах существовало определенное неравенство, чтобы осуществлялись все степени добра». Чтобы в мире была гармония, необходимы различные степени добра, вещи различного совершенства. Как красота делается более очевидной на фоне уродства, так и добро более заметно при сравнении со злом, и наоборот. Таким образом вырисовывается третий тезис томистской теодицеи: некоторое зло не портит гармонии вселенной, напротив, оно необходимо для этой гармонии. Бог создает зло в вещах не намеренно, а лишь случайно.[3]
Для обеспечения порядка вселенной необходим также порядок справедливости, который требует существования как грешников, так и хороших людей. Здесь «бог является творцом зла как наказание, а не как вины». Это четвертый тезис теодицеи Фомы.
Заключение
Философия Фомы Аквинского не сразу получила всеобщее признание среди схоластических течений средневековья. Фома Аквинский имел противников в ордене доминиканцев, среди некоторых представителей духовенства. Однако, несмотря на первоначальные нападки, с XIV в. Фома становится высшим авторитетом церкви, признавшей его доктрину в качестве своей официальной философии. С этого времени церковь использует его учение в борьбе с всякими движениями, направленными против ее интересов.[4]
Философия Фомы и по сей день сохраняет актуальность и имеет отнюдь не только исторический интерес. Последователи Фомы рассматривают его наследие как живое богатство мысли, на основании которого можно не только осмыслять «вечные» философские проблемы, но и продуктивно решать проблемы современности.
Фома величайший и самый систематичный мыслитель христианской традиции. В христианском богословии никогда не было философа лучше Фомы, никто другой так последовательно и ясно не разобрал большинство богословских проблем.
Список использованной литературы
1. Боргош Ю.Фома Аквинский/ Ю.Боргош.-М.:Мысль,1966.-504 с.
2. Гуревич А.Я. Средневековый мир/ А.Я.-М.:Университетская книга, 1990. – 589с.
3. История философии в кратком изложении, пер. с чешского И.И. Богута/М.:Мысль,1991.-568 с.
4. Соколов В.В. Антология мировой философии, т.1/ В.В. Соколов.-М.:Мысль, 1969.-936 с.
5. Соколов В.В. История древней и средневековой зарубежной философии/ В.В. Соколов.-М.:- Изд-во МГУ,1965.- 544 с.
6. Соколов В.В. Средневековая философия: Учеб. Пособие для филос. фак. и отделений ун-тов./В.В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1979. – 448 с.
[1]Соколов В.В. Средневековая философия: Учеб. Пособие для филос. фак. и отделений ун-тов./В.В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1979. – 367 с.
[2] Соколов В.В. Антология мировой философии, т.1/ В.В. Соколов.-М.:Мысль, 1969.-824 с.
[3] История философии в кратком изложении, пер. с чешского И.И. Богута/М.:Мысль,1991.-362 с.
[4] Гуревич А.Я. Средневековый мир/ А.Я.-М.:Университетская книга, 1990. – 178 с.