Фома Аквинский

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 00:10, реферат

Описание работы

Философским выражением пробуждения этой жизни и расширения научного познания был воспринятый аристотелизм. Эта философия явилась толчком для ученых того времени, вынужденных признать, что августинизм уже перестал соответствовать сложившейся интеллектуальной ситуации. Ведь августинизм, опиравшийся на платоновские традиции, был направлен против естественно -научных исследований. Августин утверждал, что познание материального мира не приносит никакой пользы, ибо не только не приумножает человеческого счастья, но поглощает время, необходимое для созерцания гораздо более важных и возвышенных предметов. Девиз философии Августина: "Хочу понять бога и душу.

Работа содержит 1 файл

реферат готовый.docx

— 60.16 Кб (Скачать)

     Таким образом, человек оказался помещенным посредине - между животным миром и ангелами. 

5. Э Т И К А

  Проблема зла. Теодицея.

Традиционная  тема христианской философии - защита совершенства Бога и того, что им сотворено, перед лицом существующего в мире зла - занимает много места в работах Аквинского. Обращение его к этой проблеме и широкое ее рассмотрение диктовались историческими и доктринальными потребностями церкви. В средневековье действовали различные еретические секты, учения которых имели ярко выраженный антифеодальный и, следовательно, антицерковный характер.

     Перед христианской философией была поставлена важная дилема: если Бог – творец всего и он добр, то откуда же берет начало зло? Из необходимости ответить на этот вопрос, возникла особая область христианской философии, называемая теодицеей и занимающаяся защитой совершенства Бога и того, что сотворено им, перед лицом существующего в мире зла.

     Исходным пунктом теодицеи Фомы была предпосылка, что зло не является

позитивным явлением и не существует само по себе, как добро, а представляет собой просто обычное небытие, ущербность добра. Понятие зла Фома выводит из понятия добра, исходя из теоретико-познавательной предпосылки о том, что одна противоположность познается через другую, как например, темнота через свет. Это относится также к добру и злу.

     Тезис томистской теодицеи выражается в утверждении, что "добро

является субъектом  зла". Фома утверждает, что все, а следовательно, и зло,

имеет свою причину. Причиной же может быть лишь то, чему присуще понятие бытия, а, следовательно, и добра. Зло же, будучи полным небытием, не может выступать в роли какой бы то ни было причины. В таком случае остается принять, что субъектом или источником зла является добро. Исходной точкой для Аквинского являются слова Августина: "Бог не является создателем зла, ибо не он причина стремления к небытию". Развивая эту мысль, Фома напоминает, что в области морали зло основано на несовершенстве поведения, которое в свою очередь следует из несовершенства морального субъекта. А если Бог – это абсолютное совершенство, то он не может быть причиной морального зла. Несколько иначе обстоит дело с естественными вещами. Здесь зло основано просто на их порче и распаде. В замыслах же творца каждая форма была задумана как благо мироздания, как его совершенство, которое требует, чтобы "в вещах существовало определенное неравенство, чтобы осуществлялись все степени добра" . Чтобы в мире была гармония, необходимы различные степени добра, вещи различного совершенства. Как красота делается более очевидной на фоне уродства, так и добро более заметно при сравнении со злом, и наоборот.

     Таким образом вырисовывается третий тезис томистской теодицеи:  некоторое зло не портит гармонии вселенной, напротив, оно необходимо для этой гармонии. Бог создает зло в вещах не намеренно, а лишь случайно. Для обеспечения порядка вселенной необходим также порядок справедливости, который требует существования как грешников, так и хороших людей. Здесь "Бог является творцом зла как наказания, а не как вины". Это четвертый тезис теодицеи Фомы.

 

Свободная воля человека и милость  Божья.

Фома помещает человека на границе между миром животных и миром чистых духов, между животными, с одной стороны, и ангелом - с другой. В сравнении с последним человеческая личность является чем-то несравненно более низким и несовершенным. В свою очередь в иерархии телесных созданий человек находится на самом высоком месте как совершенное животное. Отличается же человек от животных этого мира, по мнению Фомы, нематериальной разумной душой и свободной волей. Благодаря последней человек ответственен за свои поступки, ибо, обладая свободной волей, он в состоянии выбирать между добром и злом. Чтобы могли существовать грех и добродетель, наказание или награда, им должно предшествовать наличие свободной воли.

     По мнению Аквинского, свободная воля человека и связанные с нею произвольные решения выбора имеют свой источник в интеллектуально-познавательных органах, точнее, корнем всякой свободы является разум. Поскольку Фома провозглашает примат интеллекта над волей, его позиция в вопросе о свободе человека получила название этического интеллектуализма. Она основана на том, что достаточно иметь подлинное знание о добре и зле, чтобы поступать морально.

     Фома признает, что воля иногда может выполнять по отношению к интеллекту функцию производящей причины, как бы побуждая его к познанию, и в этом смысле она более совершенна, чем интеллект. Свобода воли, коренящаяся в интеллекте, позволяет человеку поступать в соответствии с моральными добродетелями. Свобода воли существует лишь тогда, когда ее поддерживает бог, ибо он является первым источником как естественных причин, так и свободных человеческих решений. Фома говорит, что человеку присуща воля, ибо в противном случае напрасны были бы советы и напоминания, повеления и запреты, наказания и поощрения.

Согласно Аквинату и всей католической этике, человек заслуживает осуждения за неморальный поступок. Но плохой поступок также основывается на свободном решении и не может быть совершен без поддержки Бога. Поэтому Бог в первую очередь и заслуживает адских мук.

     

  
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Правовая и политическая доктрина

1. Происхождение и  функции государства

     Фома, а за ним и все католические философы переняли от Стагирита прежде всего концепцию человека - политического животного, и учение о государстве как бытии, логически более раннем, чем его граждане. Фома утверждает, что государство, как бытие логически более раннее, берет свое начало от Бога, о чем у Стагирита речи не было. Всякое сообщество выполняет определенные функции, ставит перед собой определенные цели, при реализации которых не может обойтись без гегемона. Поэтому возникает необходимость в том, чтобы кто-нибудь руководил этим обществом и вел его к цели, таким именно руководителем и является государство.

     Аквинат утверждает, что существуют различные формы власти, однако не все они в одинаковой степени реализую счастье и благо общества. Он различает олигархию, монархию, тиранию и ее разновидность - демократию. Наилучшую форму власти представляет государство, в котором сочетаются элементы монархические, аристократические и демократические.

     Фома вводит различие сущности власти от ее формы. Первая происходит от Бога, то есть должна существовать организация, обеспечивающая порядок и ведущая людей к определенной цели. Под формой же подразумевается способ правления, структура власти. Правда Фома приводит очень туманную форму, что "всякая власть также происходит от Бога, хотя в действительности не происходит от Бога".

     Следовательно, хотя всякая власть происходит от Бога, она может также не

происходить от него.

Последний случай имеет место тогда, когда:

а) правитель пришел к власти при помощи несправедливых средств;

б) когда он правит несправедливо, то есть вопреки интересам церкви. Это случается, когда Бог устанавливает в соответствии со своими планами плохую власть в целях наказания подданных. 

Аквинский говорит  также о праве восстать против государственной власти,

когда:

 а) власть выступает против законов Бога и элементарных моральных принципов, в этом случае подданные должны отказаться повиноваться ей;

 б) в случае превышения властью ее компетенции;

в) случай, когда  правитель, избранный легально, начинает поступать несправедливо.

Так выглядит учение Фомы о государстве, оно содержит лишь видимость

демократических элементов, а в сущности выражает интересы церкви.

    

2.  Право и его  виды

  1. Вечное право. Право, как совокупность правил и норм, составляет разумное распоряжение правящего подданными. Его задача - вести людей ко всеобщему благу. Вечное право - высшее право, под которым понимается совокупность общих божественных принципов правления миром.
  2. Естественное право. Вечное право является источником естественного права, существующего благодаря сопричастности Богу. Оно вневременное, вечное, неизменное и имеет разумный характер, то есть доступно лишь разумным созданиям, которые познают его при помощи собственного интеллекта.
  3. Человеческое, или позитивное право. Применение принципов естественного права к общественной жизни. Оно выводится из вечного права не непосредственно, а опосредованно и является изменяемым, хотя и имеет некоторые постоянные элементы.

      
 
 
 
 
 

Заключение

     Фома Аквинский - крупнейший средневековый философ и теолог, получивший титул "ангельского доктора", причисленный 18 июля 1323 г. к лику святых Иоанном XXII и считающийся покровителем католических университетов, колледжей и школ.

    Философия Фомы Аквинского не сразу получила всеобщее признание среди схоластических течений средневековья. Фома Аквинский имел противников в ордене доминиканцев, среди некоторых представителей духовенства, латинскими аверроистами. Однако, несмотря на первоначальные нападки, с XIV в. Фома становится высшим авторитетом церкви, признавшей его доктрину в качестве своей официальной философии. С этого времени церковь использует его учение в борьбе со всякими движениями, направленными против ее интересов.

     С этого времени на протяжении нескольких столетий философия Фомы Аквинского культивировалась. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

1.    "Антология мировой философии"  т. 1    

        (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/antol/index.php)

    2.    Боргош Ю.  " Фома Аквинский" (http://www.twirpx.com/file/475117/)

    3.   Соколов В.В. "История древней и средневековой зарубежной философии"

    4.   Спиркин А.Г. «Философия» Москва, 2000г.

    5.   Философский словарь

    

Информация о работе Фома Аквинский