Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 00:10, реферат
Философским выражением пробуждения этой жизни и расширения научного познания был воспринятый аристотелизм. Эта философия явилась толчком для ученых того времени, вынужденных признать, что августинизм уже перестал соответствовать сложившейся интеллектуальной ситуации. Ведь августинизм, опиравшийся на платоновские традиции, был направлен против естественно -научных исследований. Августин утверждал, что познание материального мира не приносит никакой пользы, ибо не только не приумножает человеческого счастья, но поглощает время, необходимое для созерцания гораздо более важных и возвышенных предметов. Девиз философии Августина: "Хочу понять бога и душу.
I. Введение
XIII век. Характерная черта этого столетия - медленное, но неуклонное
нарастание в лоне феодализма его разложения, формирование зачатков нового, капиталистического строя. В конце XII в. и первой половине XIII в. феодальные города начинают стремиться к созданию собственной интеллектуальной и культурной атмосферы. Городская буржуазия стремится к развитию городских школ, возникновению университетов.
Философским выражением пробуждения этой жизни и расширения научного познания был воспринятый аристотелизм. Эта философия явилась толчком для ученых того времени, вынужденных признать, что августинизм уже перестал соответствовать сложившейся интеллектуальной ситуации. Ведь августинизм, опиравшийся на платоновские традиции, был направлен против естественно -научных исследований. Августин утверждал, что познание материального мира не приносит никакой пользы, ибо не только не приумножает человеческого счастья, но поглощает время, необходимое для созерцания гораздо более важных и возвышенных предметов. Девиз философии Августина: "Хочу понять бога и душу. И ничего более? Совершенно ничего!" Разумеется, понимаемая таким образом философия не могла быть вдохновителем новых духовных течений.
Интеллектуальные
запросы требовали новой философии. Именно
таким был аристотелизм, хотя он и не был
материалистическим направлением, но
явно противоречил церковной доктрине.
Аристотелевский умеренный реализм был
попыткой примирения материализма с идеализмом.
Таким образом, аристотелизм стал угрожать
не только официальной церковной философии,
но и приводил к подрыву основных догматов
католицизма. Начатая папством идеологическая
борьба против интереса интеллектуальных
кругов к естественнонаучным проблемам,
была хорошо продумана. Эта компания подготавливалась
в течении многих лет и принесла определенные
плоды в виде ассимиляции аристотелизма
и приспособление его к нуждам церковной
доктрины. Именно этой христианизации
аристотелизма Фома Аквинский посвятил
большую часть своей жизни. Этого добился
орден доминиканцев в целом и Фома Аквинский
в особенности.
II. Фома Аквинский. Биография.
Фома Аквинский самый видный и влиятельный философ-схоластик западноевропейского средневековья. Родиной Фомы была Италия. Родился в конце 1225г. или начале 1226 г. в замке Роколлека, близ Аквино, в королевстве Неаполитанском. Отец Фомы, граф Ландольф, был видным итальянским феодалом в Аквино. Мать, Теодора, происходила из богатого неаполитанского рода. На 5 году жизни Фому определяют учиться в монастырь бенедиктинцев в Монте Кассино. В 1239 году возвращается в родной дом, сняв монашескую рясу. Осенью того же года он отправляется в Неаполь, где обучается в университете под руководством наставников Мартина и Петра Ирландского. В 1244 г. Фома принимает решение вступить в орден доминиканцев. Совершив пострижение в монахи он несколько месяцев пребывает в монастыре в Неаполе. Здесь было решено послать его в Парижский университет. Во время пребывания в Парижском университете (1245-1248 г.г.) он слушал лекции своего учителя Альберта Больштедта, позже прозванного Альбертом Великим, который оказал на него огромное влияние. Вместе с Альбертом Фома 4 года провел так же в Кельмском университете, во время занятий Фома не проявлял особой активности, редко принимал участие в диспутах, за что коллеги его прозвали Немым Быком. В 1252г. он возвращается в Парижский университет, где последовательно проходит все ступени, необходимые для получения степени магистра теологии и лиценциата, после чего преподает в Париже теологию до 1259г. Здесь же выходит ряд его теологических трудов, комментариев к Священному писанию, он начинает работу над "Философской суммой". В 1259г. папа Урбан IV вызвал его в Рим, пребывание в котором длилось до 1268г. Здесь Фома завершает начатую еще в Париже "Философскую сумму" (1259-1269 г.г.), пишет труды, так же приступает к работе над главным трудом своей жизни - "Теологическая сумма". Осенью 1269г. по указанию римской курии Фома отправляется в Париж, ведет ожесточенную борьбу против латинских аверроистов и их главы Сигера Брабантского .В этом споре он занял собственную позицию, выступив как против тех, так и других. Философские взгляды аверроистов подрывали основы христианско-католической веры, защита которой стала главным смыслом всей жизни Аквинского.В 1272 г. Фома был возвращен в Италию. Он преподает теологию в Неаполе, где продолжает работу над "Теологической суммой", которую заканчивает в 1273г. Спустя 2 года Аквинский покидает Неаполь, чтобы принять участие в созванном папой Григорием X соборе, происходившем в Лионе. Во время поездки он тяжело заболевает и умирает 7 марта 1274г. в монастыре бернардинцев в Фоссануове. После смерти ему был присвоен титул "ангельский доктор". В 1323г., во время понтификата папы Иоанна XXII, Фома был причислен к лику святых, а в 1567г. признан пятым "учителем церкви".
III.
Философские взгляды
Фомы Аквинского
1. Теология и наука
Развивающаяся в конце XII и в XIII столетии в странах Западной Европы
интеллектуальное движение, философским вдохновителем которого было
аристотелевское
учение, повлекло за собой рост тенденции
к отделению науки от теологии,
разума от веры. Эта точка зрения находилась
в явном противоречии с интересами церкви,
и поэтому необходимо было искать способы
решения вопроса об отношении теологии
и науки. Эту задачу осуществлял Фома,
опираясь на католическое толкование
аристотелевской концепции науки. Поэтому
католические историки философии убеждены,
что Фома Аквинский автономизировал науку,
превратив ее в область, совершенно независимую
от теологии. В связи с тем, что теология
является высшей мудростью, конечный объект
которой - исключительно Бог как "первопричина"
вселенной, мудростью, независимой от
всех остальных знаний, Фома не отделяет
науку от теологии. В сущности концепция
науки Аквинского представляла собой
идеологическую реакцию на рационалистические
тенденции, направленные на то, чтобы освободить
науку от влияния теологии. Можно, сказать,
что Фома считает, что теология черпает
свои истины не из философии, не из частных
дисциплин, а исключительно из откровения.
На этом Фома не мог остановиться, ибо
не это требовалось теологии. Такая точка
зрения лишь подтверждала превосходство
теологии и ее независимость от других
наук, но она не решала самой существенной
для того времени задачи: необходимости
подчинить теологии развивающееся научное
течение, особенно течение имеющее естественнонаучную
ориентацию. Речь шла прежде всего о том,
чтобы доказать неавтономность науки,
подчеркнуть, что любая деятельность человека,
как теоретическая, так и практическая,
исходит в конечном счете из теологии
и сводится к ней.
В соответствии с этими требованиями Аквинский вырабатывает следующие теоретические принципы, определяющие генеральную линию церкви по вопросу об отношении теологии и науки:
Фома считает, что одна и та же проблема может служить предметом изучения различных наук. Но существуют определенные истины, которые нельзя доказать при помощи разума, и потому они относятся исключительно к сфере теологии. К этим истинам Аквинский относил следующие догматы веры: догмат воскрешения, историю воплощения, святую троицу, сотворение мира во времени и так далее;
Таким образом, Фома не отделил науку от теологии, а напротив, без остатка
подчинил ее
теологии. Аквинат, выражая интересы церкви
и феодальных слоев, отводил науке второстепенную
роль. Фома полностью парализует современную
ему научную жизнь. В период Возрождения
и в более позднее время теологическая
концепция науки, созданная Фомой, становится
идеологическим тормозом научного прогресса.
2. Метафизическая теория бытия
Философия Аквинского признает существование не только душ, но и целой иерархии чистых духов, или ангелов. Томизм признает существование материального мира независимо от субъекта, но не отрицая существование объективной действительности, признает также существование нематериального мира, который является первичным. Идеалистический характер философии Аквинского слишком очевиден, так как он недвусмысленно вытекает из самой идеи креационизма - сотворения мира из ничего.
Сущность и существование. Фома считал, что реально существуют лишь единичные вещи, или субстанции, состоящие из сущности и существования. Он считал, что различие между сущностью и существованием не есть нечто только мысленное, зависящее от наших актов сознание, а является чем-то фактическим, реально существующим. Он утверждает, что вещам присуща сущность.
Аквинский считает, что мир материальных вещей существует не в силу
собственной природы, а является чем-то совершенно случайным, зависимым от создателя и существовать не должен. В противоположность ему Бог – бытие абсолютно необходимое, а, следовательно, должен существовать безусловно, ибо это заключено в его природе.
Материя и форма. Категории материи и формы Фома также заимствует из аристотелевской метафизики. Различая в субстанциях 2 компонента - материю и форму, Аристотель стремился создать философскую основу для процессов обобщения и классификации в естественных науках, стремился решить проблему об отношении общего к единичному и наоборот.
В толковании Фомы Аквинского реально существуют лишь единичные вещи, состоящие также из материи и формы. Согласно Аквинату, материя-только восприемница сменяющих друг друга форм, «чистая потенциальность», ибо лишь благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида. Кроме того, форма выступает в роли целевой причины образования вещи. А причиной индивидуального своеобразия вещей (принципом индивидуации) является «получившая напечатление» материя того или иного индивида.
Аристотель признавал существование единичных вещей; он на почве своей системы объединял материалистические и идеалистические элементы. Аквинский "очистил" аристотелизм именно от материалистических элементов, которые нельзя было примирять ни с истинами откровения, ни с церковной философией того периода, основанной на платоновских традициях. Однако в понимании Аристотеля форма была совокупностью общих существующих признаков, присущих вещам определенного вида. Правда, Аквинский также считал, что общее, или форма, содержится в единичных вещах, но на этом он не остановился. Он различает в субстанциях 3 рода форм, или универсалий:
непосредственная универсалия;
2) универсалия, абстрагированная от субстанции, то есть существующая в
человеческом уме. В этом виде реально она существует только в уме, а в
вещи имеет лишь свою основу. Эту универсалию Фома называет
рефлексивной;
3) универсалия - независимая от вещи в божественном уме.
Универсалии в уме творца - это неизменные, постоянные, вечные формы,
или основы вещей.
Вводя градацию форм, Фома, дает философское обоснование иерархичности не только мира природы, но и общественного порядка. Критерием, отличающим одну вещь от другой, выступают не их естественные особенности, а различия в совершенстве форм, являющихся "не чем иным, как подобием Бога, которому вещи сопричастны". У Аквинского материя не существует извечно, а оказывается созданной богом из ничего, а потому - вторична. Возможность присуща ей не в силу природы, а вложена в нее Творцом и только благодаря ему осуществляется.
Чтобы, доказать безусловную зависимость мира от творца м показать, что сверхъестественные цели реализуются через цели реальные, земные, Аквинский вводит понятие естественных причин, посредством которых бог правит миром.
Во все категории аристотелевской метафизики Фома вкладывает теологическое содержание, лишая их этим естественнонаучного характера.
Аквинский рассматривает
проблемы познания этики, политического
и правового учения, естественной теологии,
сердцевиной которой являются так называемые
"доказательства" бытия, бога.
3. "Доказательства" бытия Бога
Фома Аквинский
подразделяет истины откровения на два
рода: истины, доступные разуму, и истины,
выходящие за пределы его познавательных
возможностей. Центральной проблемой
естественной теологии являются так называемые
томисткие "доказательства" бытия
бога. Аквинский утверждает, что доказать
существование Творца можно двумя способами:
через причину и через следствие. В первом
случае речь идет о доказательстве априорном,
то есть от причины к следствию, во втором
- об апостериорном, то есть от следствия
к причине.
Аквинат формулирует пять "доказательств-путей" бытия бога.
1. Доказательство от движения, называемое в настоящее время кинетическим доказательством, исходит из того, что вещи находятся в движении, а все движущееся приводится в движение чем-то другим, так как движение это соединение материи с формой. Если бы какое-то бытие, приводящее нечто в движение, само было приведено в движение, то это было бы совершено чем-то другим, а это другое, в свою очередь, приводилось в движение третьим и так далее. Однако цепь двигателей не может быть бесконечной, ибо в таком случае не было бы первого "двигателя", а следовательно, и второго, и последующих, и вообще не было бы движения. Поэтому, делает вывод Фома, мы должны дойти до первой причины движения, которая никем не движется и которая все движет. Такой причиной должна быть чистая форма, чистый акт, которым является бог, находящийся за пределами мира.
2. Доказательство от производящей причины, гласит, что в материальном
мире существует определенный причинный порядок, берущий свое начало от первой причины, то есть Бога. Фома считает, что невозможно, чтобы нечто было собственной производящей причиной, поскольку оно существовало бы раньше себя, а это нелепо. Если в цепи производящих причин не признать абсолютно первую причину, то тогда не появятся и средние и последние причины, и, наоборот, если в поисках причин мы уйдем в бесконечность, то не обнаружим первой производящей причины. "Следовательно, - пишет Аквинский в "Теологической сумме", - необходимо положить некоторую первичную производящую причину, каковую все именуют Богом".