Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 23:53, реферат
Правда, до недавнего времени немецкая философия — в особенности академическая — сама отказывалась строить мировоззрения. Десятилетиями она ограничивалась тем, чтобы быть лишь служанкой позитивных наук, проверяя их предпосылки, методы и цели. Так, философия последней трети XIX в. почти целиком сводилась к учению о познании и душевном опыте. Но точно так же как философия не может быть служанкой церковной веры, она не может быть и простой служанкой наук.
ФИЛОСОФСКОЕ
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
"Толпа
никогда не будет философом".
Эти слова Платона не утратили
своего значения и сегодня.
Большинство людей получают
Правда,
до недавнего времени немецкая философия
— в особенности академическая
— сама отказывалась строить мировоззрения.
Десятилетиями она
Опираясь
на эту интуицию, в последние десятилетия
философия глубоко
Позитивизм (напр., Э. Мах, Р. Авенариус) выводил формы бытия и познания из чувственных данностей ощущений; однако по этой причине он должен был объявить бессмысленными и основанными на ложной мыслительной "привычке" не только метафизические ответы, но уже и вопросы такого рода. Так называемое неокантианство, которое, как свидетельствует сегодняшнее состояние в области исследований творчества Канта, совершенно не поняло великого мыслителя, хотя и признавало метафизические вопросы в качестве вечных проблем разума, все же считало их теоретически неразрешимыми. Историзм (К. Маркс, В. Дильтей, Э. Трельч, О. Шпенглер) видел во всех мировоззрениях, включая религиозное и философское, всего лишь изменчивые формы выражения меняющихся состояний исторической и общественной жизни.
Сегодня можно с полным правом сказать, что основания, приведшие эти три группы мыслителей к их негативной позиции по отношению к метафизике, целиком и без остатка опровергнуты 1.
Однако
не только ниспровержение, но и новое
позитивное созидание было необходимо,
и оно было осуществлено. У человека
нет выбора — формировать или
не формировать у себя метафизическую
идею и метафизическое чувство, т. е.
идею о том, что в качестве сущего,
которое существует лишь посредством
себя (Ens per se) и от которого зависит все
иное сущее, лежит в основе мира и самого
человека. Сознательно или бессознательно,
благодаря собственным усилиям или из
традиции — человек всегда необходимо
имеет такого рода идею и такое чувство.
Выбор у него только в том, иметь ли ему
хорошую и разумную или плохую и противную
разуму идею абсолютного. Но иметь сферу
абсолютного бытия перед своим мыслящим
сознанием — это принадлежит к сущности
человека и образует вместе с самосознанием,
сознанием мира, языком и совестью одну
неразрывную структуру. Человек может,
правда, искусственно вытеснить ясное
осознание этой сферы, уцепившись за чувственную
оболочку мира: тогда направленность на
сферу абсолютного сохраняется, сама же
сфера остается пустой, лишенной определенного
содержания. Но пустым тогда остается
и центр духовной личности в человеке,
и пустым
остается
его сердце. Человек может заполнить
эту сферу абсолютно сущего и
высшего добра, сам того не замечая,
конечными вещами и благами, с
которыми он обходится в своей
жизни так, "как если бы" они
были абсолютными: так могут обходиться
с деньгами, нацией, с любимым
человеком. Это — фетишизм и идолопоклонничество.
И если суждено человеку выйти
из этого душевного состояния, он
обязан научиться двум вещам. Он должен,
во-первых, посредством самоанализа
осознать своего "идола", занявшего
у него место абсолютного бытия
и добра; а во-вторых, он должен разбить
вдребезги этого идола, т. е. вернуть
эту чрезмерно обожаемую вещь
на ее относительное место в конечном
мире. Тогда сфера абсолютного
вновь появляется — и тогда
только состояние духа человека позволяет
ему самостоятельно философствовать
об абсолютном.
Но философски
свободное исследование абсолютного
возможно не только потому, что метафизика
— всегда нечто реальное. У человека
есть также законные средства познания,
чтобы осторожно и
Человек
способен к трем видам знания: к
знанию ради господства или ради достижений,
к сущностному, или образовательному
знанию, и к метафизическому знанию,
или знанию ради спасения. Ни один из
этих трех видов знания не существует
только для самого себя. Каждый вид
служит преобразованию сущего — либо
вещей, либо образовательной формы
самого человека, либо абсолютного.
I
Первый
вид знания, знание ради достижений
и господства, служит нашей возможной
технической власти над природой,
обществом и историей. Это —
знание специальных позитивных наук,
на которых держится вся наша западная
цивилизация. Высшей целью этого
знания является поиск — везде, где
и насколько это возможно —
законов пространственно-
Это положение
вещей в точности согласуется
с нынешними размышлениями
II
Второй вид возможного для нас знания — это знание той фундаментальной философской науки, которую Аристотель называл "первой философией", т. е. науки о способах бытия и сущностной структуре всего, что есть. То, что это сущностное знание есть звание, прямо противоположное знанию ради господства и соответствующему этому виду знания бытию, то, что здесь речь идет о громадном поле философского исследования с собственной методологией — это было относительно недавно вновь открыто Э. Гуссерлем и его школой. В знании ради господства изыскиваются, как мы видели, законы пространственно-временных связей случайных мировых реальностей и их так-бытия. Второе направление исследований, напротив, строго методически игнорирует пространственно-временное положение и все то, что случайно существует так или по-другому. Здесь задают другой вопрос: "Что есть мир, что есть, например, любое так называемое "тело", что есть любое "живое существо", что составляет сущность растения, животного, человека и т. д. в их инвариантной структуре, по их эссенциальным характеристикам?" И аналогично: что есть "мышление", что такое "любовь", что означает "чувствовать красоту"?
независимо от случайного временного потока сознания того или иного человека, в котором эти акты появляются de facto.
Каковы
же главные особенности этого
вида познания и исследования? Во-первых,
вместо установки на господство по
отношению к миру появляется попытка
возможно более полного выключения
всякого страстного поведения, руководимого
влечением. Ибо это поведение
является, как мы видели, условием воздействия
реальности; но оно также является
и условием для появления всякого
чувственного восприятия случайного здесь-и-сейчас-так-бытия;
далее, оно есть условие для предварительных
проектов пространства и времени. Выражаясь
позитивно: вместо установки на господство,
которое стремится найти законы
природы и сознательно
Во-вторых,
в этой установке со всей определенностью
игнорируется реальное наличное бытие
вещей, т. е. их возможная сопротивляемость
нашим стремлениям и действиям,
и как раз тем самым
В-третьих: сущностное познание хотя и не зависит от всякого опыта, является независимым от количества опыта или от так называемой "индукции". Оно точно так же предшествует всякой индукции, как и всякому направленному на реальность наблюдению и измерению. Оно может осуществляться, основываясь на одном единственном показательном случае. Но, будучи однажды достигнуто, такое сущностное знание, например, знание сущности жизни, значимо, как говорит школьный язык, "a priori", т. е. "заведомо" для всех случайных наблюдаемых фактов, относящихся к соответствующей сущности в бесконечной всеобщности и необходимости — аналогично тому, как постулаты чистой математики передают многообразие возможных природных образований и имеющих в них место необходимых идеальных отношений, прежде чем будет исследована посредством наблюдения и измерения реальная природа.
Но как раз поэтому — в-четвертых, — познание сущностей и познание сущностных взаимосвязей имеет значение, выходящее далеко за пределы той очень маленькой области реального мира, который доступен нам через посредство чувственного опыта и его инструментального подкрепления. Это познание имеет значимость для сущего как оно есть само по себе и в самом себе. Оно имеет трансцендентное" распространение и становится, таким образом, трамплином для всякого рода "критической метафизики".
Сущностное
познание "первой философии" —
это, далее, (в-пятых) собственно "разумное"
познание, резко отличное от тех
расширений нашего познания за границы
чувственного данного, которые зиждятся
исключительно на опосредующих заключениях
"рассудка". "Рассудок", или "интеллект",
— это способность организма, преодолевая
застывший врожденный инстинкт и ассоциативную
память, осмысленно приспосабливаться
к новым ситуациям — внезапно и независимо
от числа прежде сделанных пробных попыток
решить задачу 3. Этой способностью наделен
не только человек, но в меньшей мере также
и животное, например, обезьяна, которая
вдруг использует палку как удлинение
своей руки, чтобы достать плод. Но пока
строящий умозаключения рассудок служит
жизненным влечениям, инстинктам питания,
пола и власти, пока он служит лишь практической
реакции на раздражения окружающей среды,
до тех пор он еще не является специфически
человеческим. Только если интеллект (у
животного — лишь хитрость) ставится на
службу разуму, т. е. служит применению
осуществленных до этого априорных сущностных
познаний к случайным фактам опыта, служит,
далее, высшему постижению в отношении
объективного порядка ценностей, т. е.
мудрости и нравственному идеалу, — лишь
тогда он становится чем-то специфически
человеческим.