Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 09:46, реферат
Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - крупнейший представитель демократического левого фланга Просвещения, страстный поборник социальной справедливости. Произведения Руссо вызывали в памяти потомков либо ненависть, либо восхищение, но только не равнодушие или академический интерес. Общепризнанный глава и самый авторитетный представитель сентиментализма в литературе стал идейным и духовным вождем революционной диктатуры якобинцев, ввергавший в небытие всех, кто пытался встать на ее пути.
1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Философско-правовые воззрения Жан-Жака Руссо…………………………..5
3.Заключение……………………………………………………………………..12
4.Список источников…………………………………………………
Вместе с тем
суверен, согласно Руссо, не связан собственными
законами. Если бы суверен предписал
сам себе такой закон, от которого
он не мог бы себя освободить, это, по
мысли Руссо, противоречило бы самой
природе политического
Суверен "стоит выше и судьи, и Закона". Власть суверена, по Руссо, включает в себя его безусловное право на жизнь и смерть подданных. "Итак, – пишет он, – гражданину уже не приходится судить об опасности, которой Закону угодно его подвергнуть, и когда государь говорит ему: "Государству необходимо, чтобы ты умер", то он должен умереть, потому что только при этом условии он жил до сих пор в безопасности и потому что его жизнь не только благодеяние природы, но и дар, полученный им на определенных условиях от Государства".
Такой антииндивидуалистической формулировки нет даже у этатиста Гоббса.
В своей идеализированной
конструкции народного
Соответствующие
гарантии, согласно Руссо, нужны против
подданных, чтобы обеспечить выполнение
ими своих обязательств перед
сувереном. Отсюда, по мысли Руссо, и
проистекает необходимость
В целом общественное
соглашение, по словам Руссо, дает политическому
организму (государству) неограниченную
власть над всеми его членами.
Эту власть, направляемую общей волей,
он и именует суверенитетом. По смыслу
концепции Руссо, суверенитет един,
и речь вообще может и должна идти
об одном-единственном суверенитете –
суверенитете народа. При этом под "народом"
как единственным сувереном у
Руссо имеются в виду все участники
общественного соглашения (т. е. взрослая
мужская часть всего населения,
всей нации), а не какой-то особый социальный
слой общества (низы общества, бедные,
"третье сословие", "трудящиеся"
и т. д.), как это стали трактовать
впоследствии радикальные сторонники
его концепции народного
С пониманием суверенитета как общей воли народа связаны и утверждения Руссо о том, что суверенитет неотчуждаем и неделим. Как отчуждение суверенитета от народа в пользу тех или иных лиц или органов, так и его деление между различными частями народа, по логике учения Руссо, означали бы отрицание суверенитета как общей воли всего народа.
Народ как суверен, как носитель и выразитель общей воли, по Руссо, "может быть представляем только самим собою". "Передаваться, – подчеркивает он, – может власть, но никак не воля". Тем самым Руссо, по существу, отрицал как представительную форму власти (парламент или другой законодательный орган в форме народного представительства), так и принцип и идеи разделения верховной, суверенной власти в государстве на различные власти.
Законодательная
власть как собственно суверенная,
государственная власть может и
должна, по Руссо, осуществляться только
самим народом-сувереном
Исполнительная власть (правительство) создается не на основе общественного договора, а по решению суверена в качестве посредствующего организма для сношений между подданными и сувереном.
В зависимости
от того, кому вручена исполнительная
власть (всем, некоторым, одному), Руссо
различает такие формы
При этом всякое правление посредством законов Руссо считает республиканским правлением. "Таким образом, – подчеркивает он, – я называю Республикой всякое Государство, управляемое посредством законов, каков бы ни был при этом образ управления им".
Для поддержания
положений общественного
Народ, по Руссо, имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу.
Руссо различает четыре рода законов: политические, гражданские, уголовные и законы четвертого рода, "наиболее важные из всех", – "нравы, обычаи и особенно мнение общественное". При этом он подчеркивает, что к его теме общественного договора относятся только политические законы.
Цель всякой системы законов – свобода и равенство. Свобода, подчеркивает Руссо, вообще не может существовать без равенства. "Именно потому, что сила вещей всегда стремится уничтожить равенство, сила законов всегда и должна стремиться сохранять его".
В духе Монтескье
и других авторов Руссо говорит
о необходимости учета в
Законы –
необходимые условия
Законодательную
власть Руссо характеризует как
"сердце Государства". "Не законами
живо Государство, – пишет он, –
а законодательной властью. Закон,
принятый вчера, не имеет обязательной
силы сегодня; но молчание подразумевает
молчаливое согласие, и считается, что
суверен непрестанно
Своим учением
о законе как выражении общей
воли и о законодательной власти
как прерогативе неотчуждаемого
народного суверенитета, своей концепцией
общественного договора и принципов
организации государства Руссо
оказал огромное воздействие на последующее
развитие государственно-правовой мысли
и социально-политической практики.
Его доктрина стала одним из основных
идейных источников в процессе подготовки
и проведения французской буржуазной
революции, особенно на ее якобинском
этапе.
3.Заключение.
Таким образом,
в учении Жан-Жака Руссо проблемы
общества, государства и права
рассматривались с позиций
Его доктрина стала
одним из основных идейных источников
в процессе подготовки и проведения
французской буржуазной революции,
особенно на ее якобинском этапе. Так,
Декларация прав человека и гражданина
1789 года, Конституция ФР 1791 года находились
под заметным влиянием идей Руссо (право
народа на сопротивление угнетению,
принадлежность верховной власти народу,
трактовка закона как выражения
общей воли).
4.Список использованных источников.
1. Волгин В.П. Развитие общественой мысли во Франции в XVIII в.-М..: Наука, 1977, с.183-220.
2. Дворцов А.Т. Ж.-Ж. Руссо.- М.:Наука, 1980.-112 с.
3. История политических и правовых учений: XVII - XVIII вв.Отв.ред. В.С. Нерсесянц.-М.: Наука, 1989. с116-143
4. Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой Французской революции. - М. Мысль, 1989. с.21-90.
5. Руссо Ж.-Ж.
Об общественном договоре , или
Принципы политического права.- М.
Информация о работе Философско-правовые воззрения Жан-Жака Руссо