Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 09:46, реферат
Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - крупнейший представитель демократического левого фланга Просвещения, страстный поборник социальной справедливости. Произведения Руссо вызывали в памяти потомков либо ненависть, либо восхищение, но только не равнодушие или академический интерес. Общепризнанный глава и самый авторитетный представитель сентиментализма в литературе стал идейным и духовным вождем революционной диктатуры якобинцев, ввергавший в небытие всех, кто пытался встать на ее пути.
1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Философско-правовые воззрения Жан-Жака Руссо…………………………..5
3.Заключение……………………………………………………………………..12
4.Список источников…………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Г.Р.Державина».
ИНСТИТУТ ПРАВА.
Кафедра теории государства и права.
Деева Екатерина Игоревна.
Философско-правовые воззрения Жан-Жака Руссо.
Реферат.
Студентка
2 курса (23 группы)
очного отделения
Научный руководитель:
Садохина
Н.Е., к.ю.н., доцент.
Тамбов-2012.
Содержание:
1.Введение……………………………………………………
2.Философско-правовые
воззрения Жан-Жака Руссо………………
3.Заключение………………………………………………
4.Список источников……………………………
1.Введение
Жан-Жак Руссо
(1712 - 1778) - крупнейший представитель
демократического левого фланга Просвещения,
страстный поборник социальной справедливости.
Произведения Руссо вызывали в памяти
потомков либо ненависть, либо восхищение,
но только не равнодушие или академический
интерес. Общепризнанный глава и
самый авторитетный представитель
сентиментализма в литературе стал
идейным и духовным вождем революционной
диктатуры якобинцев, ввергавший в
небытие всех, кто пытался встать
на ее пути. Марат, Сен-Жюст, Робеспьер
клялись его именем. Робеспьер
не расставался с книгами Жан-
Жан-Жак Руссо
родился в Швейцарии, в Женеве
в семье чиновника. Чувствительный,
самолюбивый мальчик в раннем
возрасте фактически стал сиротой. Он
рано начал самостоятельную жизнь,
перепробовал различные профессии
(был писцом у нотариуса, служил лакеем,
учился у гравера). Не найдя соответствующего
применения своим силам и способностям
стал на путь бездомных скитаний. В
эти годы Руссо попадал в самые
разнообразные жизненные
». Постепенно Руссо пришел к осознанно-критической оценке современного ему общества. Он подошел вплотную к тем идеям, которые как закономерный итог предшествующего пути был сформулированы им в трактатах “Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?”, получившем в 1750 г. премию Дижонской академии; “Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми” (1754), “Об общественном договоре, или Принципы политического права” (1762 г.; это - главное произведение мыслителя), принесших их автору громкую известность
Ни одно другое
имя не было окружено уже в 18 веке
таким ореолом славы, как имя
Руссо. Он был самым знаменитым писателем
Франции, Европы, мира. Все, что сходило
с его пера немедленно издавалось и переиздавалось
, переводилось на все основные языки;
его читали в Париже и Петербурге, Лондоне
и Флоренции, Мадриде и Гааге, Вене и Бостоне.
Но он пренебрег славой несмотря на всеобщее
признание его обществом.
2.Философско-правовые воззрения Жан-Жака Руссо.
Жан-Жак Руссо (1712–1778) – один из ярких и оригинальных мыслителей во всей истории общественных и политических учений.
Его социальные и политико-правовые взгляды изложены в работе "Об общественном договоре, или Принципы политического права" (1762).
Проблемы общества, государства и права освещаются в учении Руссо с позиций обоснования и защиты принципа и идей народного суверенитета.
Распространенные в то время представления о естественном состоянии Руссо использует как гипотезу для изложения своих, во многом новых, взглядов на весь процесс становления и развития духовной, социальной и политико-правовой жизни человечества.
В естественном
состояний, по Руссо, нет частной
собственности, все свободны и равны.
Неравенство здесь вначале лишь
физическое, обусловленное природными
различиями людей. Однако с появлением
частной собственности и
Выход из таких
условий, инспирированный "хитроумными"
доводами богатых и вместе с тем
обусловленный жизненными интересами
всех, состоял в соглашении о создании
государственной власти и законов,
которым будут подчиняться все.
Однако, потеряв свою естественную
свободу, бедные не обрели свободы политической.
Созданные путем договора государство
и законы "наложили новые путы
на слабого и придали новые
силы богатому, безвозвратно уничтожили
естественную свободу, навсегда установили
закон собственности и
Неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, согласно Руссо, в конечном счете к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии.
В противовес такому ложному, порочному и пагубному для человечества направлению развития общества и государства Руссо развивает свою концепцию "создания Политического организма как подлинного договора между народами и правителями".
При этом основную задачу подлинного общественного договора, кладущего начало обществу и государству и знаменующего превращение скопления людей в суверенный народ, а каждого человека – в гражданина, он видит в создании "такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде".
Каждый, передавая
в общее достояние и ставя
под единое высшее руководство общей
воли свою личность и все свои силы,
превращается в нераздельную часть
целого. Последствия общественного
договора, по Руссо, таковы: "Немедленно
вместо отдельных лиц, вступающих в
договорные отношения, этот акт ассоциации
создает условное коллективное Целое,
состоящее из стольких членов, сколько
голосов насчитывает общее
Обосновываемая
Руссо концепция общественного
договора выражает в целом идеальные
его представления о
Основная мысль
Руссо состоит в том, что только
установление государства, политических
отношений и законов, соответствующих
его концепции общественного
договора, может оправдать – с
точки зрения разума, справедливости
и права – переход от естественного
состояния в гражданское. Подобные
идеальные представления Руссо
находятся в очевидном
Уже первое предложение "Общественного договора" – "Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах" – нацеливает на поиски путей разрешения этого противоречия с ориентацией на идеализированные черты "золотого века" естественного состояния (свобода, равенство и т. д.). Подобная идеализация естественного состояния диктуется идеальными требованиями Руссо к гражданскому состоянию, которое должно в новой (политической) форме возместить людям то, "что они якобы уже имели до образования государства и чего они, следовательно, несправедливо лишены в условиях сложившейся неправильной государственности. Таким образом, завышение достоинств прошлого дает руссоистской доктрине надлежащие высокие критерии и масштаб для критики современности и требований к будущему. Кстати говоря, по той же самой логике, но с противоположными целями сторонники абсолютной монархии, напротив, утверждали, что человек рождается бесправным подданным.
В трактовке
Руссо современный ему
Но сила, согласно Руссо, не создает права – ни в естественном, ни в гражданском состоянии. Моральное вообще не может быть результатом физической мощи. "Право сильнейшего" он называет правом в ироническом смысле: "Если нужно повиноваться, подчиняясь силе, то нет необходимости повиноваться, следуя долгу; и если человек больше не принуждается к повиновению, то он уже и не обязан это делать. Отсюда видно, что слово право ничего не прибавляет к силе. Оно здесь просто ничего не значит".
Основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения. "Несомненно, – писал Руссо, – существует всеобщая справедливость, исходящая от разума, но эта справедливость, чтобы быть принятой нами, должна быть взаимной... Необходимы, следовательно, соглашения и законы, чтобы объединить права и обязанности и вернуть справедливость к ее предмету".
Условия перехода к государству Руссо трактует следующим образом: то, что отчуждается у каждого изолированного индивида в пользу образуемого по общественному договору целого (народа, суверена, государства) в виде естественного равенства и свободы, возмещается ему (но уже как неразрывной части этого целого, члену народа-суверена, гражданину) в виде договорно установленных (позитивных) прав и свобод. Происходит, говоря словами Руссо, как бы эквивалентный "обмен" естественного образа жизни людей на гражданский образ жизни.
Благодаря общественному договору все оказываются "равными в результате соглашения и по праву".
Вместе с тем Руссо отмечает, что "при дурных Правлениях это равенство лишь кажущееся и обманчивое; оно служит лишь для того, чтобы бедняка удерживать в его нищете, а за богачом сохранить все то, что он присвоил". Не отрицая самой частной собственности, Руссо вместе с тем выступает за относительное выравнивание имущественного положения граждан и с этих эгалитариетских позиций критикует роскошь и излишки, поляризацию богатства и бедности. В общественном состоянии, считает Руссо, "ни один гражданин не должен обладать столь значительным достатком, чтобы иметь возможность купить другого, и ни один – быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным себя продавать; это предполагает в том, что касается до знатных и богатых, ограничение размеров их имущества и влияния, что же касается до людей малых – умерение скаредности и алчности".
В основе общественного договора и правомочий формируемого суверенитета лежит общая воля. Руссо при этом подчеркивает отличие общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая – интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявленной воли частных лиц. "Но, – поясняет он, – отбросьте из этих изъявлений воли взаимно уничтожающиеся крайности; в результате сложения оставшихся расхождений получится общая воля".
Информация о работе Философско-правовые воззрения Жан-Жака Руссо